40
41
НАСТОЯЩАЯ "ОКА"часто ссылались на трудности, давно уже банкроты. А СеАЗ борется. Построен новый цех окраски кузовов. Сварку кузова теперь делают восемь роботов, старый цех сборки мотоколясок превращен в доводочный. Освоено производство прицепов к легЗдесь заканчивается сборочный конвейер. На Серпуховском автозаводе трудится 2060 человек.У реки всегда только один источник. А уавтомобиля , к оторому прочили великое будущее в СССР, их должно было быть три. Неизвестно, кто умудрился дать машине имя, не имеющее множественного числа, - он как бы предрек, что массовой машина не будет. С тех пор прошло уже восемь лет, а "Ока" так и осталась "малотиражной". Сначала планировалось выпускать 50 тысяч автомобилей "Ока": на Волжском и Камском автозаводах по 20 000 в год, на Серпуховском 10 000 машин. Однако ВАЗу "Ока" оказалась в тягость, а камский завод смог сделать в прошлом году лишь треть от когда-то запланированного. Что касается СеАЗа, то он изначально был ориентирован на выпуск модификаций для инвалидов. Кстати, здесь делают "самую настоящую" "Оку" - ведь Серпухов стоит на берегу этой реки. На конец января с его конвейера сошло 14835 автомобилей. Столько сделано за шесть с половиной лет. С чего же началась история "Оки" в Серпухове? В уже далеком 1989 году здесь стартовала сборка автомобиля СеАЗ-1111 из комплектующих Волжского автомобильного завода. Для предприятия, производившего мотоколяски, выпуск пусть маленького, но все же "настоящего" автомобиля стал серьезным испытанием. Значительно 40 ЗРЛМ 59 АУЕ /6возросли требования к культуре производства и организации труда. Но начались большие перемены ив обществе, и в экономике. Цены менялись едва ли не каждый день, что отнюдь не помогало производству. Фактически развитие замерло, нужно было хотя бы сохранить достигнутое. Когда закончился период бурной инфляции, возникла другая проблема - поставщики по инерции продолжали гнать цену вверх. Стоимость автомобиля неумолимо увеличивалась, и к концу 1995-го сильно обогнала украинскую "Таврию". Однако перечислять беды можно бесконечно, вспоминая, кроме растущих цен, еще взаимные неплатежи, непомерные налоги, социальные проблемы. Те предприятия, чьи руководители слишкомковым автомобилям, продолжают делать амортизаторы для тяжелых мотоциклов и прицепов. Сегодня завод выпускает две модели "Оки" для инвалидов: СеАЗ- Наш репортаж11101 - для тех, у кого здоровы обе руки, и СеАЗ-11102 - для тех, у кого здоровы обе руки и одна нога. Подготавливают к производству и третий вариант - СеАЗ-11103 - для тех, кто может владеть лишь одной рукой и ногой. Он сложнее - требуется специальный блок управления, позволяющий водителю оперировать органами управления, не отрывая единственной здоровой руки от руля. Во всех автомобилях используют электровакуумный привод сцепления, позволяющий переключать передачи, не нажимая на педаль сцепления, которой в машине просто нет. Справедливости ради отметим,что, наверное, лучше было бы установить автоматическую коробку передач - гидромеханическую или бесступенчатый вариатор. Таких в России не делают, но, например, на японских автомобилях класса "микро" автоматические трансмиссии - не редкость. Поэтому конструкторы из Серпухова активно экспериментируют с импортными силовыми агрегатами. Сейчас две машины с двигателями "Сузуки" и "Дайхатсу" проходят заводские испытания. Преимущества их во мешает отнести ее к транспортным средствам для особой социальной группы и обеспечить соответствующие налоговые льготы. Ведь импортные силовые агрегаты (двигатель + коробка) почти вдвое дороже наших, а налоги и вовсе лишают их всяких шансов. Вообще, налоги - основная проблема завода. Автомобиль для инвалидов собирают из деталей, в цену которых входит НДС, что составляет целых 20%. С точки зрения налоговой инспекции, это скорее верно, ведь из этих комплектующих собирают и "обычную" "Оку". Но результат налицо - отпускная цена СеАЗ-1111 в январе была 23 млн. рублей, а модификации для инвалидов - лишь на 1,5 млн. дешевле. То, что у государственных органов нет средств на закупку автомобилей для инвалидов, - это плохо, но для производства - еще полбеды. Беда, когда покупатели, которые ищут машины подешевле, отворачиваются от "Оки" - доплатив еще 3 миллиона, можно взять новый "Москвич", пусть скверно собранный, но все же более долговечный и вместительный, чем "Ока". Противоречивость ситуации в том, что не смогут помочь и новые технологии - новейший окрасочный цех производительностью 30 тысяч автомобилей в год загружен лишь на 12%. Катафорезный грунт фирмы PPG (Италия) и современная технология позволяют довести качество окраски и долговечность кузова до мировых стандартов - но цена машины резко возрастает. Впрочем, даже на "промежуточном" уровне солестойкость кузова "Оки", окрашенной в новом цехе, в 3-3,5 раза лучше, чем при обычной технологии. При столь небольшом объеме выпуска высокая цена автомобиля неизбежна, количество же выпускаемых машин ограничено платежеспособным спросом. Таким образом, получается замкнутый круг - нельзя увеличить производство, чтобы снизить цену, потому что не продать сделанные автомобили, прибыль от которых можно вложить в расширение завода. Увы, и популярные прицепы к легковым машинам не смогут спасти автомобильное производство. Как автомобиль для инвалидов "Ока" вполне годится. При стабильномСеАЗ-11102 - для тех, кто владеет одной ногой и обеими руками. Педаль газа может располагаться как слева, так и справа от педали тормоза. Рычаг выключения сцепления - слева от руля.СеАЗ-11101 - для тех, у кого здоровы обе ру- • ки. Заводское прозвище автомобиля "ушастый". "Уши" на рулевой колонке управляют газом, рычаг справа,-тормоз.по сравнению с "вазовскими" очевидны. При более высокой надежности и долговечности японские моторы мощнее и лучше уравновешены. У них 3-цилиндровые двигатели, а у "Оки", напомним, два цилиндра. Автоматическая коробка передач позволяет управлять машиной человеку, у которого здоровы только одна нога и одна рука. Иными словами, "Ока" с "автоматом" - вполне подходящее транспортное средство, впрочем, не только для инвалидов. Именно это обстоятельст-Вот такой экономический курьез. Есть ли шанс избежать неминуемого финансового краха? Увы, без государственной поддержки он весьма невелик. "Ока" теперь далеко не дешевый автомобиль, а минимальный комфорт и маленькая вместимость уже не могут устроить покупателя. Любая попытка повысить потребительские качества машины неизбежно ведет к еще большему увеличению цены и коллапсу спроса.государственном заказе и финансировании, а также освобождении от налогов она может быть почти вне конкуренции. А вот на "Оке" - "народном" автомобиле в нынешней ситуации, кажется, пора ставить крест. Впрочем, на КамАЗе еще не теряют оптимизма. Кстати, "Ока" из Челнов заметно дешевле своей сестры. Как-то будет дальше развиваться история "народного" автомобиля? Анатолий ФОМИНЗА РУЛЕМ 5/9641