129
130
СгзоимиСиламиJ JE ТАК СТРАШЕН ВПРЫСК...Двигатели автомобилей БМВ-3181 и -518i 1991 года выпуска оснащены электронной системой управления "Бош-Мотроник М1.7". В отличие от ранней системы "М1,3" новая версия имеет более плоский блок управления с разъемом, насчитывающим 88 контактов (у "М1,3" 25 контактов). Приступая к обслуживанию своего автомобиля, владелец должен точно знать, с какой из систем он имеет дело. В данном материале мы ограничимся рассмотрением наиболее характерных неисправностей (неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, провалы при разгоне, снижение мощности) автомобилей, оснащенных электронной системой "Бош-Мотроник М1.7". Главная ее особенность в том, что диапазоны регулировки у нее значительно более жесткие, чем у большинства систем других производителей. Одновременно с этим информацию об особенностях настройки системы компания БМВ считает нужным держать закрытой и предпочитает, чтобы доступ к ее "сердцу" - блоку управления двигателем - осуществлялся через диагностический разъем только на фирменных станциях технического обслуживания. Конечно, найти диагностический разъем на щите передка нетрудно. Вы можете даже приобрести необходимое диагностическое оборудование фирмы "Бош", которое позволит вам проникнуть внутрь системы, но, по нашим подсчетам, это обойдется в полторы тысячи долларов, не считая доставки из Европы и связанных с нею таможенных и иных расходов. Кроме того, до сих пор ни один из "независимых" производителей диагностических систем не предложил комплекса, адекватного по глубине анализа, но, кажется, в этом нет особой необходимости. Несмотря на то, что системный разъем для вас недоступен, причины основных проблем вы сможете выявить и устранить привычными для многих автолюбителей способами. Как и другие системы, "Бош-Мотроник М1.7" полностью полагается на информацию от датчика положения ко ­ ленчатого вала. Электронный блок управления двигателем (ECU) использует сигналы от этого датчика, а также многих других, расположенных в ключевых точках двигателя, для обеспечения его оптимального режима работы и точного дозирования подачи топлива. Смесеобразование контролируется с помощью расходомера воздуха типа крыльчатки, который посылает на блокСреди иномарок, бегающих по дорогам России, автомобили БМВ одни из самых надежных. Однако и они требуют ухода, а подчас и устранения неисправностей. Но возможно ли сделать это своими силами, не прибегая к помощи квалифицированных мастеров на СТО, а главное - не повредив сложнейшую электронику, управляющую впрыском топлива? Оказывается, возможно, причем отдельные операции доступны даже автомобилисту-новичку. Ему поможет предлагаемая статья Андрея ЛАДЫГИНА и Юрия СОЛОВЬЕВА.управления сигнал в виде меняющегося напряжения. Список других важных устройств включает в себя датчик положения дроссельной заслонки, датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в рубашке охлаждения, клапан холостого хода (двухпроводный, ротационного типа), четыре стандартных двухпроводных инжектора (форсунки), установленных на топливной рампе, регулятор давления топлива на выходе рампы, реле топливного насоса и реле электронного блока управления. В БМВ-318 два реле смонтированы на щите передка, хотя некоторые руководства по обслуживанию говорят, что эти реле находятся в главном блоке предохранителей. Реле оранжевого цвета управляет топливным насосом, а реле белого цвета - блоком ECU. Поскольку данная система замкнута, то есть управляется и контролируется электроникой, изменить установку момента зажигания невозможно. Тем не менее иногда нелишне проверить работу системы зажигания стробоскопом,Электронная система управления двигателем "Бош-Мотроник М1.7". Схема соединений: 1 - топливный насос; 2 - предохранители; 3 - реле топливного насоса: 4 - реле "лямбда-зонда": 5 - главное реле; 6 - экранирующий провод: 7 - индуктивный датчик на высоковольтном проводе 4-го цилиндра; 8 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 9-датчик кислорода; 10-диагностический разъем; 11-панель приборов; 12 - провод к катушке зажигания; 13 - электронный блок управления; 14 - провод к противоугонному устройству; 15 - провод к датчику контроля зажигания; 16-датчик положения коленчатого вала; 17 - инжекторы; 18 - потенциометр дроссельной заслонки; 19 - вентиляционный клапан; 20 - контрольный клапан холостого хода; 21 - расходомер воздуха; 22 - контактный разъем расходомера воздуха.ЗА РУЛЕМ 5/9129 присоединив индуктивный датчик к проводу первого цилиндра (но не вставляя разъем стробоскопа между свечой и колпачком высоковольтного провода!). Не менее важно проверить соответствие порядка работы цилиндров и подсоединения свечных проводов высокого напряжения. Для этого присоедините индуктивный датчик на провод четвертого цилиндра, который обеспечивает "входную" информацию о последовательности работы свечей. Эта информация используется блоком уп ­ равления для расчета параметров зажигания и впрыска. Система управления, которую мы рассматриваем, относится к числу исключительно надежных, поэтому большинство дефектов обусловлены, так сказать, физическими, а не электронными факторами. Компоненты, открытые воздействию грязи, пыли, воды или повышенных температур, бывают обычно источниками неприятностей. Искажения выходных параметров, возникающие в результате выхода из строя этих компонентов, приводят к ошибкам в работе ECU, что, в свою очередь, отражается на работе двигателя. Как это часто бывает, регулярное обслуживание помогает предупредить большую часть неполадок. В частности, риск таких неприятностей намного ниже в чистом моторном отсеке. Необходимо постоянно следить за состоянием воздушного фильтра, а также вакуумных шлангов (нет ли в них трещин). Немалую роль играют и свечи (рекомендуются NGK и "Бош"). Не забывайте регулярно проверять зазоры между электродами и своевременно заменять свечи новыми. Это очень важно, так как увеличенные зазоры могут привести к перебоям в работе свечей. Вибрация двигателя и провалы, перебои иногда на всех режимах работы мотора - наиболее характерная неисправность. Причина ее в большинстве случаев проста. Крышка распределителя на двигателях БМВ-318 спрятана под несколькими пластмассовыми кожухами. Грязь и смазка незаметно скапливаются под ними, вызывая утечку тока на "массу" и, как следствие, перебои в искрообразовании. Сняв кожухи и отвернув три винта, снимаем крышку распределителя, чтобы получить доступ к ротору ("бегунку"). И крышка, и "бегунок" должны быть тщательно вычищены, неисправные детали заменены. Кожухи, как правило, не требуют замены, достаточно лишь содержать их в чистоте. Провода высокого напряжения ведут от крышки распределителя к свечам зажигания внутри пластикового футляра(туннеля), который хорошо защищает от излишнего нагрева и грязи. Наконечники высоковольтных проводов весьма надежны, однако на старых моделях не вредно иногда проверять плотность их посадки, ослабление которой может вызывать сбои в цепи зажигания. Если вы собрались заменить провода, будьте аккуратны: они плотно сидят в наконечниках, равно как ив гнездах крышки распределителя. Приложенным усилием их можно повредить (оборвать), а если вы попытаетесь использовать отвертку, то непременно разрушите крышку распределителя. Другая причина вибрации двигателя - состояние топливных форсунок (инжекторов). Моторы БМВ известны тем, что по мере их износа топливновоздушная смесь, поступающая в цилиндры, все более обедняется, поэтому иногда простая прочистка инжекторов (специальными жидкостями) существенно улучшает динамические характеристики автомобиля. Неравномерные обороты холостого хода - другая проблема, общая для моторов, управляемых системой "Мотроник". Слабо закрепленная дроссельная заслонка вполне может быть причиной этого. Очистив внутреннюю поверхность (полость) диффузора и саму заслонку, обратите внимание на ограничитель ее хода. Нетрудно заметить, что при ввертывании ограничителя обороты холостого хода растут. Однако это, несомненно, не решение проблемы, так как нарушает работу выключателя (потенциометра), расположенного на оси заслонки и передающего информацию на блок управления. Вы можете убедиться, что ограничитель установлен правильно, вывернув его до упора, в результате чего заслонка полностью перекроет диффузор, а затем ввернув ограничитель так, чтобы образовался едва за ­ метный зазор. Это положение ограничителя можно считать правильным. Контрольный клапан холостого хода расположен в задней части двигателя и легко снимается для очистки. Загрязнение, вызывающее неполадки в работе клапана, также довольно распространенная причина неустойчивых оборотов холостого хода. Корнем проблемы гораздо чаще оказывается грязь, а не электрика. Часто источником неполадок является расходомер воздуха. В результате износа контактной дорожки потенциометра на его выходных контактах могут возникнуть браки напряжения. Между тем для хорошей работы двигателя необходимо, чтобы напряжение нарастало или падало плавно. Колебания илиперебои напряжения отражаются на работе электронного блока управления, они способны вызвать запаздывание зажигания, переобогащение смеси. Отсюда - снижение мощности двигателя, вялый разгон. Перебои по своей природе - всего лишь колебания, проявляющиеся только в определенные моменты. Конечно, можно ехать, не обращая на них внимания. Как только обороты двигателя превысят "критическую" точку, электронный блок управления перенастроится и нормальная работа мотора будет восстановлена. Все же неисправность окажется записанной в памяти блока управления и вскроется при диагностике блока во время очередного техобслуживания. Несложные измерения позволят диагностировать неисправность расходомера воздуха. Прибор работает от напряжения 5 вольт, поэтому, убедившись, что питание подано, проведем несложную проверку с помощью вольтметра или осциллографа. При неработающем двигателе (но включенном зажигании) попробуйте вращать расходомер рукой и проверять напряжение по шкале вольтметра. Оно должно колебаться в пределах от 0,5 до 4,5 вольта. Учтите, что перебои могут быть обусловлены и температурным режимом, поэтому проверку целесообразно провести как на хо ­ лодном, так и на прогретом двигателе. Контактную дорожку потенциометра очистите, аккуратно приподняв крышку и использовав тряпочку, смоченную метиловым спиртом. Ни в коем случае не следует изгибать рычажок щетки (подвижного контакта), иначе придется заново регулировать состав смеси (подачу воздуха). Обогащение смеси для сглаживания провалов приведет к значительному росту доли СО в выхлопе, но при этом не стабилизирует холостой ход. Итак, если мотор работает плохо или на чересчур обогащенной смеси проверьте работу расходомера воздуха, а точнее, его потенциометра. Если прибор в порядке, причина неисправности может быть в электронном блоке управления. Еще один казус - плохой пуск моторов, управляемых системой "Мотроник М1.7'. Это бывает связано с дефектом штатного противоугонного устройства, устанавливаемого на заводе. Оно подключено непосредственно к электронному блоку управления (контакт № 81). Попробуйте временно отсоединить разъем от этого контакта. Если двигатель заработает, значит, противоугонное устройство неисправно.