*«*"pii IIII ни ii fiii ii ипоэтому грузовиков для средней работы выпускают меньше, чем тяжелого класса. Например, за последние четыре года (1992-1995 гг.) сбыт грузовиков среднего класса в Западной Европе составлял 78-95 тыс. штук в год. Кроме этого, "средние" часто используют в коммунальном хозяйстве городов, монтируя на них специализированное оборудование для обслуживания коммуникационных сетей, пожарной охраны и т. д. Наиболее распространенные машины средней грузоподъемности - это, конечно, специализированные фургоны с устройствами для механизации погрузки-выгрузки (например, задний грузоподъемный борт), а также обычные бортовые (платформа с тентом). "Средний" может служить не только как развозной городской фургон, но ив качестве тягача с прицепом на магистральных перевозках. В первом случае развозная машина отличается хорошей маневренностью, малой погрузочной высотой, удобством погрузки-выгрузки, причем ей хватает от-Перед вами два поколения грузовиков, между которыми ровно век. Первый в мире появился в 1896-м, а новейший - из семейства "Мерседес-LK" 1996 модельного года. О юбилее грузовика мы еще вспомним ближе к осени, а здесь расскажем о грузовых автомобилях среднего класса (к ним относится и показанный на фото "Мерседес-814" из семейства "LK").В отличие от легких грузовиков, которые нередко служат и личной машиной владельца (ЗР, 1996, № 2), средние предназначены исключительно для коммерческой эксплуатации - интенсивной перевозки грузов с годовыми пробегами от 25 до 200 тыс. км на любые расстояния. Речь идет о грузовых автомобилях полной массой от 6 до 15 т, то есть о машинах средней грузоподъемности (или класса). Условие всемерного удешевления перевозок - главное при проектировании этих машин; оно в значительной мере сделало конструкцию грузовиков именно такой, какой мы ее сейчас видим. Например, все без исключения дорожные грузовики, начиная с машин пол82 ЗРЛМ 59 АУЕ /6ной массой 5-6 т, сейчас - на рамном шасси, с цельными балками ведущих мостов и ведомых осей на рессорах или пневмоподвеске. Кабина расположена над двигателем, за двигателем и (очень редко) впереди двигателя. Другие варианты шасси не применяют, поскольку они оказались просто неконкурентоспособными для условий, в которых работают машины этого класса. Машины средней грузоподъемности, о которых речь, так же, как их собратья, конструктивно почти одинаковы, хотя внутри класса отличаются друг от друга массой в 2,5 раза. Объединяет их одна особенность - неполное использование предельно допустимых нагрузок на оси.Машины средней грузоподъемности применяют там, где нерационально использовать легкие грузовики полной массой до 6ти тяжелые, свыше 15-16 т. Например, если перевозят партии товара в 4-10 тонн или легковесные грузы (одежда, мебель, упакованная бытовая техника и др.), то полезного объема грузового отсека тяжелой машины недостаточно для ее оптимальной загрузки. Перевозки подобного характера не столь массовы,"BonbBO-FL608" с кузовом "фургон" полной массой 7,49 т. Двигатель - 180 л. с/132 кВт. Это самый легкий грузовик в программе фирмы. Полная масса автопоезда 17,5 т.носительно слабого двигателя. Во втором - грузовик оборудуют удлиненной усиленной рамой, объемистым кузовом, кабиной со спальным местом, мощным двигателем, многоступенчатой коробкой передач и т. д. Для некоторых видов перевозок седельные или при- Обозрение ЗРflA(D-FA45.210-11 с новой кабиной премьера 1996 г. Кузов - фургон с холодильной установкой. Двигатель - 212 л. с/156 кВт. Полная масса автомобиля -11т, автопоезда - 21 т.Семейство грузовиков средней грузоподъемности МАН серии L2000. Пожарный автомобиль на шасси модели 8.153F. Самосвал на шасси 8.153FK полной массой 7,49-8 тс двигателем мощностью 150 л. с/110 кВт.пневмоподвеску заднего моста. Обычными стали теперь стабилизаторы поперечной устойчивости на обоих мостах (их никогда не было на отечественных грузовиках). Большинство европейских машин средней грузоподъемности рассчитаны на хорошие дороги - у них низкая посадка, низкопрофильные бескамерные шины, а диаметр обода 17,5 и 19,5 дюйма. "Нормальными" шинами на ободах 20 и 22,5 дюйма оснащают только более тяжелые модели полной массой 12-15 ти полноприводные модификации для плохих дорожных условий. Колесные тормозные мех анизмы - б арабанные или дисковые, причем последние ставят не только у передних, но иу задних колес. Привод пневматический или гидро пневматический. Антиблокировочные системы для автомобиля и автопоезда многие фирмы предлагают на заказ.ц епныеавтопоезда полной массой 18-34 т выгоднее одиночных машин тяжелого класса той же полной массы. Кроме грузовиков общего назначения, в малых количествах делают самосвалы с трехсторонней разгрузкой и даже седельные тягачи для буксировки полуприцепов. Некоторые фирмы предлагают полноприводные шасси 4x4 для более тяжелых дорожных условий. Все европейские "средние" грузовики, а мы говорим только о них, имеют компоновку "кабина над двигателем", чем в корне отличаются от российских одноклассников (ГАЗ и ЗИЛ). Колесные формулы - только 4x2 и 4x4. Применяют несколько вариантов подвесок для различных условий работы, а также в зависимости от требований к сохранности перевозимых грузов. Обычную, на полуэллиптических рессорах, мало используют, чаще - более комфортную, на малолистовых параболических рессорах переменной толщины. Встречается и относительно сложная подвеска на пневмобаллонах. В ней балки мостов фиксируют с помощью продольных и поперечных штанг. Часто сочетают различные виды подрессоривания, например, параболические рессоры в передней подвеске иД вигатели - т олько дизельные, обычно с непосредственным впрыском топлива 4- и 6-цилиндровые. Диапазон мощности - от 85 до 270 л. с. Для городских условий используют более слабые двигатели, нежеЗА РУЛЕМ 5/96 83 Обозрение ЗРли для движения по автомагистралям в составе автопоезда. Механизмы сцепления, как правило, с диафрагменной пружиной и гидравлическим приводом. Коробки передач - механические 5- или 6-ступенчатые, а для автопоездов - 8-18ступенчатые. Желающие, однако, могут заказать автоматическую гидромеханическую коробку передач. Условия работы водителя зачастую близки к уровню легковых машин. Кабины установлены на пружинной подвеске с амортизаторами, имеют гидравлический механизм опрокидывания. Сиденье водителя нередко оснащают пневмоподвеской и устройством для регулирования в трех-четырех направлениях, а рулевое колесо регулировкой угла наклона. Для работы в холодном климате есть и другие, незаметные на первый взгляд, но весьмаЭти машины также из семейства MAH-L2000. Автопоезд для непродолжительных перевозок легковесных грузов полной массой 22 т. Тягач - MAH-10.223FL, кабина со спальным местом. Мощность двигателя 220 л. с/162 кВт, полная масса автомобиля -10,5 т. Самосвал повышенной проходимости на полноприводном шасси 8.153FAE полной массой 8тс двигателем мощностью 150 л. с/110 кВт.полезные вещи. Например, электронная термосистема для запуска и прогрева двигателя без водителя, обогреваемые зеркала заднего вида, автономные (не связанные с системойохлаждения двигателя) обогреватели, а также системы вентиляции с осушением и очисткой воздуха, кондиционеры. Многие европейские фирмы ("Мерседес-Бенц", МАН,Характеристики грузовиков средней грузоподъемностиМодель грузовика Колесная формула Семейство Полная масса, т Собственная масса шасси, т Полная масса буксируемого прицепа, т Число цилиндров и рабочий объем двигателя, см 3 Мощность 'нетто" при частоте вращения, л. с.(кВт) об/мин Максимальный крутящий момент, Н-м при частоте вращения, об/мин Число ступеней в коробке передач Интервал колесных баз, м Размер шин ИВЕКОML60E10 "МерседесБенц-8140" МАН8.153F MAH12.192F "МерседесБенц-1324" ИВЕКОML150E27R4x2Еврокарго4x2 Т27.49 2.66-2,74x2L20004x4 М9011,8 4,73 16,2 6-6871 186(137) 2600 645 12004x2 LN13,0 4,13-4,57 19,5 6-5958 240(177) 2600 750 1400 били 12 4,75-5,22 285/70R22,54x2Еврокарго 15,0 4,97-5,28 17,5 6-7685 266(196) 2200 953 14006.02,82-2,918.03,2-3.5 11,5 4-4580 155(114) 2400 570 1500 5 или 6 3,0-4,9 215/75R17.53,54-3908 102(75) 2700 320 14007,54-3972 136(100) 2600 428 130052.7-4,185 225/75R1653,7-4,25 205/75R17.563,225 9R22.594,185-5,67 305/70R19.5ИВЕКО и др.) производят довольно широкую гамму машин средней грузоподъемности. Например, "Мерседес-Бенц" предлагает два семейства автомобилей этого типа - "Т2" и "LK", где только основных моделей - 22. Они различаются полной массой (от 5,99 до 15 т) и мощностью двигателей (от 88 до 240 л. с ) . Для каждой предусмотрены рамы с различной базой, а многие можно заказать с удлиненной 6 - 7-местной кабиной, подвесками различного типа и другим специальным оснащением по требованию заказчика. Технические характеристики типичных представителей среднего класса приведены в таблице. Однако более разнообразны тяжелые грузовики, о которых мы расскажем в следующем обзоре. Михаил ТЕПЛОВ84ЗА РУЛЕМ 5/96