125
4 3/4, сейчас зубья крупнее - питч 4 1/4. На мотоциклах "Урал", "Днепр" главная пара неизменна со времен прототипа - мотоцикла БМВ 30-х го ­ дов и имеет питч 6,5. А вот цилиндрические шестерни гораздо проще в изготовлении и поэтому уже давно делаются на отечественных "метрических" станках. В наше время дюймовые цилиндрические шестерни - это уже древность. Правда, еще выпускаются запчасти для снятых недавно с конвейера ГАЗ-52, где, скажем, шестерни привода распредвала имеют питч 10, привода валика маслонасоса - питч 12, а шестерни коробки передач - питч 7. Но самая массовая дюймовая зубчатая передача на наших автомобилях (о чем мало кто знает) - это шестерня обгонной муфты стартера - венец маховика двигателя ВАЗ. То, что эта зубчатая передача имеет питч 12 (модуль 2,12), определилось когда-то выбором поставщика электрооборудования ФИАТа. Впоследствии питч 12 был применен и для стартеров ВАЗ-2108, "Таврии" и "Оки". Так что теперь дюймовые зубья нарезают невстречаются редко, да и то все они подогнаны под ближайший нестандартный метрический размер. Например, международный стандарт шестигранника свечей зажигания 13/16" у нас идет как размер 21 мм. На "жигулях" шестигранник на 13/16" имеют также и втулки регулировочных болтов для клапанов. А шестигранник "на 38" храповика "жигулевского" коленвала не что иное, как номинал полтора дюйма. Гайки крепления колес на грузовиках ГАЗ и ЗИЛ также традиционно идут под стандартный полуторадюймовый "баллонный" ключ. В последнее время в продаже появились ключи нестандартных метрических размеров, явно предназначенные для близкого по размерам дюймового крепежа - например "на 16", "18", "20", "21", "26" и т. д. В заключение - несколько слов об ИНОМАРКАХ. В отличие от ос ­ новной части населения той или иной страны, пользующейся какойто одной системой мер, специалисты в области производства или об ­ служивания автомобилей сталкива-ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬОткуда взялась единица мощности "лошадиная сила"? Если под капотом "Волги" 100 л. с, значит ли это, что ее мотор способен выполнить работу сотни реальных лошадей? В том, что спокойным шагом легковую машину и одна лошадь потянет, сомнений нет. Но и для большой скорости ста коней кажется многовато. Что это - чисто условная единица? Единица эта появилась в конце XVIII века в Англии как мера оценки мощности паровых машин. В опытах Джеймса Уатта было установлено, что лошадь, работающая на приводе шахтового ворота, может идти со скоростью 4,5 км/ч с тяговым усилием 60 кгс, то есть развивает мощность 75 кгс-м/с. Эта мощность и была принята за единицу. Первоначальное назначение единицы мощности отражено в некоторых странах в ее названии. Например, во Франции она называется cheval vapeur - паровая лошадь и обозначается строчными буквами ch или cv. В старых справочниках приводятся сильно различающиеся данные по мощности средней лошади на разных работах. Но применительно к транспорту цифра 75 близка к реальной. По нормам Парижского Общества омнибусов лошадь ежедневно должна была совершать пробег в 55056 м по силе тяги 25,801 кгс, производимой работе 1420497 кгсм и продолжительности рабочего времени - 5,5 ч. Отсюда получается мощность около 72 кгсм/с. Говоря о мощности двигателя автомобиля, надо помнить, что полностью она используется редко, например, в какие-то моменты быстрого разгона с места и при движении с максимальной скоростью на высшей передаче. Но даже если брать в расчет только половину мощности мотора, цифра кажется завышенной. Дело в том, что за единицу принята мощность, с которой средняя лошадь может работать длительное время. Естественно, на какие-то секунды или минуты та же лошадь может быть гораздо мощнее. И если бы за единицу была принята ее максимально возможная мощность, то мотор "Волги" оценивался бы цифрой порядка 10. Принципиальная разница между живым и машинным двигателем в том, что первый может развивать максимальную мощность только очень короткое время, а второй - если не максимальную, то близкую к ней, - достаточно долго. Если сказать, что мощность лошади 10 "человеческих сил", это выглядит логично. Хотя человек вполне способен показать мощность в одну лошадиную силу. Для этого всего-то надо за секунду поднять груз в 75 кг на один метр. Это многие могут сделать. Один раз. А какой груз человек сможет поднимать несколько часов подряд? Так что сомнения, выраженные в вопросе, связаны с тем, что живой двигатель сравнивается с машинным. З РЛМ 59 125 АУЕ /6Таблица 4 ШЕСТИГРАННИКИ ПОД КЛЮЧSAEдюймы 7/32 ММ 5,56 ГОСТ 6424-73, мм дюймыSAEммГОСТ 6424-73, мм5,5(15)61/49/32 5/16 11/32 6,355/811/16 23/3215,8751777,14 7,94 8,7317,46 18,26 19,05 20,64 22,23 23,81 26,99 30,16 31,7583/413/1619 22 24 27 30 32 360)3/813/32 7/16 15/32 9,5257/815/16 1 1/16 13/161010,32 11,11 11,91 12,7 (11)1 1/4121 1/2 38,1 41,28 46,04 50,81/213 149/16 14,2915/8 1 13/1641 46 502только на ВАЗе и его поставщике стартеров КЗАТЭ (бывш. КАТЭК), но ив Мелитополе (МеМЗ), и в Херсоне (ЭМЗ-стартеры). И наконец, ДЮЙМОВЫЕ ШЕСТИГРАННИКИ ПОД КЛЮЧ. Наиболее часто употребляющиеся в автомобилях их размеры приведены в табл. 4. Как видим, большинство метрических номиналов произошло от дюймовых и почти взаимозаменяемо с ними. На отечественных автомобилях чисто дюймовые шестигранникиются со всякими. Им уже безраз ­ лично, в какой системе мер изготовлена та или иная деталь. Автомобиль может быть спроектирован в одной стране, собираться в другой из деталей, изготовленных в третьей, а эксплуатироваться в четвертой. Вот почему иномарки зачастую представляют собой еще более пе ­ струю смесь дюймов и миллиметров, чем "Жигули". Но, разумеется, больше всего дюймов - в амери ­ канских автомобилях и меньше всего - во французских.