оимишламиpЕГУЛИРОВКА КАРБЮРАТОРА "ОКИ"Карбюратор автомобиля "Ока" создан на базе карбюратора "Вебер", хорошо знакомого владельцам "жигулей" до 1980 года. Основные отличия - иные диаметры жиклеров, установка электромагнитного запорного клапана, а также ряд устройств, связанных с поперечным расположением двигателя "Оки". О тонкостях регулировки этого карбюратора рассказывает Росс ТВЕГ.По сравнению с "Жигулями" карбюратор "Оки" фактически развернут на 90°: если смотреть по ходу автомобиля, поплавковая камера оказалась справа, а смесительные камеры слева. Поэтому при резком левом повороте возникает "отлив" бензина от главных топливных жиклеров 16 и 23 (рис. 1) и трубки эконостата 17. "Отлив" бывает подчас настолько существенным, что в работе двигателя появляются рывки и провалы. Именно поэтому уровень топлива в поплавковой камере карбюратора "Оки" следует контролировать особенно тща тельно, не допуская его понижения. Номинальный уровень - 22 мм от прокладки крышки карбюратора (при снятой крышке).Излишнее повышение уровня то плива также приводит к неустойчивой работе двигателя. Обратим внимание, что в поплавковой камере карбюратора "Оки" есть трубка инерционного экономайзера 12 (см. рис. 1). Это устройство предназначено для компенсации "приливно-отливных" явлений.9 10 11Уровень топлива должен быть ниже конца этой трубки. Если трубка опущена в бензин, то инерционный экономайзер оказывается включенным в работу постоянно, обогащая смесь на всех режимах, вплоть до переобогащения, в результате чего двигатель может остановиться. При номиналь-151425 24 232120Рис. 1. Схема карбюратора 1111-1107010:1 - диафрагма ускорительного насоса; 2 - пробка обратного клапана ном уровне топлива экономайускорительного насоса: 3 - регулировочный винт пускового устройства; 4 - диафрагма пускового устройства; 5 зер будет работать только во - воздушный канал пускового устройства; 6 - топливный жиклер холостого хода; 7 - распылитель главной время "отлива" бензина от главдозирующей системы первой камеры; 8 - распылитель инерционного экономайзера; 9 - корпус распылителей ных жиклеров. ускорительного насоса: 10 - распылитель эконостата; 11 - распылитель главной дозирующей системы второй Для проверки уровня топликамеры; 12 - трубка с топливным жиклером инерционного экономайзера: 13 - топливный фильтр; 14 - пробки: ва в карбюраторе "Оки" н е 15 - поплавковая камера; 16 - главный топливный жиклер второй камеры; 17 - трубка с топливным жиклером сложно изготовить приспособэконостата; 18 - выходные отверстия переходной системы второй камеры: 19 - регулировочный винт количества ление, показанное на рис. 2. смеси холостого хода: 20 - выходные отверстия переходной системы первой камеры; 21 - выходное отверстие Штуцер 3 ввертывается вместо системы холостого хода; 22 - регулировочный винт качества (состава) смеси холостого хода; 23 - главный одной из пробок 14 (см. рис. 1). топливный жиклер первой камеры: 24 - регулировочный винт добавочного воздуха заводской подрегулировки Трубка 2 (см. рис. 2) лучше стесистемы холостого хода; 25 - запорный электромагнитный клапан. клянная или из прозрачной бен-зостойкой пластмассы. Если 120 ЗРЛМ 59 АУЕ /6 верхний конец трубки сделать на 5 мм выше, чем показано на рисунке, то уровень топлива в поплавковой камере можно будет отслеживать постоянно. Необходимо лишь позаботиться о герметичности резьбовых соединений и прочности мерной трубки./Нормальный уровень топлива в карбюраторе2 фаскиРис. 2. Устройство для проверки уровня топлива в поплавковой камере карбюратора "Оки": 1 - прокладка между крышкой и корпусом; 2 - мерная трубка; 3 - штуцер.Пусковое устройство карбюратора "Оки" (рис. 3) похоже на тот же механизм карбюраторов типа "Солекс" (устанавливаются на ВАЗ-2108, -2109). Вытягивая манетку "подсоса", мы поворачиваем рычаг 10 по часовой стрелке, при этом криволинейная поверхность "а" воздействует на регулировочный винт 12 и рычаг 13, приоткрывая дроссельную заслонку 11 первой камеры. Одновременно расширяющийся паз между внутренними профилями "б" и "в" рычага 10 освобождает штифт рычага 3, и воздушная заслонка 2 закрывается под действием возвратной пружины 1. После пуска двигателя разрежение из за дроссельного пространства через ка нал 5 (см. рис. 1) воздействует на диафрагму 5 (см. рис. 3) и с помощью рычага 4 приоткрывает воздушную заслонку. Величину А приоткрывания заслонки можно регулировать винтом 7 (см. рис. 3). При проверке величин пусковых зазоров АиВ (см. рис. 3) вытягиваем манетку "подсоса" до отказа, в ре зультате чего воздушная заслонка 2 должна быть полностью закрыта. Оттягиваем шток 4 до упора в винт 7и замеряем величину зазора А: она должна быть в пределах 2,0-2,4 мм. Теперь обратим внимание на величину зазора В: при полностью вытянутом "подсосе" ее размер должен со ставлять 0,7-0,8 мм. Эта величина регулируется винтом 12 (см. рис. 3).Загрязнение жиклеров и каналов карбюратора - процесс естественный: ведь при годовом пробеге в 20 тысяч километров "сердце" двигателя пропускает через себя почти полторы тонны бензина. Причем нередко бензин загрязнен, а, кроме того, при высокой температуре топлива идет более интенсивное закоксовывание и засмоление жиклеров. Поэтому не будем пренебрегать чисткой и продувкой "закоулков" карбюратора, особенно если наблюдаются нарушения в его работе. При вывернутых жиклерах и вынутых распылителях 7и 11 (см. рис. 1) продуваем каналы шинным насосом, используя прилагаемый к нему заостренный наконечник. При необходимости вывертывается регулировочный винт ускорительного насоса, расположенный рядом с пробкой 2 (см. рис. 1), а также другие регулировочные винты 22 и 24. Однако перед тем, как вывернуть их, запомним их положение. Для этого завернем эти винты до упора, сосчитаем и запишем число оборотов. При продувке каналов переходных систем первой и второй камер, а также канала холостого хода вы можете столкнуться с затруднениями: очень малы выходные отверстия 18, 20 и 21 (см. рис. 1). Поэтому отверстия 18 и 20 следует продувать только при отсоединении корпуса карбюратора от корпуса дроссельных заслонок. Выходное отверстие 21 можно продуть, сняв корпус регулировочного винта 22. В промежутках между ге неральными чистками карбюратора порой возникает необходимость прочистки жиклера холостого хода 6 (см. рис. 1). Чтобы добраться до него, нужно вывернуть электромагнитный клапан холостого хода 25. Устанавливая клапан на место, не переусердствуйте при его затяжке, так как жиклер и его посадочное место в корпусе карбюратора легко деформировать. Бывает, на вид жиклер чист, однако холостой ход двигателя неустойчив. Вероятно, в канале осталась соринка, не удаленная при чистке. Удалить ее нетрудно: немного отвернем электромагнитный клапан 25 исни мем с него провод (обратите внимание, что этот провод не должен коснуться "массы"). Теперь после пуска двигателя электромагнитный клапан закрыт, а бензин поступает в систему холостого хода в обход жиклера 6. Именно в этот момент соринка должна вымыться из узкого места. После установки на автомобиль вычищенного и отрегулированного карбюратора проверяют токсичность выхлопных газов. Сначала анализируют состав смеси на повышенных оборотах двигателя (3000 об/мин), при этом содержание СО не должно превышать 2%, а СН - 600 млн~1. Не следует делать СО ниже 1,0%, так как при этом в отработавших газах существенно увеличится содержание СН, а при работе двигателя под нагрузкой могут возникнуть провалы. На холостом ходу содержание СО и СН в отработавших газах регулируется винтом качества 22. Он также закрыт заглушкой. Отвертывая винт, обедняют смесь до 1,5% СО. Если обороты холостого хода снижены, винтом количества 19 доводим их до 900 об/мин и вновь контролируем СО, используя винт качества. В некоторых случаях для приведения в норму СО приходится обеднять смесь, вывертывая винт заводской подрегулировки системы холостого хода 24 (см. рис. 1). Повышенная концентрация СН снижается при установке более позднего зажигания (на 3-5° по углу поворота коленчатого вала). Проверку токсичности отработавших газов рекомендуется проводить по разу зимой и летом, а также после пробега первых 10-12 тысяч километров.131211Рис. 3. Пусковое устройство карбюратора "Оки": I - возвратная пр\/жина воздушной заслонки; 2 - воздушная заслонка; 3 рычаг воздушной заслонки; 4 - шток диафрагмы: 5 - диафрагма; 6 - пружина; 7 - регулировочный винт; 8 - запорный электромагнитный клапан: 9 - ось рычага управления воздушной заслонкой; 10 рычаг управления воздушной заслонкой; II -дроссельная заслонка первой камеры; 12 - регулировочный винт; 13 рычаг приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 14 - гяга привода рычага воздушной заслонки. 8 - пусковой зазор у воздушной заслонки; С - пусковой зазор у дроссельной заслонки первой камеры.ЗА РУЛЕМ 5 96 121