86
87
88
СпортДОЖИТЬDУ••Л•L -^"Главное - д ождаться рассвета. Если утром в воскресенье ваша машина все еще будет двигаться, победа почти у вас в кармане!'" - улыбался перед стартом 24-часовой гонки в Дантоне американский пилот Чарльз Морган. Спустя сутки Чарли - совсем не такой веселый - с трудом выбрался из кабины своего "Олдсмобила" и узнал, что от победителя он отстал на триста с лишним километров. И тем не менее на финише Моргана обнимали довольные товарищи по команде: позади остались почти четыре тысячи километров и 69 других экипажей . Разве это не победа?Гонки на выносливость появились почти три четверти века назад. В первый день Парижского автосалона 1922 года на стенде фирмы "Рудж-Витворт" встретились ее французский представитель Эмиль Кокиль, секретарь Восточного автомобильного клуба Шарль Дюран и известнейший в то время спортивный журналист Шарль Фару. Разговор зашел об автогонках, и все трое сошлись на том, что скорость - не самое главное качество автомобиля. Наиболее важны надежность, экономичность, безопасность, комфорт. А значит, современные автогонки не совсем соответствуют, как тогда говорили, целям автомоби-В 24-часовых гонках на выносливость экипаж насчитывает трех-четырех, а то и больше гонщиков. Поэтому четкая и своевременная смена пилотов во время состязаний - одно из важных слагаемых успеха. 86 ЗА РУЛЕМ 5/96 Спорт"Мак-Ларен-FI-GTR" выиграл 10 из 12 этапов международного чемпионата GT в гонках на выносливость 1995 года и одержал победу в 24-часовых состязаниях в Ле-Мане.лизации. Необходимо устроить состязания для серийных легковых машин, где бы испытывались именно эти качества. Кокиль и "Рудж-Витворт" предоставили средства - четыре тысячи фунтов стерлингов на организацию соревнований и главный приз. Дюран в качестве трассы предложил "кольцо" близ городка Ле-Ман, принадлежащее Восточному клубу. А Фару придумал проводить состязания 24 часа без перерыва. С тех пор "24 часа Ле-Мана" стали одной из самых знаменитых гонок в мире. Принять в ней участие считают за честь самые знаменитые автозаводы и пилоты. На трибунах "кольца Сартэ", как еще называют эту трассу, собираются до четырехсот тысяч зрителей, нередкие гости здесь - коронованные особы, звезды кино и эстрады, миллионеры и президенты. Идея испытания автомобиля на выносливость, экономичность, надежностьдлиной в целые сутки так всем понравилась, что подобные состязания стали проводиться в бельгийском Спа-Франкоршаме, немецком Нюрбурге, американской Дайтоне. Появились 12-часовые гонки, а также "спринты" на шесть и четыре часа. Но, несмотря на несомненный интерес к этим соревнованиям со стороны фирм-производителей, гонщиков и зрителей - а быть может, в первую очередь именно из-за этого интереса, - в 90-е годы состязания на выносливость постиг жестокий кризис. Ведь за три четверти века от первоначальной идеи Фару, Дюрана и Кокиля об испытаниях серийных машин мало что осталось. За победу в Ле-Мане, Дайтоне, Себринге бились чистокровные гоночные автомобили, которые были не только надежнее, но и мощнее и даже быстрее машин формулы 1. Скажем, рекорд максимальной скорости, установленный в Ле-Мане в 1988 году, составляет 405 км/ч! Очевидно, обеспокоенная тем, что популярности ее любимого детища, первенства Ф1 что-то угрожает, Международная автомобильная федерация приняла меры. Для начала несколько раз в течение двух-трех лет сменили правила, а потом и вовсе прикрыли чемпионат мира в гонках на выносливость. В результате от многочасовых гонок отвернулись автозаводы, трассы покинули сильнейшие пилоты, и трибуны, разумеется, сразу опустели. "24 часа Ле-Мана" благодаря сильным традициям все же уцелели, но превратились в настоящую пародию на самих себя. Автомобили трех-пятилетней давности, на скорую ру-Поединок европейского (желтый "ФеррариF355") и американского ("Каллауэй-Корвет") суперкаров.ЗА РУЛЕМ 5/9687 Спортку подготовленные в полукустарных мастерских. Пилоты, большинство из которых - 40 - 50-летние ветераны или неудачники, не сумевшие закрепиться в более престижных категориях. Достаточно сказать, что в 1994 году средняя скорость победителя была самой низкой за последние 15 лет, а победитель квалификационных заездов не показывал таких "медленных" секунд... четверть века! Но каково оказалось удивление публики и прессы, уже похоронившей было гонки на выносливость, когда в конце нынешнего марта стало известно, что в "Ле-Мане - 96" выразили желание стартовать 108 экипажей! Это абсолютный рекорд 24-часовых гонок. Заводские команды в разных категориях решили выставить "RS-Олдсмобил", "Кремер-Порше", "Феррари", "Кураж", "TWR-Порше", "Мак-Ларен", "Ниссан", "Лотос", "Крайслер". А если учесть, что отправиться в путь в третье воскресенье июня смогут по традиции лишь 44 автомобиля, можно себе представить накал борьбы в отборочных заездах. Кто же брызнул живой водой на эти состязания? Любопытно, что, как и 74 года назад, таких людей вновь оказалось трое. Шефы отделов любительских гонок "Порше" и "Вентури" Юрген Барт и Стефан Ратель вместе со специалистом по маркетингу Патриком Петером в 1994 году основали организацию BPR (аббревиатура составлена из первых букв их фамилий). Целью этих господ была организация гонок на суперкарах - сверхмощных, сверхскоростных и сверхдорогих "автомобилях для миллионеров" типа "ФеррариF40", "Hryap-XJ220", "Порше-Каррера", "Вентури", "Лотос", "Мак-Ларен". Несмотря на запредельную для обыкновенного автолюбителя цену "Мак-Ларен-FI", к примеру, стоит миллион долларов - и высочайшие характеристики (500 - 700 л.с, 300 - 330 км/ч), эти машины выпускаются серийно. А значит, идея Фару, Дюрана и Кокиля оказалась более живучей, чем можно было ожидать. Ведь уже в прошлом сезоне BPR провела настоящий чемпионат из 12 этапов. Причем гонки "BPR Кархер Интер88 ЗА РУЛЕМ 5/96нешнл GT Индьюренс Чемпионшип" проходили в Испании, Англии, Франции, Германии, Италии, Швеции, Японии и даже в Китае. Стартовали в каждой из них от 17 до 53 экипажей, а зрителей, особенно на азиатские этапы, собиралось невероятное количество. Серия получилась столь интересной, что ее организаторы подумывают теперь о статусе чемпионата мира. И проведении гонки... в Москве! Прошлой осенью в столице побывала делегация BPR, обсудившая с руководством Российской автомобильной федерации вопрос об организации одного из этапов на улицах Москвы в рамках празднования ее 850-летия в 1997 году. Нельзя не заметить, что в отличие от других видов автоспорта участие русского пилота в международном чемпионате по гонкам на выносливость - совсем не такая утопия. Ибо по составу эти состязания действительно ни на что не похожи. Для того, чтобы принять участие в серии BPR, не нужно быть автогонщиком - достаточно раскошелиться на парутройку миллионов долларов. Для начала приобрести суперкар от "Феррари", "МакЛарена" или "Порше". Затем нанять профессиональный коллектив механиков воЗаключительный этап серии BPR проходил в китайском городе Чжухай и вызвал громадный интерес у местных жителей.Английский суперкар "Маркое" с мотором "Шевроле" выиграл домашний чемпионат, но в международном ничем себя не проявил.главе с опытным менеджером. И наконец, выбрать надежного партнера из числа пилотов-профессионалов. Именно так поступили в прошлом году немецкий банкир Томас Бшер, владелец косметической фирмы "Л'Ореаль" англичанин Линдзи Оуэн-Джонс, итальянские миллионеры Лючано делла Ноче и Джильдо Паланка-Пастор. Первый из них, вооружившись "Мак-Лареном-FI -GTR" (725 тысяч фунтов стерлингов плюс 90 тысяч за дополнительный комплект деталей для участия в "24 часах Ле-Мана"), услугами команды "Дейвид Прайс Рэйсинг" и пригласив 40-летнего датчанина Джона Нильсена - победителя "Ле-Мана" и "Дайтоны" - стал победителем "Интернешнл GT Индьюренс Чемпионшип". Может, кому-нибудь из наших соотечественников-миллионеров надоест просиживать ночи напролет в казино МонтеКарло или покупать виллы на Кипре? В конце концов - какой же русский не любит быстрой езды! Вспомните Чарли Моргана: главное в этих гонках - дождаться рассвета. Александр МЕЛЬНИК, зам. главного редактора журнала "АМС - Автомотоспорт" Фото агентств DPPI и POOL