113
ОюимишламиТ АКОЙ ДЕШЕВЫЙ ФОЛЬКСВАГЕН"Наиболее интересным из дюжины предложенных вариантов оказался "Поло" 1988 года с неисправным двигателем, остальные машины были го ­ раздо старше. При осмотре автомобильчик тоже понравился. Пропорциями он напоминал "Таврию", но с вертикальной багажной дверью - вариант "Фокс" - и выглядел посимпатичней этой "новой иномарки". С моим аккумулятором стартер бодро и довольно равномерно вращал коленвал, но вспышки отсутствовали - не было искры. Искать таковую до покупки я, естественно, не стал. Кузов сохранился очень неплохо, хотя исследовать его несколько мешали сугробы. По воспоминаниям владельца, машина заглохла неожиданно и больше не завелась, а приглашенный специалист предположил, что провернулся вкладыш коленвала. Спрашивать "спеца" о том, как, по его мнению, связаны вкладыш и зажигание, было несвоевременно - машину отвезли в мой гараж и заехали к нотариусу. Итак, ставка сделана. Самое время посмотреть, что же все-таки случилось с мотором. Очевидно, владельцы знали об отсутствии искры, но эту мелкую неисправность не починили (видимо, подозревали еще кое-что). Кстати, причина оказалась не так уж сложна - разрушилась пластмассовая муфточка привода распределителя. Выточил муфту на токарном станке, установил зажигание и попробовал пустить мотор. Со второй попытки появились вспышки в цилиндрах, а также сильный металлический стук: значит, двигатель всетаки придется разбирать. Для начала вывернул свечи. Третья имела жалкий вид: изолятор расколот, электроды вмяты в корпус скорее всего, оборвался клапан. Ладно - демонтирую головку блока ци ­ линдров и поддон картера. На расколотом поршне лежит тарелка клапана, а в поддоне поблескивают кусочки алюминия... > Проверка на разметочной плите показала, что, несмотря на несколько заметных вмятин в камере сгорания, привалочная плоскость головки не деформирована. Стало быть, нужно заказывать только два клапана, поршень и прокладку головки. На всякий случай проверил "геометрию" цилиндров и третьего шатуна - все в норме, как и зазор в шатунных вкладышах. Если согласиться с тем, что подержанный автомобиль - это кот в мешке, то сравнение для неисправной машины вообще найти трудно. Пожалуй, такая покупка напоминает азартную игру, в которой шанс остаться "при своих" весьма невелик. Но человеку свойственно верить в счастливую звезду и свои силы, поэтому однажды в рекламной газете появилось мое объявление "Куплю неисправный "Фольксваген". Марку выбрал, исходя из своего опыта ремонта разных машин и наличия кое-каких запчастей, а цену "до 1000 долларов" - наверное, понятно, почему. Закономерно, ведь мотор не прошел до поломки и 90 тысяч. "Но почему?" - спросите вы. Я то ­ же не знал, пока не попытался повернуть распредвал за его шкив. Свободный ход в этом соединении превышал 20 градусов! Теперь я вспомнил разговор о замене прокладки го ­ ловки "три-четыре месяца назад". Безвестный механик не ослаблял зубчатый ремень поворотом помпы, а снимал и ставил этот самый шкив! Болт крепления в таких условиях был, конечно, недотянут, в результате - люфт и смятый установочный выступ. Фазы газораспределения по ­ степенно смещались, и, наконец, поршень достал до клапана. Таким образом, к списку необходимых деталей добавились шкив и зубчатый ремень. Большинство магазинов продают поршни только комплектами на двигатель, а это очень дорого (900-1000 долларов). После трехдневных поисков обнаружил фирму "Старт-мотор", которая взялась доставить один поршень вместе с другими запчастями. Заказ пришел через неделю и обошелся в 500 долларов. Поршень лежит в коробочке, он завернут в бумагу, так же, как кольца и поршневой палец. А еще в крохотном пакетике - стопорные кольца. Приятно! Вынимаю из двигателя второй поршень - разница по массе с новым около 5 граммов, так что подгонка не требуется. На сборку ушло несколько часов, десять минут - на холодную обкатку (на буксире), и вот двигатель заработал. Все бы хорошо, да из глушителя появились зеленые капли охлаждающей жидкости "Лена" - опять отличился третий цилиндр! Снова снял го ­ ловку блока и теперь обнаружил небольшую вмятину - осадку металла как раз на границе цилиндра. Вопрос шлифовать или заменять головку решил в пользу третьего варианта - ремонта специальным полимерным составом, который держится до сих пор. По сути, зашпаклевал повреждение двухкомпонентным металлонаполненным композитом фирмы ABRO, выдерживающим нагрев до 350°С. (О подобных составах и методах ремонта см. ЗР, 1994, № 6). Прокладку, правда, пришлось еще раз ставить новую."Поло" с двигателем 1,3 л - д о ­ вольно резвая машина. По крайней мере, большинству отечественных дает изрядную фору. Управляемость тоже понравилась. Вот только что за шум при разгоне? Похоже, из коробки передач. В запасе была коробка от модели Тольф-Г, внешне такая же, поэтому снимать и ремонтировать шумную не стал - может, само пройдет? Тем более, уровень масла был в норме. Не прошло - коробка рассыпалась через полгода. "Гольфовская" действительно подошла, только картер сцепления пришлось взять с неисправной. За эти полгода заменил амортизаторы и пару раз возился с электрооборудованием. Других не ­ приятностей машина не доставила, и я очень доволен, что остановился именно на ней. Аркадий АЛЕКСЕЕВЗА РУЛЕМ 5/96 113