38
39
\p-VАвтомобили, использующие для движения энергию солнца, служат, скорее, иллюстрацией технической возможности, нежели полноценным транспортным средством. По-видимому, так будет и впредь - однако такое достоинство, как "дружелюбие" к окружающей среде, привлекает к ним все больший интерес - в том числе и российских инженеров. Как обычно, лучший способ сравнить достоинства разных конструкций, а заодно сделать рекламу фирмам, их изготовившим, - соревнования. О заездах, состоявшихся в Японии, рассказывает участник - конструктор солнцемобилеи, кандидат технических наук Александр ПОПОЛОВ.На старт международных соревнований солнцемобилеи "Гранд солар кар ралли" в Агата-мура в июне 1995 года вышли 85 машин из Японии, две - из США и по одной из Австралии и России. В течение трех световых дней солнцемобили с максимально возможной скоростью наматы38 ЗА РУЛЕМ 5/96вали круги по специальной трассе - солнцедрому. Это асфальтовое кольцо - неповторимая достопримечательность фермерского поселка Агата-мура, что на острове Хонсю. Любопытно, что поселок возник при осуществлении международного проекта по осушению озера Хаширо. Теперь здесь на 17 000 га рекультивированной земли выращивают самые высокие в Японии урожаи риса, ячменя и красной фасоли, тыквы и сладких зеленых дынь. Ну, а солнцедром сертифицирован международной федерацией солнцемобилеи как первая в мире специальная трасса для испытаний транспортных средств, использующих солнечную энергию. Все машины - участницы "Гранд солар ралли" были оборудованы системами электропривода с двигателями постоянного или переменного тока, аккумуляторными батареями ограниченной емкости и панелями фотоэлектрических преобразователей солнечного излучения площадью до 8м2 . С самого начала лидером соревнований стала голубая "Мечта", построенная автомобильной компанией "Хонда". За 25 часов японские гонщики объехали солнцедром 45 раз, на семь кругов опередив ближайшего соперника. На рассвете перед выездом на трассу солнцедрома участники заряжают аккумуляторные батареи. На переднем плане справа - солнцемобиль из России, рядом его конструктор и гонщик А. Пополов-младший. Фото автора. Конструкторы каплевидной "Мечты" сумели создать машину с выдающимися качествами. Они добились рекордно низкого аэродинамического сопротивления (Сх=0,1) и минимального сопротивления качению (коэффициент сопротивления 0,004). Электродвигатель (КПД=95%) встроен в заднее ведущее колесо. Нет трансмиссии - нет и связанных с нею потерь мощности. Солнечная батарея с максимальным на сегодня КПД 21,4% была заказана американской фирме "Сан Пауэр". Получившийся солнцемобиль с двигателем мощностью всего в2 л. с. почти не отстает от легковой машины. Осенью 1993 года, выступая в третьем трансавстралийском ралли "Уолд соларКлассические солнцемобили: слева - "Москва", сконструированный автором статьи и его сыном, справа - машина студентов университета города*^ШШ ШЛ("Тур де Рур",ФРГ, 1994).Солнцемобили на старте "Гранд солар кар ралли". Япония, 1995 год.Экспериментальный электромобиль из Германии с задними ведущими мотор-колесами, участник ралли "Тур де Рур" (ФРГ) в 1994 году. цемобилей для санаторно-курортных зон, национальных парков, крупных выставочных комплексов и т. п. Предпринимаются попытки создать престижные модели солнцемобилеи для тех, кто покупает "роллсройсы" и "феррари", не спрашивая о цене. Не дожидаясь, пока КПД доступных по ценам фотопреобразователей возрастет хотя бы до 50%, многие переносят громоздкие солнечные батареи с кузова солнцемобиля на крышу собственного дома. На южном скате крыши их располагают под наиболее выгодным углом к солнечным лучеллендж", "Мечта" прошла 3000 км со средней скоростью 85 км/ч, побив рекорд солнцемобиля "Санрейсер" концерна "Дженерал моторе" - 67 км/ч, державшийся с 1987 года. Сразу после победы представитель "Хонды" бросил перчатку концерну, предложив помериться силами в очередном трансавстралийском ралли в 1996 году. Победителю обещан приз в миллион долларов при условии, что средняя скорость машины превысит 100 км/ч. Так традиционная конкуренция между японскими и американскими автогигантами стимулирует развитие экологически чистого транспорта. В конструкциях солнцемобилей-рекордсменов воплощены последние достижения фотоэнергетики, электротехники и электроники, аэродинамики, материаловедения, авто- и велотехники. Апробированные при их испытаниях технические решения тиражируются при разработке не столь дорогих экскурсионных и туристских солн-чам. В западных странах уже работают I сотни подобных гелиоустановок мощно- I стью 1-3 кВт. Днем они перекачивают из- | быток "небесной" энергии в электросеть. ] Ночью, когда электростанции недогружены, "долг" можно получить обратно для зарядки аккумуляторов солнцемобиля и питания электробытовых приборов. В ралли солнечных машин в странах Западной Европы, проходящих по дорогам общего пользования, участвуют в основном легкие одно- и двухместные электромобили, аккумуляторы которых заряжают на таких персональных "солнцезаправочных станциях". Но. вернемся к ралли "настоящих" солнцемобилеи, снабженных фотопреобразователями. На солнцедроме Агата-мура российский экипаж на легкой разборной машине с мощностью солнечной батареи 400 Вт и двигателем 300 Вт занял 65-е место, сделав 10 кругов. Самоделка из случайных агрегатов и подручных материалов способна лишь демонстрировать сам принцип движения на солнечной энергии. Претендовать на высокие места пока не приходится. Разумеется, машина не дает представления о реальных возможностях отечественных конструкторов и предприятий. Только недостаток средств не позволяет нам строить солнцемобили, ни в чем не уступающие фаворитам. Познакомиться с солнцемобилями подробнее поможет книга автора данной статьи "Солнечный транспорт", вышедшая в 1995 году."Мечта" фирмы "Хонда". Масса без водителя -180 кг, номинальная мощность солнечных батарей -1,86 кВт, двигателя -1,5 кВт, максимальная скорость -130 км/ч, стоимость изготовления -1,5 млн. долларов. З РУЛЕМ 5/96 А 39