42
43
• *.,.^мТ^пЯ100Рискнем заметить, что водитель, утверждающий, будто никогда не ошибался в выборе маршрута, скорее всего лукавит. Дорожная сеть России не слишком густая, но заблудиться в незнакомом месте проще простого: дорожными указателями мы не избалованы. В Европе другие проблемы. Здесь понятие государственной границы осталось по сути лишь на карте, и хорошо, коли на правом сиденье окажется толковый штурман. А если у вашей попутчицы иные достоинства?СУХОПУТНЫЙ ЛОЦМАН160 ми), информационный дисплей, датчик пройденного пути, компас и, наконец, спутниковый приемник с антенной. Именно благодаря космическим технологиям стало возможным появление высокоточных навигационных систем для автомобиля. Сначала "Мировая система определения координат" - так можно назвать GPS (Global Positioning System) - была создана по заказу военных. С помощью миниатюрных приемников они получили возможность определять свое местонахождение в любой точке мира с точностью до 100 метров. Размер приемника GPS чуть больше пейджера, стоимость - несколько сотен долларов. Позже эта техника стала доступна гражданским лицам - летчикам, морякам, путешественникам - всем тем, кому нужно точно ориентироваться по карте. Скажем, широко используют GPS экипажи ралли-рейдов - сориентироваться в пустыне очень непросто. Однако для обычного легкового автомобиля пришлось создавать технику с принципиально новыми качествами, управление которой доступно любому человеку без предварительной подготовки, более того, не отвлекающую от вождения. Иными словами, потребовалось интегрировать систему в машину. Салон автомобиля в общем-то невелик и, кроме того, достаточно загружен всевозможными органами управления. Поэтому самому заметному компоненту GPS - информационному дисплею поручено еще "работать за других". Например, в навигационной системе фирмы "Филипс" "Карин", которую устанавливают на БМВ с 1995 года, он служит для настройки аудиосистемы, телефонной книжкой, борткомпьютером, управляет таймером пуска двигателя и даже показывает телевизионные программы, когда автомобиль стоит. Для хранения информации (карт и адресов) используют оптический диск CDROM, надежный и недорогой накопитель информации - близкий родственник музыкальных компакт-дисков. Попробуем разобраться, что может навигационная система "Карин" - первая, которую стали устанавливать на серийную машину. Итак, водитель сел за руль и включил зажигание. Пока он пристегивает ремень безопасности, система определяет координаты автомобиля с точностью примерно 100 метров. Буквально после начала движения, с первых метров, компас и датчики вращения колес (те же, чтоТеперь проблема, можно сказать, решена. Если в машине есть навигационная система, то больше не нужно покупать карты, читать надписи на чужом языке достаточно ввести в нее пункт назначения, и электронный лоцман проведет вас через хитросплетения дорог к назначенной цели кратчайшим и скорейшим путем. К очевидным удобствам в этом случае надо добавить и безопасность движения водитель, косящий одним глазом в карту или читающий незнакомые названия улиц, вряд ли "безопаснее" пьяного за рулем. Что же представляет собой автомобильная навигационная система? В общих чертах это компьютер с базой данных (картами, названиями улиц, адреса42 ЗА РУЛЕМ 5/96 ф|1^ В | !РШЕЖвЗЯВ? ^Г'-'1^?iT11?ДДисплей "Карин" на автомобиле БМВ.^v^\5~^e 'J^1..КШЕНЕ "*Ч03.09.1994Samslag12=39Устройство навигационной системы: 1 - датчик пройденного пути; 2 - процессорный блок; 3 - компас; 4 - информационный дисплей; 5 - антенна приемника GPS; 6 - накопитель информации (CD-ROM).заплатят за навигацию от "Бош" 4025 марок, а "Ауди" - около 3000 за "Блаупункт". Так что дешевой эту технику пока не назовешь. Кстати, можно сделать и аналогичную систему для России - с технической точки зрения проблем нет. А вот удастся ли найти нужное количество покупателей, чтобы оправдать дорогостоящее программное обеспечение, - большой вопрос. Существуют и более доступные по цене навигационные приборы. Один из них - "Филипс-Рутфайндер" - по виду на-- ^ "Рутфайндер" на панели приборови для АБС тормозов) выдадут новые данные. "Карин" сравнит их с картой, и местоположение будет уточнено до 10 метров. Не более пяти секунд понадобится микропроцессору для выбора наилучшего маршрута до заданного водителем пункта. Чтобы определить место назначения, можно воспользоваться набором символов на экране или найти на карте, а потом увеличить фрагмент до размера, где видны места стоянки, и затем отметить конец маршрута. Увы, пока нельзя ска-123 4 ^ ^ ? ^—ТУ^56=J^§ с @lijP^J '£^т^_ WrS^ •11 оJt*S^/*Система "ФилипсКарин" для универсального применения.зать заранее, есть ли там свободные места для парковки. В пути экран может воспроизводить необходимые инструкции или показывать карту местности с отмеченным маршрутом, при этом нет нужды отрывать взгляд от дороги. Синтезированный голос заблаговременно напомнит, когда ив какую сторону поворачивать. Систему не смущают многоярусные развязки автомагистралей - информация есть на оптическом диске, и их схемы также появятся на экране. Ну, а если водитель "проспал" очередной совет и проскочил нужный поворот? Ничего страшного - раньше, чем он поймет, что отклонился от маршрута, "Карин" вычислит новый. В одном из режимов, когда сидящий за рулем трижды проигнорирует указания электронноголоцмана, "напоминание" отключится - система "решит", что водитель передумал ехать к данной цели. Единственное неудобство - на одном диске обычно умещается информация только об одной стране. Так что, переезжая из Германии, например, в Австрию, придется остановиться, открыть багажник и поменять диск. К началу 1996 года на европейском рынке насчитывалось восемь различных навигационных систем - четыре из них предложены фирмой "Филипс", по одной "Бош", "Блаупункт", "Нокиа" и "Вольво". Цены - от 1500 до 7500 немецких марок. "Карин" для БМВ обойдется покупателю в 6900 марок, более простой вариант для "Опеля" ("Омега" и "Вектра") - предположительно в 3900. Владельцы "мерседесов"поминает электронную записную книжку и стоит 495 марок. Введите с клавиатуры исходный пункт и место назначения и менее чем за минуту получите детальное описание маршрута с подробными указаниями типа: "На третьем перекрестке через 2,5 км поверните направо". "Рутфайндер" может спланировать путь с учетом загрузки дороги, а также с промежуточными пунктами. Самое главное его отличие от навигационной системы прибор нуждается в автомобиле всего лишь... как в источнике постоянного тока. Он не получает от машины никакой информации и не имеет обратной связи. Это означает, что его можно использовать не только в любом автомобиле, но даже при пеших прогулках по незнакомому городу. Прибор также вычисляет длину маршрута, время прибытия и многие другие параметры. База данных для вычислений хранится на магнитной карточке, которая вставляется в считывающее устройство "Рутфайндера". Есть ли у автомобильных навигационных систем будущее? Безусловно, причем в первую очередь они нужны водителям развозных грузовиков. С помощью электронного помощника молодой или иногородний шофер разберется в улицах и переулках любого города как опытный таксист. Да ив личном легковом автомобиле "лоцман" не окажется лишним. Анатолий ФОМИНЗА РУЛЕМ 5/9643