46
47
ЩР"''ше удовольствия от управления автомобилем получает она сама. Совсем другое дело женщина-новичок, да и еще если с инструктором по вождению не повезло. По-гусиному вытянув шею и мертвой хваткой вцепившись в руль, уставившись в одну точку где-то перед капотом, ведет она свой автомобиль, пугаясь всех и каждого. Неприглядная картина. Дорогие дамы! Чувствуйте себя уверенно за рулем, а я постараюсь помочь вам в этом. Но договоримся сразу: в управлении автомобилем нет главного и второстепенного, каждая мелочь важна и обязательна к исполнению. Усвоив это с самого начала, вы получите гарантированно хороший результат. Один мой знакомый - автогонщик взялся давать уроки вождения своей приятельнице. С первой же минуты он дал ей понять, что в искусстве быть классным водителем важна каждая мелочь: "Как вы подходите к автомобилю? Почему сгорбились и дрожащей рукой не можете попасть ключом в замок? Ну-ка, отойдите и повторите подход еще раз. Поднимите высоко голову, расправьте плечи и улыбайтесь, прямо держите спину ис достоинством подойдите к машине! Видите - ключ с первого раза попал туда, куда ему нужно". Делайте вид, добавлю я от себя, что управление автомобилем доставляет вам огромное удовольствие. Тем более, что это действительно так - подтвердили представительницы слабого пола, недавно освоившие автомобиль. Обратился як ним с вопросом: "Что самое сложное для вас в управлении машиной, какие трудности и проблемы возникают за рулем?" - "Управлять автомобилем здорово, это доКлассная комнатаНАЧНИТЕ С МОДЕНЖенщина за рулем - это здорово. Спросите любого мужчину, и он тут же подтвердит, что женщина-водитель всегда более эффектна и способна произвести намного большее впечатление, чем женщина-пешеход. Я испытал это, когда очутился в первый раз на Западе. Остановившись у светофора, случайно задрал голову и увидел в кабине грузовика длинноволосую белокурую красавицу. Она легко и изящно опиралась на огромное, толстое рулевое колесо. Я сразу отметил, что чем свободнее и непринужденнее чувствует себя женщина за рулем, тем эффектнее она смотрится и тем боль-ставляет истинное наслаждение, а трудностей практически никаких, - отвечали почти все одинаково. - Разве что езда задним ходом не получается, это настоящий камень преткновения. Никак не удается выяснить, в какую же сторону надо вращать руль". Потренируйтесь дома. Да-да, не удивляйтесь. Возьмите для этого у сына или специально купите модель автомобиля. Не жалейте денег, ведь какой доюгой ни была бы моделька, это все равно намного дешевле даже самой маленькой царапины на крыле или бампере настоящей машины. У модели должны поворачиваться колеса и руль, так же как у настоящего автомобиля. Лучше, чтобы это был кабриолет, например фирмы "Бураго" (Bburago). Постройте из книг гараж, узкий двор и сдавайте туда задним ходом, не боясь делать ошибки: ведь это всего-навсего игрушка! Мысленно представьте себя за рулем настоящего автомобиля. Итак, начали: крутим направо - поворачиваем налево, вроде что-то проясняется. Если у вас есть хоть немного пространственного воображения, такая игра в "машинки" поможет освоить маневрирование. Еще одна трудность связана с троганьем с места. Женщины неохотно об этом говорят, а ведь как трудно было вначале ловить тот злополучный момент, плавно нажимая на педаль газа и одновременно отпуская педаль сцепления. Надо ли вообще ловить этот момент? Попробуем подругому. Знаете, что будет, если сильно прибавить газ, подняв обороты двигателя почти до максимальных, и просто "бросить" педаль сцепления? Автомобиль рванет с места, оставляя на асфальте черные следы от шин, так стартуют на гонках. Попробуем и мы что-то подобное, но в щадящей форме, подняв обороты двигателя всего до двух тысяч в минуту. Тут же отпустим плавно педаль сцепления. Никаких моментов, когда сцепление "схватывает", ловить не надо.* Ваш автомобиль легко и плавно тронется с места. Попробуйте, даже если вы уже не один год за рулем. Михаил ГОРБАЧЕВ (продолжение следует)* Правда, подобная рекомендация не годится для вазовских "восьмерок" и "девяток", где новичок может вместо первой передачи включить заднюю.46ЗА РУЛЕМ 5/96 Восток - Запад. Между ними Россия. Время от времени ей досаждают то теории, пришедшие из Европы, то мистические учения с Тибета, из Китая и Индии. Прокатившаяся недавно очередная "восточная" волна оставила в России поверхностные представления в виде гуру, сидящих в позе лотоса, и мордобоя в стиле северного Шаолиня. К сожалению. Восток более прагматичен, чем кажется на первый взгляд. В каждом учении ив каждой его ветви можно найти идеи и предписания, как говорится, на каждый день. Давайте посмотрим, что полезного может извлечь водитель из многовекового наследия восточных мудрецов. Не ожидайте ничего сверхнового, а отнеситесь ко всему, как к подтверждению того, что уже давно известно. Практически все учения Востока настаивают на самосовершенствовании. Дорога (путь), утверждают гуру, - одна из лучших возможностей для изучения себя и наилучшая - чтобы избавиться от недостатков, которые мешают приблизиться к осознанию истины (абсолюта). Если вы желаете стать классным водителем (не гонщиком), то придется перестроить свое мировоззрение: лучший водитель - тот, который незаметен! Учителя Востока (гуру), тот же Бодхитхарма, которого многие почитают как основателя гунфу (что не совсем верно), считали, что основное предназначение человека - осознать себя частью общего и слиться с ним. Поэтому они предлагали искать виновника всех неудач в самом себе. При этом необходимо соблюдать полное спокойствие по поводу происходящего вокруг. Только в спокойствии можно осознать то, что происходит в реальном времени, и правильно понять ситуацию. А если ситуация понята правильно - то и безвыходных положений не может быть, за исключением крайне редких случаев. Если все вышесказанное перевести на родную российскую почву, тодля того, чтобы не попасть впросак, необходимо быть ниже травы и тише воды. Попробуйте! Не сразу, но это принесет свои плоды, и вы получите возможность ежемоментно контролировать ситуацию не только в салоне автомобиля, но и за его пределами. А если научитесь ее (ситуацию) контролировать, то рукой подать и до того часа, когда вы сможете ею управлять. Тем более что усилие необходимо только для того, чтобы поддерживать контроль за самим собой и никого не винить в неприятностях. Игорь ЛАГУТИНГость клубаВ ДЕТСТВЕ Я ЛЮБИЛА МЕТРО"В этом году у Александры Захаровой, актрисы театра "Ленком", своеобразный юбилей. Десять лет исполнилось с того знаменательного дня, когда она получила водительские права. - Первую машину мне подарил Марк Анатольевич Захаров, мой папа. На Новый год. Это был коричневый "Москвич". Чего он, бедный, только не перенес! Била я его по неопытности нещадно. Однажды въехала в грузовик с газовыми баллонами. Когда пришла в себя, то увидела белого, как мел, милиционера. Меня даже не отругали - так силен был шок. Тот автомобиль я продала на запчасти. Сейчас у меня "семерка", ей уже пять лет. Я верна отечественным маркам. Во-первых, они дешевле, во-вторых, у меня нет гаража. Во дворе "крутую" машину оставлять страшно. А так я сплю спокойно: среди соседских "мерседесов" мой "жигуленок" спрятан надежно. В технике я не очень понимаю: знаю только, куда заливать бензин. Но однажды произошел забавный случай. Ехали с родителями за город. Вдруг машина заглохла. Я решила не ударить в грязь лицом перед ближними ис ученым видом полезла в мотор. Марк Анатольевич стал надо мной подтрунивать. Тут-то меня и взорвало: в гневе бабахнула кулаком по первой попавшейся железяке, и ... машина завелась! Многие говорят, что чувствуют в своем автомобиле "живую душу", "общаются" с ним. Ну, а я думаю, это за гранью рассудка. Одна моя знакомая называла по именам предметы бытового обихода. У нее был утюг Вася, пылесос Кузя... Нет, это слишком. Конечно, в критической ситуации заговоришь ис машиной. Но иногда, по моему опыту, действенней наладить отношения с окружающими. Однажды мне удалось сдвинуть с места весь ряд, попавший в пробку. Я катастрофически опаздывала в театр и чувствовала, что затор глухой. Пришлось подбегать к каждой машине и просить водителей дружно податься назад. Забавно было бы увидеть это зрелище со стороны! Весь поток, как по команде, попятился и вынес меня на свободу. Оказывается, в отчаянии можно сделать невозможное... Мне приходится много ездить - в театр, на съемки, на телевидение. Иногда подвожу родителей. Но лихой профессионалкой никогда себя не считала. К тому же я очень невезучая, вечно со мной кто-нибудь норовит "поцеловаться". Особенно грузовики. Не так давно выскочила из машины в магазин за соком. Две минуты отсутствовала, возвращаюсь - заднее стекло вдребезги. Прохожие сказали, что грузовик задел. Моя собака Фимка спокойно возлежит на заднем сиденье, и ей хоть бы что. А я чуть не плачу. Опять удар по дырявому карману! Зарплаты у театральных актеров смешные. Деньги за съемки в кино разлетаются мгновенно на какието мелочи. И если бы не родители ездить мне в метро. Кстати, когда я была маленькая, предпочитала его всем видам городского транспорта. Записала Елена САСИМЗА РУЛЕМ 5/96 47