124
КуЬАвтолюЬителейAНАЧИНАЛОСЬ ВСЕ С ЭТИЛА...ПРИСАДКИ К ТОПЛИВАМСистема питания (как и смазочная) удобна для введения самых разнообразных присадок и добавок, поддерживающих или улучшающих показатели двигателя. По впускному тракту можно забраться ив самую глубь мотора - камеру сгорания. Ныне присадки делят на две группы. В первую входят те, что непосредственно влияют на рабочий процесс. Знаменитая этиловая жидкость относится к таким. Они повышают октановое число бензина или цетановое дизельного топлива. Есть присадки, снижающие дымность отработавших газов, они тоже из первой группы. Во второй - добавки, способствующие поддержанию характеристик мотора в течение длительного времени. Это - моющие, антиокислительные, противоизносные, антикоррозионные. Назначение и работа присадок первой группы очевидны, а вот второй - требуют разъяснения. Дело в том, что лаковые и углеродистые отложения (или попросту нагар) образуются не только там, где горит бензин - в камере сгорания, но и на всем пути следования топлива. Самые уязвимые места - карбюратор, впускной коллектор и клапаны. Заметим, что отложения в этих узлах, в отличие от камеры сгорания, находятся не в динамическом равновесии (то есть достигают определенной величины), а постоянно накапливаются - увеличивается их масса, растет толщина. Если не следить за этим, мотор сначала забарахлит, а потом и вовсе откажется работать. В карбюраторе смолистые отложения скапливаются везде, где только можно, и в первую очередь на дроссельных заслонках, стенках смесительных камер, в каналах и отверстиях жиклеров системы холостого хода, меньше в других. Это приводит к тому, что двигатель не работает на холостых оборотах, "пыхтит" в режиме частичных нагрузок и не тянет при полной мощности. Но карбюраторный мотор все же легче переносит образование нагара, гораздо труднее приходится двигателям со впрыском и дизелям. Форсунки не терпят, когда в каналах появляются отложения. Ухудшается качество распыла топлива, условия формирования факела. Снять, разобрать, промыть карбюратор, вынуть форсунки несложно. Куда труднее добраться до впускных клапанов. А там для нагара - раздолье. Температура клапана, состав топливного заряда, скорость потока все благоприятствует росту отложений на тарелке и стержне. Нагар уменьшает проходное сечение впускных отверстий - ухудшает наполнение цилиндров, изменяет условия дви124 ЗА РУЛЕМ 6/96Наши автомобилисты познакомились с добавками к топливу давно. "Этиловая жидкость", повышающая октановое число, была очень распространена во времена бензинового кризиса. Но, увы, на этом и заканчивался тогда весь ассортимент. Теперь дел обстоят совсем по-иному. Рассказывают ведущие специалисты НАМИ-ХИМ Ананий МЕЛЕНЧУК и Александр ПЕРВУШИН.жения заряда в надпоршневом пространстве и, как следствие, снижает показатели двигателя, особенно на средних и малых нагрузках. Не забудьте, что показатели двигателя - это не только мощность и крутящий момент, но и токсичность отработавших газов, топливная экономичность. Отложения во впускной системе питаются из двух "надежных" источников. Это смолистые соединения в топливе и картерные газы, поступающие в цилиндры из системы принудительной вентиляции картера. Продукты неполного сгорания бензина и масла, частички самого масла, смолистые соединения вприсутствии воздуха очень легко окисляются даже при низких температурах. Они оседают на поверхностях системы питания и, испытав термохимические преобразования, превращаются в устойчивые отложения. Этому способствует неудовлетворительное состояние уплотнений, стержней клапанов (масляных колпачков). Ясно, что с таким злом нужно бороться - следить за мотором, вовремя менять воздушный, масляный и топливный фильтры, заправлять двигатель маслами соответствующего качества, не хранить долго бензин и, наконец, пользоваться присадками к топливу. Современные присадки второй группы, как уже было сказано, обычно выполняют несколько функций - прежде всего моют, не дают топливу окисляться, препятствуют коррозии элементов топливной системы. Все они - растворимые в топливах (углеводородах) поверхностно-активные вещества - образуют на поверхностях деталей тонкий слой, препятствующийприлипанию твердых частиц, на которых впоследствии и образуются большие отложения. Отдельные компоненты моющих присадок даже нейтрализуют продукты, которые должны осесть на деталях и стать очагами образования нагара. Некоторые составляющие, напрямую отвечая названию, растворяют и выносят отложения, тем самым очищают металлическую поверхность системы питания. Заметим, что в развитых странах практически не выпускают бензины, не содержащие моющих (даже многофункциональных) присадок. У нас их пока можно встретить лишь в баночках и бутылочках. В будущем, вероятно, ситуация изменится. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы уже разработали и готовы выпускать бензины с присадками "Евро Плюс" и "Евро Супер Плюс". Моющими присадками к топливам вообще-то стали заниматься относительно недавно, но за это время появились добавки первого и второго поколения. Причем и те и другие присутствуют на рынке. Задача у первых простая - очистить только карбюратор, не затрагивая клапаны и камеру сгорания. Конечно, они помогают поддерживать характеристики двигателя долгое время (большее, чем просто на бензине), но отдельные присадки могут вызывать повышенное нагарообразование на впускных клапанах. Присадки второго поколения очищают все - и карбюратор, и впускные клапаны - но они, естественно, дороже. Производство присадок - дело не только нужное, но и выгодное, а потому этим занимаются весьма и весьма именитые компании: "Шелл", "Лубризол", "Этил", "Шеврон", БАСФ. Правда, не все из них разливают присадки в мелкую тару, чаще добавляют сразу в готовое топливо. И последнее. Отечественные предприятия тоже готовы выпускать подобные препараты. НАМИ-ХИМ располагает аппаратурой и методиками испытаний присадок, не уступающими ведущим производителям. После завершения исследований мы непременно познакомим читателей ЗР с нашими российскими препаратами.