АЗЛК-2141: СТАВИМ ТАЗОВЫЕ" АМОРТИЗАТОРЫЭту операцию выполняют, когда приходит пора ремонтировать передние телескопические стойки. Правда, на некоторых машинах восстанавливать работоспособность амортизаторов приходится сразу, как только машина сошла с конвейера. Признаки неисправности определить просто - сильный стук в передней части автомобиля, когда он съезжает, к примеру, с бордюрного камня или проехал по глубоким выбоинам. Приблизительно оценить работоспособность стойки можно, если руками резко надавить на крыло автомобиля, сжать пружину и быстро отпустить. Кузов должен подняться до прежнего уровня и не раскачиваться - тогда нет причин беспокоиться. Для ремонта стоек мы выбрали газонаполненные патроны петербургского предприятия "Плаза", весьма распространенные сегодня на рынке. Цена пары примерно $100. Конечно, можно было попробовать отремонтировать амортизатор с помощью ремонтного комплекта деталей, но, как показывает практика, это редко приносит положительные результаты - и з ношенными оказываются и основные де тали, да и без стенда определить характеристику амортизатора невозможно. "Газовые" патроны, как мы убедились, имеют стабильные характеристики и небольшой разброс. К тому же монтаж их прост, а долговечность узла, как говорят бывалые, достигает 100 тысяч километров пробега. Коли так - финансовая выгода налицо. Но в этом надо самим убедиться. Работы лучше выполнять на яме или подъемнике, хотя можно и просто на площадке. Из специнструмента необходимы приспособление для сжатия и фиксации пружины и большой "газовый" ключ для заворачивания (отворачивания) гаек ре зервуаров. Сначала отмечаем метками положение опоры стойки относительно стакана брызговика. Головкой "на 27" страгиваем с места и немного отворачиваем гайку крепления штока переднего амортизатора (фото 1). Так же поступаем ис тремя гайками крепления опоры стойки к кузову (фото 2). Отворачиваем болты на передних колесах, вывешиваем автомобиль, ставим его на подставки и снимаем колеса. Металлической щеткой очищаем от грязи корончатую гайку крепления наконечника рулевой тяги. Плоскогубцами удаляем шплинт из пальца наконечника (фото 3) и ключом "на 19" отворачиваем его гайку (фото 4). Чтобы рассоединить наконечник и стойку, увесистым молотком наносим несколько крепких ударов по торцу рычага рулевой трапеции (фото 5). При этом монтировкой, вставленной между рычагом и рулевой тягой, создаем усилие, направленное на рассоединение этих деталей. Конечно, лучше здесь пользоваться съемником, но и приведенный способ, как показывает многолетний опыт, не вредит этому узлу. Тщательно очищаем и смазываем резьбовую часть болтов, крепящих поворотный кулак (бобышку) к стойке (фото 6). С помощью двух ключей "на 19" отворачиваем гайку верхнего болта (фото 7).ЗА РУЛЕМ 6/96 107 Следующую операцию выполняем внимательно и аккуратно, поскольку от нее (при завершающей сборке узла) зависит установка прежнего угла развала колес. Ослабляем и немного, на один оборот, отворачиваем нижнюю гайку. Болт при этом должен оставаться неподвижным. Затем вворачиваем его до упора, отсчитывая ко личество оборотов. Эту цифру лучше за писать, чем запоминать. Дело в том, что угол развала зависит от положения регулировочного ползуна в отверстии бобышки поворотного кулака, ось которого проходит под углом к продольной оси автомобиля. Заворачивая болт, мы смещаем ползун до упора. При обратном монтаже стойки ползун вновь необходимо упереть, завернув болт, и вновь отвернуть, постукивая мо лотком по головке блока, на отмеченное число оборотов. Вынимаем верхний болт. Для этого можно использовать вороток и молоток. Вывинчиваем нижний болт, монтировкой аккуратно вынимаем поворотный кулак из стойки (фото 8). Привязываем проволокой или притягиваем резиновым жгутом кулак к лонжерону (фото 9). Если этого не сделать, то, задев неосторожно во время работы кулак, можно выдернуть полуось из коробки передач. Страшного, конечно, ничего не случится - полуось легким толчком можно поставить на место, но если вовремя не заметить - из коробки передач вытечет масло. Очищаем отверткой от грязи отверстие регулировочного ползуна (фото 10). Смачиваем его проникающей жидкостью и отверткой выбиваем ползун наружу (фото 11). Ключом "на 13" отворачиваем гайку крепления кронштейна тормозных шлангов и отсоединяем их от стойки (фото 12). Придерживая одной рукой телескопическую стойку, до конца отворачиваем три гайки, притягивающие ее опору к кузову, и аккуратно вынимаем из колесной ниши (фото 13). Щеткой очищаем стойку от грязи и кладем на чистое место. С помощью приспособлений сжимаем пружину (фото 14). Отворачиваем до конца гайку штока и снимаем пружину с амортизатора (фото 15). Если гайка вращается со штоком, то последний надо зафиксировать. Для этого стягиваем с гайки резервуара амортизатора резиновый чехол, захватываем шток плоскогубцами и свинчиваем "упорную" гайку (фото 16). До конца разбираем телескопическую стойку (фото 17). Закрепляем амортизатор в тисках и "газовым" ключом отворачиваем гайку резервуара (фото 18). Вынимаем из тисков, ставим на пол и, придерживая резервуар ногой, выдергиваем шток с рабочим цилиндром (фото 19). В приготовленную емкость (например, из пластиковой бутылки) сливаем из резервуара масло (фото 20). Несколько раз утопив шток в рабочем цилиндре, сливаем из него оставшуюся часть масла. Тщательно очищаем от грязи и масла резервуар. Вставляем в него газонапол-