129
130
КуЬАвтолюЬителейДОМАШНИЙ ДОКТОР ДЛЯ АВТОПоскольку многие автомобилисты, особенно владельцы иномарок, сами свой автомобиль не ремонтируют, а пользуются услугами станций техобслуживания, нам показался нелишним своего рода краткий курс этики и психологии для тех, кто только приобретает навыки общения с автосервисом. Слово С. КОРНИЕНКО из Владивостока.Посещать СТО придется регулярно, не менее двух раз в год, поэтому в первую очередь надо найти такую мастерскую, вернее, такого слесаря, который будет постоянно вести "по жизни" ваш автомобиль. Так вы облегчите жизнь и себе, и машине, и слесарю. Он - как семейный доктор у ценящего свое здоровье человека. Но как найти его? Прежде всего, узнайте адреса фирм, где ремонтируют автомобили. Их в любом городе хватает: теперь ремонтом частных машин промышляют многие автобазы, таксопарки и т. п. Предпочтения заслуживают те, у которых наиболее полный перечень услуг, иначе вы приедете к мотористу с жалобой на дефект двигателя и услышите: "Виновата электрика, механика в порядке." Приедете в другую фирму, к электрику, но опять услышите примерно то же: "Электрика в порядке". А у вас, может, разрушился катализатор в выпускной системе! И с этим надо ехать дальше. Наличие в фирме "консилиума" из разных специалистов избавит вас от лишних расходов и поездок. Не доверяйте машину "дяде Васе", который обещает сделать все, причем недорого. Давно известно: неоплаченная работа - плохая работа, к тому же серьезный ремонт невозможен без целого арсенала различных приспособлений, инструмента, стендов, приборов и станков. Поместить все это в гараже, где "принимает дядя Вася", не удастся, не говоря о том, что грамотно пользоваться любыми приборами, стендами и станками один человек просто не в состоянии. Но в некоторых случаях в качестве консультанта "дядя Вася", особенно если он ваш хороший знакомый, может оказаться полезен. Выбрав фирму, наведайтесь туда. Подойдите к приемщице (очаровательной девице с холодным взглядом), а если ее нет, то к мастеру, начальнику смены, бригадиру, наконец, и задайте один вопрос: "Сможете ли вы починить мой автомобиль?" На встречный вопрос, какой, вы называете не марку своего автомобиля, а, например, "Ягуар". Словом - такой, каких в вашем городе, как говорят, полторы штуки. Пока приемщица вспоминает, слышала ли она вообще о такой марке, вы быстро выдаете ей: "У него провал газа в диапазоне от 3000 до 3500 оборотов, и при этом динамики магнитофона начинают свистеть". Барышнеостается в ужасе воскликнуть: "Мы этого не делаем!" или позвать мастера (бригадира). И если тот с горящими глазами скажет: "Ну-ка, быстренько сюда ваш аппарат", - значит, вы попали к энтузиастам своего дела. Эти люди любознательны, п о ­ стоянно учатся и многое смогут сделать. Так что ваш автомобиль они, скорее всего, квалифицированно обслужат. Если же мастер откажется, заявив,'пример, сколько стоит снять и почистить карбюратор на двигателе "Ниссан-Е15" или заменить накладки сцепления. Может быть, цена окажется для вас главным фактором и вы сразу сделаете выбор. Но если вы любите свой автомобиль, постарайтесь, кроме того, узнать, в каком помещении будут ремонтировать или обслуживать вашу машину: поинтересуйтесь, давно ли стоит во-о-он тот пыльный автомобильчик, и не ждет ли вас та же участь. Расспросите, какие есть стенды, приборы, осциллографы, газоанализаторы. Выясните, как здесь регулируют содержание СО в выхлопных газах, если двигатель со впрыском ив нем нет ни одного регулировочного винта для этой цели. Если никак, то уровень фирмы "не очень"... Постарайтесь познакомиться с автослесарем, который будет заниматься вашей машиной. Если он общается с вами без хамства, доброжелательно, то можно надеяться, что так же он будет "общаться" и с вашей машиной, а вот злоупотребление непечатными словами должно вас насторожить, поскольку говорит о низком уровне образованности человека. Если в вашей машине четыре блока управления с микропроцессорами, то "с помощью кувалды и какой-то матери" починить ее трудно, да и нервы следует жалеть. ...Вы выбрали фирму, которая всем устраивает: в ремонтных боксах не капает ржавая вода на крыши ремонтируемых автомобилей, инструмент у слесарей чистый, рабочие места хорошо освещены, окурки на полу не валяются и т. д. Можно пригонять свой автомобиль. Но прежде, еще дома, сделайте следующее. Освободите багажник и салон автомобиля от всего лишнего: насоса, магнитофонных кассет, гаечных ключей (кстати, чаще всего из автомобиля, находящегося в ремонте, пропадают красивые гаечные ключи и ЗА РУЛЕМ 6/96 129у него нет специалистов, не пытайтесь знакомиться с "конторой" ближе - вряд ли эти специалисты в ней когда-нибудь появятся. Итак, вы узнали пару адресов, где берутся за сложный ремонт. На каком остановиться? Сравните, сколько стоит и как быстро выполняется какая-нибудь типовая работа, на отвертки - наверное, это профессиональная слабость авторемонтников), канистры, буксирного троса и т. д. Машина должна быть пустой! Ну, запасное колесо можно оставить. Снимите оплетку с рулевого колеса, иначе ее могут испачкать, когда будут перегонять ваш автомобиль по территории СТО, ведь рукам автослесаря по чистоте далеко до ладоней доктора. Из тех же соображений накройте сиденья и полы в салоне какими-нибудь старыми чехлами или тряпками. Хотя очень аккуратный автослесарь не сядет в рабочем комбинезоне в хорошо отделанный, чистый салон, за всех ведь нельзя поручиться. Пол багажника тоже укройте бумагой или картоном: в ходе ремонта туда, бывает, складывают демонтируемые детали и агрегаты, не очень чистые. Заправлять автомобиль накануне ремонта не стоит - "лишний" бензин нередко сливают. Не надейтесь, что конструкция вашего бензобака не позволит этого сделать. Сдавая машину в ремонт, следуйте правилу: никогда не сообщать мастеру свой диагноз, даже если вы в нем уверены "на все сто". Не пишите в заявке и не говорите бригадиру, что вам надо, например, почистить карбюратор. Ведь на самом-то деле вам важно, чтобы двигатель вашего автомобиля нормально работал. Скажите: "Не нравится, как работает двигатель, у соседа такой же, а жужжит подругому". А из-за карбюратора или из-за чего еще - пусть решают специалисты СТО, на то они и мастера. Сменить прокладку головки блока? Да вам с удовольствием это сделают на любой СТО, не особенно задумываясь над тем, нужно ли это вообще - ведь вы же заказывали! А через день из выхлопной трубы снова полетит Тосол" - и вы поедете разбираться, почему. Тут выяснится, что треснула головка блока цилиндров, но прокладку-то вам заменили, как вы и просили. И за выполненную работу вы заплатили правильно. Вот если бы вы толковали о том, чтобы устранить выброс То сола" из выхлопной трубы и утечку его из системы охлаждения, а бригадир настоял на замене прокладки, то при "возврате" был бы другой разговор: мол, мы думали, пробита прокладка... Но за то, что они "думали" и, как выясняется, ошиблись, вы платить не должны. На большинстве станций обслуживания "подводные камни" в оформлении ремонта хорошо изучены, поэтому, скорее всего, у вас попытаются устно или письменно вырвать-таки диагноз. Например, скажут: "Ну что ж, это виноват карбюратор. Пишем в заявочке - чистка карбюратора". - А потом: "Распишитесь вот здесь внизу". Как раз этого делать не следует. Прикидывайтесь "чайником" до последнего: "Я не специалист, я не знаю. Прошу только, чтобыдвигатель работал нормально, вот под этим и подпишусь, а под вашим диагнозом - не согласен". Даже если причина поломки очевидна, зачем рисковать хоть какой-то суммой денег. Будем надеяться, что вы выберете такую СТО, .где позаботятся ио запчастях для вашего автомобиля, и о масле, и о многом другом, что может потребоваться в ходе ремонта. Увы, это бывает очень редко! В противном случае вам пешком придется ходить по автомагазинам и покупать все, что скажут специалисты. Пока ваш автомобиль ремонтируют, а вы время от времени наведываетесь на СТО, чтобы узнать, как дела, постарайтесь найти и прочитать "Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств" (Постановление Правительства Российской Федерации № 801 от 6 июля 1994 года). Эти правила распространяются на все "конторы", в которых чинят автомобили, независимо от формы собственности. Написаны тяжелым канцелярским языком, как и все документы, но некоторые разделы, с учетом нашей специфики, все же не мешает знать. Попытаюсь перевести их на нормальный язык.. Если вам пообещали (и это должно быть записано в договоре о ремонте) сделать машину к такому-то числу, но к этому сроку по какой-либо причине не закончили, вы можете забрать машину. При этом платить за уже выполненную работу вы не обязаны, даже если сделано почти все и остались только мелочи, потому что "изготовитель" не выдержал сроки, оговоренные в договоре. Более того, в этом случае вам должны вернуть и внесенный ранее аванс. Если же, несмотря на несоблюдение сроков, вы машину не забираете (доделывать ее все же надо), то за каждый день просрочки СТО должна вам выплатить 3% от стоимости заказа. Так записано в пункте 3.7 "Правил". Если вы нашли брак в работе, СТО должна его устранить - конечно же, бесплатно ив течение 20 дней (пункт 3.13). Если, выдавая машину из ремонта, СТО не оговорила гарантию на выполненные услуги, вы тем не менее автоматически получили гарантию на 6 месяцев (пункт 3.14). И еще два пункта из этого документа стоит знать. В пункте 5.5 говорится о моральном ущербе, который СТО должна возместить, если такой ущерб вдруг нанесут, а в пункте 5.4 указывается, в каком случае СТО должна возмещать ущерб, нанесенный вашей собственности, и вред, причиненный вашей жизни. В этом (последнем) пункте есть любопытная формулировка, из которой следует, что если вы купили для своего автомобиля в магазине какую-нибудь запасную часть (сами купили), а из-за нее машина снова сломалась (например, купили новую, но бракованную шину, на СТО ее заменили, и вдруг на дороге она лопнула, машина ушла в кювет...), то в этом виновна СТО. Она виновна, даже если "...уровенЬ'Научных и технических знаний"... выявить дефект вообще не позволял. Здорово! Как только автослесарь прикрутил к вашему автомобилю какую-нибудь "железку", он тем самым "подписался", что эта "железка" без брака и станция техобслуживания должна за все заплатить, даже если окажется, что это не так. Эти правила должны быть на всех СТО, но их там, похоже, никто не читает, поэтому, внимательно изучив "букву закона", можете даже попытаться отремонтировать автомобиль бесплатно. Правда, в следующий раз на этой СТО, как вы сами понимаете, вас вряд ли обслужат. В заключение несколько слов о том, как забирать автомобиль из ремонта. Когда настанет этот замечательный день, вы придете на СТО и вам выгонят из ремонтного бокса исправную (хочется думать!) машину. Но чтобы не очень расстраиваться, увидев ее, будьте ко многому готовы. Бензина в баке или не будет вообще, или окажется ровно столько, чтобы выехать за ворота. Если незадолго до ремонта в систему охлаждения был залит свежий 'Тосол", то после ремонта он, неровен час, окажется сильно разбавлен водой. Вся машина будет пыльная и грязная, в чистом костюме в нее не сесть, но это еще полбеды: если на панелях есть следы птичьего помета, то краска под ними может навсегда изменить свой цвет. Аккумуляторная батарея, скорее всего, сильно разряжена. Не планируйте сразу после ремонта дальнюю поездку, даже если машина, на первый взгляд, в полном порядке. Покатайтесь недельку по городу, прислушиваясь к работе всех механизмов и поведению машины в целом. Оценить качество выполненных работ за 10-15 минут на территории СТО под пристальными взглядами слесарей вам не удастся. А вот комплектность и целостность машины проверьте обязательно! Вывод из всего сказанного: нужны "свои" люди на СТО, личный "автомобильный доктор" - тогда проблемы с вашим автомобилем станут решаться быстрее и надежнее.130ЗА РУЛЕМ 6/96