115
КАК ПРОДЛИТЬ rvr\v СЛУЖБЫ ШРУСов АЗЛК-2141 СРОК г nvwiШРУСы (шарниры равных угловых скоростей) на переднеприводных автомобилях служат для передачи крутящего момента от двигателя к колесам. Эти детали иначе называют шарнирными валами или приводами. О том, как продлить срок их службы, рассказывает Борис ШИШМАРЕВ.GOHMHG оиммламиСрок службы ШРУСов АЗЛК 2141 на стенде достигал 200 ты ­ сяч километров . Разумеется, "в жизни " этот срок значительно меньше : и ной раз "пулеметная очередь" и з - п од капота (признак износа шарниров) раздается ты ­ сяч через тридцать. Между темРис.1. Привод переднего колеса АЗЛК-2141 в сборе: 1 - корпус наружного шарнира; 2,5,8- хомуты чехлов; 3,10 - запорные кольца; 4,7 - чехлы; 6 - вал привода колеса; 9 - внутренний шарнир; 11 - держатель чехла; 12 - пластина; 13 - винт; 14 - упорное кольцо.должен оказаться на той же до ­ рожке корпуса и совпасть с тем же отверстием сепаратора идорож ­ кой обоймы , как и до разборки . Поэтому, прежде чем разбирать шарнир, пометьте его детали. Тем, кто взялся за этот трудоемкий ремонт, напомним, что детали внутреннего и наружного шарни ­ ров неодинаковы (см. рис. 2). Продлить жизнь приводов можнои не разбирая их. Если шарниры герметичны и вы уверены, что они заполнены смазкой , но при этом отмечен радиальный люфт внутреннего шарнира, м ож ­ но поменять приводы местами. На АЗЛК - 2 141 они одинаковы . Эта перестановка "заставит" работать менее изношенную часть шарни ­ ра, и он еще послужит.цена шарнирного вала на рынке превышает миллион рублей. Не будем разбирать здесь случаи за ­ водского брака: не повезти может любому автовладельцу. А вот по ­ купка халтуры, склепанной "умельцами", - уже не беда, а ви ­ на водителя: проглядел - значит, не сумел отличить тщательно об ­ работанный, закаленный, не име ­ ющий радиального люфта, да еще фосфатированный (черный) вал от блестящей подделки. Ну а если автомобиль прямо с завода, без пробега - можно ли продлить ресурс новых ШРУСов? Не толькоможно , но инужно : убедиться прежде всего, есть ли под чехлами смазка, а если ее не ­ д остаточно , пополнить (80 г на шарнир). Второе - накрепко за ­ крепить хомутами 2, 5 и8 резиновые чехлы (рис. 1). Т щательно " у пакованный " узел недоступен песку и грязи, но, к сожалению, имеет неприятнуюспособность "подсасывать" воду, которая сво ­ дит на нет свойствасмазки "ШРУС-4". Поэтому перед уста ­ новкой резиновых чехлов места их соприкосновенияс валом икорпусом шарнира рекомендуется про ­ мазать клеем - г ерме тиком. Порванные ре ­ зиновые чехлы необ ­ ходимо немедленно заменить , добавив в шарниры смазку. Н а ­ п омним , что "Литол" ни вкоем случае не является заменителем " Ш РУС - 4 " . Об этом следует помнить и при замене смазки. Изношенный шар ­ нир, как правило, не подлежит ремонту и заменяется новым в сборе. Но если люфт шарнира не слишком велик иглазунеза ­ метны явные следы износа или коррозии шариков 4, сепаратора 2и обоймы 3 (рис. 2), шарнир разбирают, тщательно очищают и промывают, а затем вновь заполняют све ­ жей смазкой. При сборке каждый шарикРис. 2. Детали наружного (а) и внутреннего (б) шарниров: 1 - корпус шарнира; 2 - сепаратор; 3 - обойма; 4 - шарики.ЗА РУЛЕМ 6/96 115