боимибламиЛ/ГЕНЯЙТЕ ГОЛОВКИ iV1С ГОЛОВОЙНа ВАЗе отливают две заготовки для головок блока цилиндров (ГВЦ) на три модели двигателей: -21081 (рабочим объемом 1100 см 3 ), -2108 (1300 см3) и -21083 (1500 см 3 ). О го товых ГВЦ - уже не двух, а трех ти пов, с их различиями дают представление рисунок и таблица. Сразу же несколько замечаний: установка оригинального распредвала в мотор "1100" необязательна, но желательна; в каждой головке два резьбовых отверстия под шпильку натяжного ролика зубчатого ремня, устанавливать ее надо в то из них, которое соответствует модели двигателя (это связано с различной высотой блоков цилиндров и одним и тем же зубчатым ремнем). Посадочные места у всех разновидностей ГВЦ одни и те же, однако это не значит, что головки, их "содержимое" и блоки можно "тасовать" как угодно. Можно ли на мотор ВАЗ-2108 установить головку от двигателя ВАЗ-21083 большего рабочего объема? Этот вопрос, оказалось, интересует многих читателей. О взаимозаменяемости головок блока цилиндров переднеприводных автомобилей ВАЗ мы попросили рассказать Сергея ГЕРАСЬКИНА, автора прошлогодней статьи о трех моделях "Самары" ("Близнецыбратья", ЗР, 1995, № 3).Головка блока цилиндров: А - место нанесения маркировки; 1 - отверстие для шпильки натяжного ролика при установке на двигатели -2108, -21083;2-надвигатель -21081.Испытания различных головок на двигателях ВАЗ-21083, -2108 и 21081 показали, что ГВЦ мотора "1500" подходит наилучшим образом и для двух остальных. С этой головкой на 3-6% увеличивались мощность и крутящий момент двигателей "1100" и "1300". Почему же такой вариант не был рекомендован в производство? Впускные клапаны увеличенного диаметра даже при ошибке всего на один зуб при установке фаз газораспределения могут коснуться днища поршня со всеми вытекающими отсюда последствиями - повреждение клапанов, поршня, а значит, и ремонт двигателя... Напомню, что на днище поршня мотора -21083 предусмотрены спе114 ЗА РУЛЕМ 6/96циальные выемки - в них попадают тарелки клапанов при обрыве зубчатого ремня или неправильно установленных фазах. Выемки неглубоки и не слишком ухудшают процесс сгорания в цилиндре. На поршнях же двигателей -21081 и -2108 сначала не было вообще никаких выемок под клапанные тарелки. Позже появились небольшие углубления, предотвращающие встречу клапанной тарелки и поршня при смещении фаз - но не более, чем на два зуба по шкиву распредвала. Сделать выемки глубже, на весь ход клапана, или шире, под впускные клапаны ГВЦ мотора "1500" (диаметром 37 мм вместо 35 мм), к сожалению, невозможно. Дело в том, что в двигателях "1100" и "1300" поршни в блоке поднимаются высоко - их "недоход" до привалочной плоскости блока в два раза меньше, чем у двигателя "1500". Соответственно, и выемки в поршнях на полный ход клапанов, как у -21083, получились бы слишком глубокими и весьма неблагоприятно повлияли на процесс сгорания рабочей смеси. Кроме возможной потери мощности, еще одно (оказавшееся решающим) следствие этого - увеличение токсичности отработавших газов. В отечественные экологические нормы еще можно было уложиться, но в зарубежные - никак. То есть за "страховочные" выемки пришлось бы платить отказом от экспорта автомобилей в Европу, Канаду, Австралию... Естественно, на это пойти было нельзя. "Запас" на ошибку при установке фаз всего в один зуб (см. выше) тоже показался слишком мал - и все оставили, как есть. Резюмируя вышесказанное, можно дать практические советы: - в каждой головке должны быть свои, "родные" впускные клапаны. "Чужие", например, не сядут в седло на нужную глубину (диаметром 37 мм в ГВЦ -21081, например), уменьшатобъем камеры сгорания и, как следствие, приведут к детонации; - при установке ГВЦ от мотора "1500" на другие вы получите некоторое увеличение мощности и крутящего момента. Но будьте особенно внимательны при установке зубчатого ремня! Смещение меток газораспределения даже на один зуб грозит соприкосновением поршня и клапана и потерей компрессии; - при установке ГВЦ от мотора "1300" на "1500" будьте готовы к потере мощности примерно на 3% и крутящего момента - на 6%; - если вы ставите ГВЦ от двигателя "1100" на другие моторы, не забудьте переставить шпильку под ролик натяжителя в нужное отверстие и заменить распредвал -21081 на -2108 - иначе потери мощностных показателей двигателя не ограничатся 3-6%. Надеюсь, вы убедились в справедливости заголовка этой статьи.Головки блока цилиндров для двигателей "самар"Особенности в конструкции ГВЦ Модель двигателя ВАЗ-21081 Маркировка' 21081 ВАЗ-2108 ВАЗ-21083 21083 (до 1991 г. -2108) 30,5Диаметр впускных каналов, мм Диаметр седел впускных клапанов, мм: наружный внутренний Диаметр тарелки впускного клапана, мм Распредвал: модель Подъем кулачка (ход клапана), мм Расположение шпильки натяжного ролика' ' См. также рисунок.29,035,6 30,137,6 32,135372108121088,59,0правоелевое