73
74
75
76
Обозрение ЗРНЕИЗВЕД А ИНЫЕ ПРЕЛЕСТИвек всю жизнь оставаться в рамках необходимого. Самый распрекрасный автомобиль не дает такого ощущения слияния с дорогой и машиной, как двухколесный аппарат. А американский психолог Грегори Фрэзер в своей книге "Мотоциклетный секс" утверждает даже, что мотоциклисты намного реже всего остального населения нуждаются в помощи психиатра (а вовсе не наоборот), поскольку езда на мотоцикле - великолепное средство психотерапии и снятия стрессов. Можно привести в его пользу и другие доводы, чисто практического свойства. По лесной дороге на солидном лимузине не понесешься, да и самому лучшему джипу не всякая тропинка доступна. А кто из автомобилистов, простаиваяQ U\f nnSMIIIUklV mnnn^U'MYКак и всякое солидное приобретение, покупка автомобиля тянет за собой дополнительные затраты. Поначалу ошалелый автовладелец носится по магазинам и автосалонам, накидываясь, как ворона, на все новенькое и блестящее. Сигнализации, прибамбасы, какие-то коврики... И лишь оправившись понемногу от шока, вызванного покупкой, начинает замечать весь остальной мир, не имеющий прямого отношения к автомобилю. И выясняется, что нужен ему не только четырехколесный друг - необходимы "солнце, воздух и вода", а как раз от этого он и отрезан теперь герметичной дверью салона. Тогда те, на чью долю выпала мотоциклетная юность (а таких среди нынешних автомобилистов немало), осознают: неплохо бы в дополнение к автомобилю обзавестись еще и мотоциклом."Зачем козе баян?" - вопрос вполне резонный. Мотоцикл в традиционном российском понимании - очень дешевое транспортное средство для тех, у кого денег нет и не будет. Но в том мире, который мы привыкли называть "развитым", мотоцикл давно уже транспортные функции утратил или, по крайней мере, они отодвинулись на второй план.Это превращение произошло с ним в США еще между двумя мировыми войнами, а в Европе и Японии - в шестидесятых годах, вслед за массовой автомобилизацией. Оказалось, что мотоцикл и автомобиль - друг другу не конкуренты, а закадычные друзья. Конечно, не каждый автомобилист Америки и Европы имеет в запасе еще и двухколеснуюмашину - не все могут позволить себе столь дорогую игрушку. но вот большинство мотоциклистов зрелого возраста (а как показывают данные опросов, среднестатистическому владельцу мотоцикла в этих странах за тридцать) автомобиль в семье имеют. порой не один. Зачем же им мотоцикл? Да затем, что не может челопробках, не завидовал мотоциклистам, элегантно скользящим между неповоротливыми автомобилями. Любители запредельной динамики скажут еще, что если вы хотите ощутить сладость разгона на автомобиле с места до 100 км/ч за четыре секунды, то придется выложить не десять тысяч долларов, а на порядок большую сумму. Если в вас уже зародился бесенок, подзуживающий раскошелиться на приобретение двухколесной машины в дополнение к четырем колесам, то возникает нелегкая проблема выбора. Палитра современного мотоциклетного мира прямо-таки ошеломляет своим разнообразием человека, воспитанного на скудной диете отечественного производства. Можно выбрать модель, идеально соответствующую вашему вкусу, характеру и темпераменту. Немаловажно и будущее предназначение машины. Никто в цивилизованном мире не пойдет в кроссовках в театр или в лаковых штиблетах на прогулку по горам - так и на туристском мотоцикле не штурмуют прелести весеннего чернозема, а на крутом спортбайке не отправляются в дальнюю поездку за пару тысяч километров. Можно избрать немало критериев для классификации З РЛМ 89А УЕ 6 73 Обозрение ЗР(или мопед) на очень маленьких по мотоциклетным меркам колесах: диаметром не более 10 дюймов. В то же время его компоновка, в отличие от мотороллера, остается мотоциклетной - двигатель не сдвинут к заднему колесу. Подавляющее большинство мини-байков - 50-кубовой категории. Признанные мастера в этой области - японцы и итальянцы. Японские мини-байки ("ХондаДакс", например) - это настоящие мотоциклы на маленьких колесах. Итальянские минибайки (такие, как "Алгат-Плико" или "Ди-Блази-Такси") своеобразны. Главная прелесть в том, что их можно сложить и спрятать в специальную сумку, после чего они легко помещаются в багажник обычного седана. Как японцы, так и итальянцы навострились в изготовлении специальных детских моделей, предельно простых в обращении благодаря автоматическому центробежному сцеплению и отсутствию коробки передач. На таких мини-байках, как "ЯмахаPW50", в США проводятся чемпионаты для мотогонщиков шестилетнего возраста! В отличие от мини-байка мотороллер имеет сдвинутый к заднему колесу двигатель и развитую облицовку (как праBMB-R1000 GS - для тех, кого ожидают дороги невысокого качества. Двигатель - двухцилиндровый оппозитный, принадлежит к старому семейству, появившемуся еще в 1969 году. Его максимальная мощность - 60 л. с./44 кВт, зато тяга на малых оборотах - выше всяких похвал. Шины с развитыми грунтозацепами, большой дорожный просвет и длинноходные подвески позволят чувствовать себя уверенно даже на грунтовке.мотоцикла. Попробуем разделить все это разнообразие на несколько групп, руководствуясь триединством: назначение-стиль-компоновка. К первой группе относятся "родственники" мотоциклов, предназначенные лишь для коротких поездок местного значения. Это мини-байки, мотороллеры, мопеды. Если они с двигателем, рабочий объем которого не превышает 50 см 3 , и максимальная скорость их "конструктивно ограничена" (40 км/ч у нас и 45 км/ч в странах Западной Европы), то владельцы пользуются немаловажными льготами: не надо ни регистрации, ни водительских прав (а у нас еще можно ездить без шлема, хотя в Европе и Японии он обязателен). Кстати, "конструктивное ограничение" иногда понимают своеобразно: итальянцы пишут в технической характеристике мотороллеров с 5-сильными моторами "максимальная скорость 45 км/ч", и 74 ЗРЛМ 69 АУЕ /6попробуй придирись. Хотя 60-70 км/ч машина набирает без труда. Безусловно, и мотоцикл классического облика может быть с 50-кубовым двигателем. Его владелец также пользуется льготами. Но для "малышовой" группы 50-кубовый мотор более типичен. И, чтобы уж покончить с законодательными предписаниями, заметим: в странах Западной Европы можно управлять мотоциклом с двигателем рабочим объемом не более 125 см3 и максимальной мощностью не выше 15 л. с , имея лишь автомобильные права. Мини-байк - это мотоцикл Обозрение ЗРвило, пластиковую), с большим передним щитом и настилом под ногами. Колеса обычно небольшого диаметра, хотя есть немало моделей ис 16дюймовыми колесами. Особая прелесть мотороллера - простота в обращении: двигатель пускают электростартером, причем специальное устройство само обогатит смесь, а трансмиссия - автоматическая: клиноременный вариатор вкупе с центробежным сцеплением. Остается освоить лишь рукоятку газа и два рычага на руле, управляющие тормозами. В качестве повседневного городского транспорта мотороллер - машина непревзойденная! Мопед - это от "МОтор" плюс "ПЕДаль", то есть двигаВпрочем, похоже, песенка мостал тот факт, что мотоцикл педа спета - очень уж энер"умеренного" дизайна и такой гично вытесняет его с городже "умеренной" конструкции ских улиц мотороллер. вдвое дешевле своих более Группа вторая - дорожсовершенных собратьев. ные мотоциклы. Можно выдеЧоппер - это стиль, стиль лить мотоциклы классические, и еще раз стиль. Желателен чопперы, спортбайки и специеще и двухцилиндровый V-обальные мотоциклы для дальразный четырехтактный моних поездок по хорошим доротор. Бензобак старомодной кагам - туристские. плевидной формы, переднее Лет десять назад казаколесо большого диаметра вылось, что классический мотонесено вперед, задняя шина цикл, не отягощенный обтеканевелика, но широка до чрезтелями и изысканными стиливычайности. Благодаря двухстическими наворотами, канет уровневому седлу, высокому в Лету. Ан нет - жив, курилка! рулю и вынесенным вперед Причин тому несколько. Окаподножкам посадка водителя залось, немало мотоцикличоппера своеобразна и вальстов, из тех, что садятся за яжна. Одеваться он должен руль двухколесной машины посоответствующим образом сле десяти-двадцатилетнего джинсы, кожаная куртка, ковперерыва, хотят видеть мото- бойские сапожки. Чоппер в троумного устройства с очень широкими возможностями регулировок. Для таких спортбайков, как "Дукати-916" или "Ямаха-YZFIOOO", дорожные автомобили - не соперники: динамика разгона этих машин сопоставима с автомобилями формулы 1 или реактивными истребителями на взлете! Что требуется путешественнику, отправляющемуся в далекую, за несколько тысяч километров, поездку? Мощный тяговитый двигатель, хорошая защита от потока набегающего воздуха, много места для багажа. Все это предоставляют современные туристские мотоциклы. Четырехтактные многоцилиндровые двигатели с рабочим объемом более одного литра, внушительный обтекатель, громадные багажные кофры (в каждый из которых можно запросто спрятать шлем-интеграл) сразу выделяют этих гигантов в мотоциклетном море. Стереомагнитола, интерком для связи с пассажиром, Си-Би-радиостанция также входят в комплект хорошего туристского мотоцикла. Лучшие из них снабжены тормозной системой с АБС и подвесками с пневмоэлементами, которые регулируют во время движения с помощью бортового компрессора. Мотоциклы, способные съехать с твердого покрытия на грунт, образуют третью группу. У нас их часто называют "эндуро" - от испанского "выносливый". Но поскольку этот термин ФИМ закрепила за особой категорией спортивных мотоциклов, то правильнее будет принятое за рубежом несколько громоздкое название "мотоциклы двойного назначения". Большой дорожный просвет, шины с развитыми грунтозацепами, длинноходные подвески - таковы общие черты мотоциклов этой категории. Впрочем, если большая часть автомобилейвседорожников за рубежом никогда не съезжает с асфальта, то и многие мотоциклы двойного назначения не покидают городские улицы и шоссе. Что породило такие мотоциклы, как "Априлия-Пегасо" или BMB-F650? При случае они и на грунтовку съезд РЛМ 69 УЕ / 6 75Чистокровный "байкерский" мотоцикл - американский чоппер "Харлей-Давидсон-Лоу Райдер Кастом". Традиционный двухцилиндровый V-образный двигатель внушительного рабочего объема (1340 см3) имеет даже по автомобильным меркам скромную удельную мощность и развивает всего 50 л. с, но не в этом прелесть машины. Вытянутые вверх "рога" руля, низкое сиденье, смещенные вперед подножки дарят водителю специфическую свободную посадку, а обилие хрома и рокочущий бас мотора сводят с ума ценителей подобного стиля. Их не останавливает даже чрезвычайно высокая цена этого "куска мотоциклетной истории" - более 18 тысяч долларов! тель пускают с помощью велосипедных педалей. В ходе эволюции педали, где их применение не оговорено законодательно, исчезли. Больно уж неудобно. Осталась в качестве главного признака своеобразная хребтовая рама, по диагонали перечеркивающая машину, да 50-кубовый мотор. цикл таким же, как и во времена своей молодости. Возникла даже особая группа мотоциклов-"неоклассиков". Они в точности воспроизводят внешний вид машин начала семидесятых годов, а то и более отдаленных. Некоторые ценят классическую строгость линий, а для многих решающимбольшей степени, чем все другие разновидности мотоцикла, - олицетворение особого, "байкерского" образа жизни. Владелец спортбайка человек совершенно другого склада, поклоняющийся лишь одному богу - скорости. Сам мотоцикл, одетый в обтекатель типа "Гран-При", - прямой родственник чистокровных гоночных машин. В техническом отношении спортбайки - наиболее совершенные представители мотоциклетного племени: двигатели с невообразимой мощностью (до 150 л. с.!), рамы из легких сплавов. подвески чрезвычайно хи Обозрение ЗРМотороллеры, презрев роль городского транспортного средства, тоже стали превращаться в маленьких хищников - таких, как эта "Ямаха-Спай".Так выглядит "простой дешевый мотоцикл" образца 90-х годов - очень популярная в Европе "HMaxa-XJ600S Диверсион". Двигатель - 4 цилиндра, 600 см 3 , 61 л. с/45 кВт. Не блещет техническими изысками - воздушное охлаждение, двухклапанные головки цилиндров, стальная рама, но и цена "невысока" - около 6500 долларов США, а максимальной скорости 185 км/ч достаточно даже на автобане.хать смогут, но на настоящем черноземе пределы их проходимости лучше не испытывать. Скорее, это наследники универсальных мотоциклов былых времен. Еще одна развидность мотоциклов двойного назначения - "эндуро для путешествий". Эти машины оснащены мощными двигателями - порой двухцилиндровыми и даже трехцилиндровыми - полуобтекателями и довольно удобными седлами. Если вы отправляетесь путешествовать не по американским хайвеям и немецким автобанам, а по дорогам российской глубинки, то лучше всего выбрать как раз такую машину. Они способны передвигаться не только по асфальту и бетону, хотя значительная масса мотоцикла станет серьезным препятствием для покорения настоящего бездорожья. Совсем уж своеобразная четвертая группа - мотоциклы... четырехколесные. То, что за рубежом называют ATV (All Terrain Vehicles - "вездеходные транспортные средства"). С мотоциклами их роднит посадка "верхом", а с автомобипями-вседорожниками - широченные шины со "злым" рисунком протектора и, на многих моделях, привод на все колеса. В свою очередь. ATV бывают детскими, прогулочноразвлекательными и серьезными машинами-работягами, с 76 ЗРЛМ 69 АУЕ /6Самое скверное бездорожье не страшно "Хускварне-ТК610" - эндуро спортивного характера. Одноцилиндровый четырехтактный двигатель с жидкостным охлаждением и четырехклапанной головкой цилиндра развивает 55 л. с./40 кВт. При этом сухая масса мотоцикла всего 117 кг.солидными багажниками, десяти-пятнадцатиступенчатыми трансмиссиями и сцепными устройствами для прицепов. Подобные машины в последние годы взялись производить ив России - Коврове, Туле и Тутаеве. Отличие от иностранных аналогов в том, что у нас используют плохо приспособленные для столь специфических задач двухтактные двигатели мотоциклетного происхождения. Зато наши вездеходы могут двигаться по дорогам общего пользования и перевозить пассажира, что инструкции к зарубежным ATV строго запрещают. Тульский вариант и одна модель из Коврова имеют по три колеса переднее установлено в телескопической вилке мотоциклетного типа. За рубежом от такой конструкции отказались из-за проблем с устойчивостью машины. Так что у человека, задавшегося целью купить мотоцикл, - широкий выбор. В России продается весь спектр техники, выпускаемой на территории бывшего СССР. В Москве можно приобрести изделия всех четырех японских концернов, немецкие БМВ, мотоциклы итальянского концерна "Каджива",' американские "харлей-давидсоны" и старую любовь наших мотоциклистов - чешские "Явы". Время от времени появляются продавцы с более экзотическими предложениями, например тайваньскими мотороллерами или индийскими мопедами. В общем, товар есть, хотя объемы спроса и предложения совершенно несравнимы с автомобильным рынком. Тем, кого привлекает мотоциклетная тематика, напоминаем, что Издательство "За рулем" выпускает специальный журнал для мотоциклистов - "Мото". В нем вы найдете статьи обо всех тонкостях мотоциклетного мира. Александр ВОРОНЦОВ, журнал "Мото"