24
25
ПрезентацияЧТО ТАКОЕ"СЕНСАнеисправный амортизатор удлиняет его на 2 метра при торможении со скорости 50 км/ч. Что еще? Повышается склонность автомобиля к аквапланированию, из-за раскачки кузова в ночное время даже правильно отрегулированные фары ослепляют встречных водителей. Ну и, конечно, быстрее изнашиваются многие узлы и детали автомобиля: шины, подшипники колес, детали подвески, трансмиссии, рулевого управления. Некоторые из этих постулатов фирма дала нам возможность испытать на практике. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН АМОРТИЗАТОР? (практика) Полигон австрийского автомотоклуба (нечто сродни известному германскому АДАК) под Веной. Три пары автомобилей: два дизельных "Гольфа", два БМВ-525 и два "Опеля-Астра". Одна из машин в каждой паре оснащена новейшим "СенсаТраком", другая - амортизаторами, эффективность которых снижена на 50 процентов, а на БМВ просто стоит один "убитый" амортизатор. На предлагаемой трассе - несколько препятствий: змейка, поворот, выложенный мокрой брусчаткой, огромная лужа, кусок волнистого асфальта и несколько коварных поворотов, требующих от водителя либо определенных навыков, либо осторожности. Короче, то, что надо, чтобы оценить эффективность амортизаторов, что называется, на собственной шкуре (см. фото). При прохождении змейки автомобиль, игравший роль отрицательного героя (на капоте красовалась надпись 50%), чуть раньше начинал "вилять задом", хотя это ощущение из области очень субъективных. А вот то, что на мокрой брусчатке он значительно активнее своего исправного собрата сползал в повороте на большой радиус, не заметить было нельзя. Но, пожалуй, самый эффектный "трюк" - езда по волнистому асфальту на достаточно высокой скорости. С места водителя чувствуется раскачка машины, на полудохлых амортизаторах более замет-ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН АМОРТИЗАТОР? (теория) Большинство автомобилистов не задумываясь ответят: для повышения плавности хода - и будут отчасти правы. Чуть более искушенные добавят, что амортизаторы влияют на устойчивость и управляемость автомобиля. Тоже верно. Но дело в том, что "цепкая" машина со спортивным характером зачастую оказывается довольно тряской, а сверхкомфортабельные "мягкие" автомобили не всегда отличает идеальное поведение на дороге. Слишком противоречивые требования не позволяют создать конструкцию идеального амортизатора. Разработаны, правда, системы активных, "думающих" подвесок, но, учитывая сложность и дороговизну устройств, ожидать их появления на массовых серийных моделях пока рано. В ближайшие годы привычный амортизатор свои позиции вряд ли уступит, тем более что возможности его совершенствования далеко не исчерпаны. Появление "Сенса-Трака" тому подтверждение. Самое "вкусное" - рассказ об устройстве новинки - чуть позднее, а пока поговорим об амортизаторах вообще и постараемся ответить на вопрос, вынесенный в подзаголовок. О комфорте уже сказано. Когда колебания кузова не гасятся, пассажиров в машине болтает и, естест24 ЗА РУЛЕМ 6/96Ходовая часть автомобиля - место темное, грязное и постороннему взгляду почти недоступное, не то что сверкающий лаком кузов или богато отделанный салон. Поэтому многие автовладельцы лишний раз под машину стараются не заглядывать - ничего вроде не отвалилось и то ладно. Те же амортизаторы частенько заменяют лишь после того, как автомобиль стал почти неуправляемым. Такое отношение к машине недопустимо - заявляют специалисты фирмы "Монро", которая представила публике новинку - серию амортизаторов "Сенса-Трак". На их презентации в Вене присутствовал наш корреспондент Игорь ТВЕРДУНОВ.венно, удовольствие от езды будет весьма сомнительным. Если амортизаторы неисправны, ухудшается сцепление колес с дорогой, увеличивается крен кузова в поворотах, автомобиль "дробит" на неровностях покрытия. Естественно, все это не лучшим образом сказывается на его устойчивости и управляемости. Кроме того, возрастает тормозной путь. По утверждению "Монро", лишь один ПрезентацияТРАК"Амортизаторы рекомендуется менять парами. "Сенса-Трак" поступает в продажу "расфасованным" по две штуки."Фольксваген", оборудованный "СенсаТраком", "приземлился" после прохождения волны на асфальте. Машины с неисправными амортизаторами взлетали повыше, да и "плюхались" куда сильнее.Неисправные амортизаторы ухудшают сцепление шин с дорогой. Этот "пятидесятипроцентный" "Гольф" в поворот так и не вписался.ная. К тому же, эта самая раскачка приводит к ощутимому рысканью автомобиля. Но лучше всего эта процедура смотрится со стороны. Автомобиль на амортизаторах со сниженной эффективностью отрывает колеса от земли сантиметров на двадцать, после чего жабой плюхается на асфальт. А вот его аналог на "СенсаТраке" проходит тот же участок с куда меньшими вертикальными перемещениями. Неплохо, кстати, взглянуть со стороны и на брусчатку, где отлично видно, как "пляшут" колеса и насколько сильнее это проявляется там, где амортизатор не справляется со своей функцией. Но вернемся, однако, к главному герою нашего повествования и разберемся, что такое "Сенса-Трак" и чем он отличается от обычного газонаполненного амортизатора.СЕКРЕТ ПОЗИЦИОННОГО ДАТЧИКА Посмотрим на рисунок. На первый взгляд здесь изображен обычный двухтрубный газонаполненный амортизатор. Единственное заметное отличие - вертикальный канал (или паз) в стенке, позволяющий жидкости обходить клапаны в поршне. Длина этого канала в двухтрубных амортизаторах колеблется от 27 до 59 миллиметров в зависимости от модели. При спокойной езде с относительно невысокой скоростью по ровной дороге поршень совершает небольшие перемещения в пределах этого канала. Поскольку часть жидкости проходит мимо клапанов в поршне, сила гашения толчков снижена. Это так называемая зона комфорта, когда амортизаторы обеспечивают максимально возможную плавность хода. Теперь представим себе, что на дороге появились неровности или автомобиль проходит достаточно крутой поворот. Ход поршня увеличивается, и он выходит за пределы паза. Кстати, официально этот паз называется "позиционным датчиком для гашения толчков от неровностей на поверхности дороги". Итак, поршень начинает выходить за пределы позиционного датчика. Сечение канала постепенно уменьшается, и, наконец, обходной путь для жидкости полностью перекрыт. При этом вся жидкость проходит через клапаны в поршне, усилие демпфирования возрастает. Амортизатор начинает работать в зоне контроля, обеспечивая лучшие характеристики устойчивости и управляемости. Правда, плата за это - некоторое снижение комфорта. Ведь амортизатор в таком режиме работает более жестко. Позиционный датчик, на первый взгляд, очень простое устройство, но его применение потребовало серьезных изменений в технологии производства. Например, специально для "Сенса-Трака" разработано тефлоновое уплотнение поршня, которое наилучшим образом адаптируется к цилиндру с пазом - позиционным датчиком. Конечно,характеристик активной электронной подвески "Сенса-Трак" не достигает, но, в отличие от обычных амортизаторов, может приспосабливаться к изменению дорожных условий. Кроме того, "Сенса-Трак"ЗА РУЛЕМ 6/96 25