120
n n шоимишламиСИСТЕМА СМАЗКИ *М ДВИГАТЕЛЯ "ВОЛГИ"Большой рабочий объем двигателя "Волги" нуждается в большом объеме смазки - до 5 - 6 литров моторного масла. Это играет важную роль в отводе излишнего тепла от трущихся деталей двигателя. Для дополнительного охлаждения масла предусмотрен специальный масляный радиатор 13 (см. рис.), расположенный перед радиатором жид ­ костного охлаждения. Масло попадает в дополнительный радиатор через краник 7, открываемый водителем (положение ручки краника вдоль шланга означает, что краник открыт). Рекомендуется сообщать масляный картер с дополнительным радиатором охлаждения в жаркие летние дни, а также перед дальней дорогой, если предполагается длительная езда на высоких скоростях. Далее мотор сам "разберется", к о ­ гда ему пора будет воспользоваться радиатором: при повышении давления масла в картере сработает (откроется) шариковый клапан 8, и масло пойдет в радиатор. Об аварийном падении давления масла в системе смазки водителю сообщит красная лампочка на щитке .приборов, загорающаяся при уменьш ении давления масла ниже 0,4 10,8 кгс/см 2 . Датчик аварийного давf ления ввернут в нижнюю часть корпуса масляного фильтра. А рядом с ним расположена сливная пробка. Именно ее и надо отворачивать в первую очередь, затеяв смену масла в двигателе. Ведь на донышке фильтра скапливается основная грязь, "вычищенная" фильтрующим элементом из масла. Масляный фильтр "Волги", несмотря на почтенный возраст конструкции, вызывает искреннее уважение. Устройство его таково, что неочищенное масло не попадет в систему смазки, не пройдя картон фильтрующего элемента. Пониженное давление масла в системе смазки (загорание конт ­ рольной лампочки аварийного давления на холостом ходу и даже при движении на малых скоростях) н е ­ которые водители ошибочно считают хронической болезнью "волговских" моторов. На самом деле лампа часто вспыхивает по причине за ­ грязнения канала, по которому масло подводится к датчику аварийного давления. Это означает, что система смазки нуждается в очистке и смене масла. Меняя фильтр, н е ­ лишне будет вывернуть датчик ава120 ЗА РУЛЕМ 6/96Продолжая серию материалов о техническом обслуживании и ремонте автомобиля "Волга", обратим внимание на систему смазки двигателя: во многом схожая с системами смазки других автомобилей, она имеет немало характерных особенностей.рийного давления и очистить его канал от отложений грязи. Не следует забывать ио чистке масляного фильтра 2, а также золотникового устройства системы вентиляции картера и отсоса картерных газов. Разработанная в 60-е годы конструкция двигателя вовсе не ознадвигатель "Волги" отнюдь не все ­ яден. Рекомендуемые сорта масел (по SAE) - 20W30 или 15W40. Наличие многочисленных "навесных" элементов системы смазки (дополнительный радиатор, подводящие шланги, множество хомутовых соединений) требует от водитеЩ12Схема системы смазки двигателя "Волги": 1 - маслозаливная горловина; 2 - масляный фильтр; 3 - указатель уровня масла; 4 - уплотнитель; 5 - трубка указателя уровня масла; 6 - штуцер; 7 - краник, 8 - клапан перепуска масла в радиатор; 9 - прокладка; 10 - масляный насос с маслоприемником; 11 - масляный картер; 12 - пробка сливного отверстия картера двигателя; 13 - масляный радиатор.чает, что этот мотор готов "съесть" любое масло, какое ни залей. Иногда в масляных каналах заклинивших двигателей обнаруживались непробиваемые пробки отложений, выпавших из... совсем не моторных масел. Желающим потягаться вси ­ ле с двухсоткилограммовым движком и потратить деньги на лишний ремонт дальнейшее можно не чи ­ тать; для остальных сообщаем, чтоля регулярного их осмотра на предмет утечки масла. Как известно, утечка ведет к загрязнению двигателя, обрастанию масляных подтеков пылью и - к перегреву, которого многие водители "волг" тоже нередко всерьез побаиваются. Оправдано ли это? Судите сами.