Слово — адвокатуВ АВАРИИ ВИНОВАТАМастерских, готовых отремонтировать машину, в последнее время появилось множество, в большинстве своем частных: они починили, вы оплатили и уехали. Все довольны. Два дня после ремонта вы ездили нормально, а на третий при экстренном торможении вашу "шестерку" вдруг бросает в сторону, и... авария! Постарайтесь найти причину необычного поведения автомобиля (педаль тормоза "провалилась", руль вдруг стал "легким" и т. д.). Если это удалось (например, выяснилось, что неправильно установленный тормозной шланг перетерся и при резком нажатии на педаль лопнул), ищите лист бумаги, ручку и описывайте поломку. Не забудьте такие слова: "Считаю, что авария наступила вследствие..." Обязательно попросите свидетелей в конце такого "акта осмотра" поставить подписи. Более того: когда инспектор составит административный протокол, схему происшествия, заполнит бланк под названием "Сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в ДТП", проявите настойчивость, чтобы ваши подозрения (или утверждения), свидетели были тоже записаны в протоколе. Если в результате ДТП кому-либо причинены телесные повреждения, то в процедуру оформления войдет составление протокола осмотра места аварии, транспортных средств, специальной схемы происшествия и справка о ДТП. Тем не менее описанные ранее действия и "Считаю, что авария наступила вследствие..." остаются в силе. Теперь задача - подтвердить причину аварии. В этом помогут специалисты СТО или эксперты. Последних сегодня найти нетрудно. Некоторые государственные организации (типа Экспертно-криминалистического центра МВД РФ или Лаборатории судебных автотехнических экспертиз Минюста РФ) оказывают подобные услуги на коммерческой основе. Немало экспертов, обладающих специальными познаниями, ушло в коммерческие фирмы (типа НТЦ НЭКС при МАДИ или бюро независимой экспертизы "Версия"). Специалисты могут ответить на вопрос: явилась ли авария следствием некачественной работы ремонтников или использования бракованных деталей? Если такой факт установлен, последнее слово остается за судом, который, кстати, может назначить новую экспертизу и следственный эксперимент. Однако почему мы говорим о суде, разве в ГАИ отделы разбора ДТП, дознания не могут определить истинной причины аварии? Могут, но почему-то не хотят и происшествия, связанные с неисправностью автомобиля, в подавляющем большинстве оформляют как "не справился с управлением", причем решение "кто прав или виноват" выносят быстро и однозначно. Вы имеете право обжаловать наказание в десятидневный срок после вручения постановления о наложении взыскания. Мы уже рассказывали, как это делается (ЗР, 1995, № 7). Юристы в таких случаях рекомендуют сразу обращаться в суд, правда, если вас лишили "прав", сделать это можно только после рассмотрения заявления в ГАИ на разных уровнях. Разумеется, и в ГАИ, и в суде необходимо представлять все справки, экспертные заключения, результаты осмотра машины, показания свидетелей (вот где неоценимую услугу окажут ваши хлопоты на месте ДТП). Учтите, есть разница между гражданским и уголовным процессом. В первом стороны сами доказывают свою невиновность, а во втором следствие и суд доказывают виновность подсудимого. Как правило, на судебных слушаниях представители ГАИ стараются обвинить водителя: он. дескать, вовремя не обнаружил неисправность. И тогда главный вопрос: а мог ли водитель реально ее обнаружить? Предположим, эксперты дали заключение: причиной аварии послужила неисправность рулевого управления, указав, что водитель при всем желании не мог обнаружить источник этой неисправности. Тут вы вспоминаете, как неделю назад были в мастерской, где, помимо прочего, заменили редуктор! Опять к экспертам: а не стал ли ремонт причиной ДТП? Если получили положительный ответ, остается доказать суду, что вы в такой-то мастерской произвели соответствующий ремонт. Чего проще: представьте договор или заказ-наряд, квитанции об оплате услуг. Ах, в мастерской не дали... Извините, в аварии виноваты вы. Посмотрим, к акв идеале должна выглядеть "бумажная" сторона ремонта. Подробности в утвержденном, в соответствии с законом РФ "О защите прав потребителей", постановлении Правительства РФ № 801 от 6 июля 1994 года - "Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств". Вопервых, вы должны в письменном виде оформить заявку и отметиться в журнале регистрации. Во-вторых, заключить договор (или получить заказ-наряд) на проведение работ, где указываются юридические адреса исполнителя и потребителя; сведения о марке, модели автомобиля, номерах двигателя, кузова, агрегатов и регистрационный (гос) номер: перечень услуг, запасных частей и материалов исполнителя, их стоимость; гарантийные обязательства исполнителя (авария, произошедшая после гарантийного срока, не снимает ответственности с исполнителя). И еще. Мастера обязаны вас предупредить о дефектности запасных частей, а также (если им об этом известно) о других, не зависящих от них обстоятельствах,которые могут повлиять на качество оказываемой услуги. Если в этом случае вы настаиваете всетаки на проведении работ, исполнитель выполнит ваше требование, но в договоре напишет: "Автомобиль имеет дефекты, угрожающие безопасности движения", тем самым сняв с себя всякую ответственность. Разумеется, мастерская обязана иметь сертификат (документ, подтверждающий соответствие предоставляемых услуг требованиям стандартов), и лицензию на проведение ремонтных работ. Пока что найти мастерскую, полностью выполняющую требования постановления, очень трудно. К чему им лишние хлопоты? Так что думай, водитель: перестраховаться на будущее или поскорей сделать ремонт? Алексей РЕУТ, адвокат Михаил КОШЕЛЕВ, эксперт P. S. Если ДТП случилось по причине дефектной запчасти, то последовательность ваших действий аналогична описанной выше. С той разницей, что добираться до завода-бракодела придется с товарным чеком через торговое предприятие, продавшее вам негодную деталь. Причем ответственность перед потребителем несут и магазин, и завод.ЗА РУЛЕМ 6/9693