|
78
|
79
|
|
СпортСМШОЪЪПНЯЪ "CTFAttjB§jjajl§||i^asg§|^$&&MS$^0J!fi&Ш& ;;— •^"sSTS';..".-.' Й ^ ^: " •ft'; ftft^vft" ЙРЩЗ' ' _"' - .-.?>-"•- ':. • • - . ---''."£rjv• Ж * ? ^ - ? - " ч ~ • г- =.. -• r;щft-'"ftTs&-•'.".: '-•• ' ; ' . • • . . ' • • . --• ' • f t •••-.." " • ' • ^ • f t - ---.:РвННпгвРтгпИт*"••'"" • • • ' ' • ' : ' •" ' •'•'"*•- ' • ' -в££ВЩр^Нг&Звр£&1к r K'^^i^V.":. • ;Г£^*СЖЗ*гЙ' tei ££Ш&г-Ш •-•' - £ * • '. ' : • • • . - _ • - • •- . , . . .л.A-/ Г. - " • • - ':-.-"V^..-."-•'••ft'- ,ft"'. ft- " ^-- -'>-'" : " "~'~ Ysft^ '"' - ri-.-;-f".'. ft/ '.'i%a наших любителей автоспорта доходит"вседбольшё сообщений об ожидаемых переметнах в розыгрыше чемпионат;©^ мира по авторалли. Так ли з: на самом д^еле? '-ft - - 5 '"---•Va*-Для начала маленький диалог журналиста и спортсмена. Ж. - Представьте на минуту, что вы президент Международной автомобильной федерации Макс Мосли. Что бы вы сделали для чемпионата мира по ралли? С. - Я не хочу потерять свою лицензию пилота, а с ней и работу... Ж. - Вам нечего сказать по поводу политики ФИА в ралли? С. - Мне не раз намекали, что лучше помалкивать на этот счет. Не правда ли, странный диалог, когда трудно отделаться от ощущения, что отвечает на "провокационные" вопросы несчастный гражданин, которого угораздило родиться в государстве с "реакционным режимом" в эпоху переворотов, революций, контрреволюций (ненужное зачеркнуть). Между тем, речь идет всего лишь о спорте, а робкий собеседник настойчивого журналиста - двукратный чемпион мира по ралли испанец Карлос Сайнс. Впрочем, что касается переворота, революции, контрреволюции, то тут все верно. Именно такое "интересное время" переживает ныне "Страна ралли". Есть в этой стране и свой президент, диктатор, вождь (нужное подчеркнуть) и зовут его Макс Мосли. Как-то шеф команды "Продрайв-Субару" и один из самых уважаемых людей в мире ралли Дейвид Ричарде сказал про него: "Вся беда в том, что Мосли лишь в теории знаком с ралли". Видимо, ради приобретения практического опыта в этом деле президент ФИА затеял два года назад реформы в том виде автоспорта, о котором знал лишь понаслышке. И вот что удивительно, за это время при его высоком участии было приня78 З РУЛЕМ 6/96 АВ прошлом году фирма "Пежо" стала чемпионом мира в формуле 2 - титул, добиться которого по-настоящему никто не стремился.Патрику Бернардини, всего лишь второй раз в нынешнем году стартовавшему в "МонтеКарло", наверное, и присниться не могло, что он будет торжествовать победу на самом почетном подиуме в мировом ралли.то столько разнообразных решений, что, похоже, не осталось ни одного человека, которому бы то или иное из них не пришлось по душе. Или наоборот. Это как угодно. Секрет тут прост - большинство директивных указаний противоречило друг другу. Впрочем, обо всем по порядку. Год 1994-й. Начало. Программа чемпионата мира уже сокращена с 13 этапов до десяти. 'Тенденция правильная. Ралли-это вам не формула 1, здесь команды, обремененные непосильными расходами, не выдерживают переездов с континента на континент. Стало быть, число соревнований следует еще уменьшить" - вот логика рассуждений руководства ФИА двухгодичной давности. Первенство мира-95 было разыграно в восемь этапов. "Полноприводные трехсотсильные машины с турбонаддувом, несущиеся по обычным дорогам в коридоре зрителей, ставят под угрозу само существование ралли как дисциплины автоспорта", - этот вердикт Федерации дал право на жизнь так называемой формуле 2. Эти машины с двухлитровыми моторами без наддува и приводом на одну ось мудро нарекли "автомобилями умеренных достоинств, за которыми будущее". А чтобы это самое будущее поторопить, уже в 1995-м состязаниям в формуле 2 придали статус чемпионата мира среди марок. На переходный период (при любой революции должен же быть переходный период) решено было проводить два первенства мира. Организаторов заранее предупредили - в силу вступает принцип очередности. Ну, например, один сезон вы принимаете этап "полноприводного турбонаддувного чемпионата", другой - в формуле 2, где не разыгрывается личное первенство. Однако почему-то заводы, которые, казалось, могли бы ухватиться за новую идею, остались холодны к инициативе ФИА. Ни одной фирменной "конюшни", кроме "Шкоды", в новорожденном чемпионате формулы 2 не появилось. Знаменитые ралли "Акрополис" и "Сафари", первыми испытавшие прелести очередности и, стало быть, утратившие статус "основного чемпионата мира", понесли огромные убытки - кому из спонсоров охота вкладывать деньги в состязания, лишенные главной интриги - борьбы за личное первенство на самых совершенных машинах. Красноречивый пример - легендарное ралли "Монте-Карло" нынешнего года, "осчастливленное" статусом первенства в фор- £ fАЛЛИ"муле 2. Ни одного (!) чемпиона мира на старте состязаний, победа в которых еще совсем недавно считалась почетней выигрыша титула лучшего раллиста планеты. "Очень скоро интерес к ралли фантастически вырастет, - этот скрупулезно точный прогноз принадлежит все тому же Максу Мосли. - Мы соперничаем только с футболом, горными лыжами и велоспортом. Идеальная ситуация, когда каждые выходные в мире автоспорта будет происходить нечто значимое. Нам надо поднять ралли до уровня формулы 1, и тогда автомобили будут в центре внимания 32 уик-энда в году". Займемся арифметикой. Чемпионат формулы 1 проходит в 16 этапов. 32 минус 16 получается 16. Шестнадцать раллийных этапов уже в 1998 году (это при том, что год назад и восемь считалось много). "Это безумие, - считает экс-чемпион мира Дидье Ориоль. - Ралли в месяц - куда ни шло. Нельзя забывать, что существуют, кроме самих соревнований, еще и тесты, и ознакомление с трассой, испытание новых моделей, наконец". Впрочем, на 1997 год от ФИА вышла поблажка - этапов будет четырнадцать. Однако вводится новая группа автомобилей WRC. Что это такое? Может быть, иной вариант "автомобилей умеренных достоинств"? Не угадали. WRC - это "Всемирные раллийные автомобили". Они должны быть изготовлены в количестве двадцати штук (куда там полноприводным "монстрам" группы А!) на базе модели, выпускающейся тиражом не менее 2500 экземпляров и принадлежащей к семейству с объемом производства 25 тысяч штук. Из этого семейства можно заимствовать для создания раллийной модификации отдельные узлы и агрегаты. Вдобавок можно устанавливать на атмосферный двигатель наддув, переделывать машины с одной ведущей осью на полный привод, приспосабливать впрыск на карбюраторный мотор, прилаживать аэродинамические устройства на кузов. А формула 2? Да забудьте вы про формулу 2! С 1997 года чемпионат мира в этой категории, бесславно просуществовав два сезона, упраздняется. Будет одно первенство, как прежде, в котором спор за победу поведут вместе нынешние "трехсотсильные турбомонстры" группы Ас минимальным выпуском в 2500 тысяч штук и автомобили WRC, которые вряд ли уступят им по своим техническим параметрам, зато подготовить их можно будет, затратив куда меньше средств. Признаюсь, мне по душе эти техниче-ри , славящимся огромными по протяженности спецучастками? А может быть, мы присутствуем при рождении новой дисциплины автоспорта, которая, увы, имеет мало общего с традиционным ралли в том виде, в котором мы привыкли его понимать? Зато такой более компактный облик отдельных состязаний мирового первенства должен приглянуться, как считают в ФИА, телекомпаниям, которые смогут те-ские новшества. Все-таки в спортивных состязаниях должны участвовать машины более совершенные, чем те, на которых приехали болельщики. Но как можно провести 16 ралли в год с обязательным участием всех лучших пилотов и команд - а это, между прочим, непременное условие ФИА? Отныне, точнее с 1997 года, регламент предписывает ограничить каждое ралли тремя днями плюс пять дней ознакомления с трассой. Сервис будет разрешен только в специально отведенных местах, а число их сведено к минимуму, ночные этапы практически исключаются. И еще. Очки за места на этапах с будущего сезона станут начислять по шкале, принятой в формуле 1: 10-6-4-3-2-1. Что станется в этом случае с "МонтеКарло" с его звездным сбором или с "Сафа-Выиграв в нынешнем сезоне два стартовых этапа чемпионата мира - "Швецию" и "Сафари", Томми Мякинен доказал, что не перевелись еще "летучие финны". перь организовать подробные трансляции с этапов чемпионата. Что должно в свою очередь побудить могущественных спонсоров вкладывать больше денег в ралли в надежде на солидную рекламную отдачу. Стало быть, появятся и средства у команд на многочисленные переезды в ходе сезона. Однако все это в будущем, а пока мы имеем два чемпионата мира. В одном из них за победу бьются только три команды - "Мицубиси", "Форд", "Субару" и лишь трое пилотов планируют участие во всех этапах - чемпион прошлого года шотландец Колин Мак-Рей. испанец Карлос Сайнс и финн Томми Мякинен. Другой - в формуле 2 - проходит при полном равнодушии заводов, средств массовой информации и болельщиков. "Нынешнее первенство мира будет весьма странным, - уверен Сайнс. - И это вряд ли пойдет на пользу нашему виду спорта". Что ж. наверное, надо поскорее перевернуть эту грустную страницу, повествующую о смутном времени в "Стране ралли". Станислав НЕЧАЮК, главный редактор журнала "Автомотоспорт" Фото DPPI"Форд" не знал побед на этапах чемпионата мира с января 1994 года. Может быть, пришедшему в команду Карлосу Сайнсу удастся прервать эту полосу неудач?ЗА РУЛЕМ 6/9679