56
57
Урок второйЛюбой учебник для водителя начинается с описания правильной посадки за рулем. Так и мы с вами уделим этому положенное внимание, ведь от того, как вы устроитесь на водительском месте, зависит очень многое. Если вспомнить автогонки, которые видели по телевизору или в кино, то вы, конечно же, запомнили посадку автогонщика: ноги и руки практически выпрямлены, и это дает возможность очень быстро манипулировать педалями и точно управлять рулем. Что же подразумевается под определением "правильная посадка за рулем"? Проконтролировать себя очень просто. Положите вытянутую руку на верхнюю часть руля, лопатки при этом прижаты к спинке сиденья. Теперь возьмитесь за руль двумя руками в положении "без пятнадцати три", ориентируясь по воображаемому циферблату со стрелками. Руки будут очень незначительно согнуты в локтях. Держите руль довольно крепко, используя его как дополнительную точку опоры. Не верьте тому, кто скажет, что вытянутые руки быстрее устанут, это неправда, ведь 56 ЗА РУЛЕМ 6/96они как бы опираются на руль, "висят на нем". Хочу сразу же предупредить, что это единственно правильный вариант и альтернативы быть не может, даже если вам кажется удобнее по-другому. Правильная посадка за рулем также необходима, чтобы овладеть мастерством управления автомобилем. Это как для начинающего пианиста постановка рук на клавишах инструмента. Если этому не научиться с самого начала, не освоить азы, то никакой "игры" не выйдет иу нас с вами. Закончим с верхней частью туловища и перейдем к положению ног. Это не менее важно. Вот на что необходимо обратить внимание: когда вы нажимаете на педаль сцепления, левая нога должна практически полностью выпрямляться. Правую расположите таким образом, чтобы ступня стояла на пятке, опираясь на пол, а верхней частью лежала на педали тормоза. Для нажатия на педаль газа достаточно повернуть верхнюю часть ступни, не меняя место положения пятки вправо. Это очень важно: ведь для того, чтобы переставить ногу обратно на тормоз, достаточно повернуть верхнюю часть ступни влево, не отрывая пятки от пола. Вы сэкономите доли секунды, а они-то и могут быть решающими. Запомните простое правило: чем меньше ваши ноги согнуты в подъеме, тем легче и быстрее вы сможете управляться с педалями. Отодвиньте кресло подальше и скорректируйте еще раз положение рук на руле. Освоив правильную посадку за рулем, вы будете смотреться более элегантно ипривлекательнее. Напомню еще раз о лопатках. Они плотно прилегают к спинке сиденья, короче говоря, ваша поза должна напоминать ту, которая получается как-то сама собой, когда вы удобно и слегка развалясь, устраиваетесь дома перед телевизором с бокалом коктейля в руке в предвкушении интересной передачи. Так же удобно вы почувствуете себя и за рулем автомобиля, если примете к сведению все вышесказанное. Но как только вам вздумается тронуться с места, вы сразу же инстинктивно придвинетесь к рулю и по-гусиному вытянете шею, чтобы получше видеть правое крыло автомобиля. Теперь прислушайтесь к мнению профессионала: габарит автомобиля надо не видеть, а чувствовать, и здесь не обойтись без тренировки. Иначе случится то же, что произошло с одной моей знакомой, автомобилисткой-новичком. "Внимательно прицелившись, я выезжала со стоянки, сильно опасаясь того, как бы не задеть шикарный "Вольво" своим правым передним крылом. Опасения были ненапрасными: бах! - и точно бампером по бамперу. Я в ужасе сдаю назад ис замиранием сердца повторяю попытку, но, увы, опять неудача: в то же место и опять бампером. И тут я вдруг вижу, что в "Вольво" за рулем сидит водитель. Я чуть не сгорела от стыда, но повезло. Поняв, что с меня взять нечего, он завел двигатель и просто уехал..." Для тренировки вам понадобится какая-нибудь палка высотой не менее полутора метров на подставке. Установив ее на площадке, где нет автомобильного движения, подъезжайте к ней на маленькой скорости так, чтобы она приходилась вам где-то по центру автомобиля. Подъехав как можно ближе, попробуйте объехать палку, чтобы она осталась справа. Постепенно в следующих попытках старайтесь подобраться еще ближе к палке, до того момента, как вы ее коснетесь. Теперь вы точно знаете, где у вашего автомобиля проходит правая передняя часть крыла и бампера. Проделывая это упражнение, ни в коем случае не отрывайте лопатки от спинки сиденья и не вытягивайте шею. Оставайтесь в удобной позе - только так вы научитесь правильно управлять автомобилем. Для того, чтобы окончательно убедить вас в необходимости правильной посадки за рулем, приведу последний аргумент. Сидеть, вплотную придвинувшись к рулю, немодно, это пережиток водителей из бывшего "соцлагеря". В Берлине после объединения Германии совершенно необязательно было смотреть на номер автомобиля, чтобы определить, кто за рулем - "западник" или житель бывшей ГДР. Достаточно было увидеть посадку водителя - и сразу становилось ясно, почему он не соблюдает дистанцию и не пропускает никого. Михаил ГОРБАЧЕВ (Продолжение следует) ш ••гала весь мир опасности". К сожалению, все это сказывается и на нашем заводике газовых моторов. Слава Богу, они еще пользуются спросом. Однако некоторых вопросов со стороны влиятельных пайщиков не избежать. Представляю, что думают родители Берты - ведь в этот заводик вложено все ее приданое. Январь 1888. БЕРТА. Пытаюсь изучить устройство нового двигателя. Может, это и пригодится когда-нибудь, кто знает. Карл пока ничего не заметил. Он настолько увлечен своим экипажем, что готов говорить о нем часами напролет. Это мне на руку. Кроме того, просто бесят досужие рассуждения о пустых женских головках. Я уверена, что во многих вопросах мы соображаем ничуть не хуже мужчин. Хорошо бы съездить к родителям, они так беспокоятся о судьбе мастерской, которая балансирует на грани банкротства. Вот если бы они увидели тележку...Сто десять лет назад Карл Бенц изготовил первый автомобиль. Демонстрационный выезд на нем 3 июля 1886 года завершился неудачно - лошадь колбасника, испуганная диковинной "повозкой", понесла, рассыпая по мостовой окорока и колбасу. Газеты запестрели статьями о недопустимости "дьявольского экипажа", а полиция потребовала получить разрешение на его использование. Попробуем представить настроения тех лет, взглянув на них глазами Карла и Берты Бенц. Сентябрь 1887. КАРЛ. Странный народ эти чиновники. Вроде бы, дело совершенно ясное и перспективное, получен патент. Так нет - обсуждение идет уже больше года, а результатов никаких. Без разрешения же на дорогу особо не покажешься. Остается ездить вокруг мастерской. Все дурацкая история с колбасником!' Декабрь 1887. БЕРТА. Я верю в Карла, но очень боюсь, что он не выдержит всех этих нападок. Ах, если бы можно было чем-то помочь ему. Но чем? Он очень переживает, что истратил на работу все наши деньги, но какая это, в сущности, ерунда по сравнению с его изобретением! Декабрь 1887. КАРЛ. Как типична боязнь всего нового! Шумиха в газетах все еще не стихает. "Полиция не должна допустить, чтобы бензиновая тележка подверКарл и Берта Бенц на заднем сиденье модели"Виктория" (1894 г.).Июль 1888. КАРЛ. Разрешение, наконец, получено. Радоваться ли этому? Множество обязательных пунктов, да каких! Экипажу со "взрывным мотором" разрешается ездить по дорогам. Но не быстрее двенадцати километров в час, а в городе даже шести - очень похоже на насмешку. Это же медленней любого извозчика. Мало того, перед каждой поездкой следует сообщать в полицию и пожарную часть ее маршрут. А заодно и все места предполагаемых остановок! Июль 1888. БЕРТА. Сегодня машина работать не хотела - муж долго ругал бакалейщика, продающего "грязный бензин". Ему даже пришлось чистить проволокой какую-то трубку. Вечером настроение у Карла улучшилось, и я уговорила его показать, как управлять этой "штуковиной". Проехали по загородной дороге. Поначалу очень смущало отсутствие впереди лошадей. И сколько грохота от этой колымаги! Конный экипаж, пожалуй, гораздо тише. Август 1888. КАРЛ. Подавать новоепрошение бессмысленно. В том числе изза неблагоприятного общественного мнения. Электричество их почему-то устраивает, а бензин - нет. Пишут, что Даймлер увешал свое моторное суденышко проводами и изоляторами - убеждает всех, будто оно "электрическое". Что-то сомнительно. После его экспериментов с мотором Отто... Август 1888. БЕРТА. Карл такой непрактичный! Похоже, что о некоторых вещах он просто не задумывается: сделал бы свой "ваген" на керосине, который есть в любой лавочке. А то - бензин! Это ведь всего-навсего пятновыводитель, и в большом количестве его купить трудно. Боюсь, в поездке с этим могут быть проблемы. Август 1888. КАРЛ. Если бы совершить какую-нибудь дальнюю поездку... Это заставило бы кого-то задуматься. Может, поехать с женой к ее родителям? Боюсь, мотор недостаточно надежен. Нет, самому ехать нельзя. Изобретатель - лучшая мишень для карикатур и фельетонов. Так что при неудаче завод можно будет сразу закрывать. Стало быть, нужен человек, заинтересованный в подобном путешествии. Пожалуй, такой человек только один - это Берта. Только она вряд ли сможет. Между тем, я абсолютно уверен, что безлошадный экипаж совершенно безопасен. Но как убедить всех этих господ? Август 1888. БЕРТА. Я сделала это! Возможно, Карл сначала и рассердится, но он должен понять, что это для его же блага. Полпути уже позади. Сначала управление давалось не очень легко, особенно перевод ремня с холостого на рабочий шкив. Теперь чувствую себя все более уверенно. Правда, случались досадные поломки, но ведь недаром несколько месяцев было затрачено на изучение устройства! Чтобы изолировать зажигание, пришлось пожертвовать подвязкой. Еще раз засорялась бензиновая трубка, для ее чистки подошла булавка от шляпки. Сейчас стал хуже работать тормоз. Кажется, истерлись кожаные накладки, надо бы заехать к сапожнику. Предпринимая это путешествие в тайне от всех, я беспокоилась только, стоит ли брать с собой детей. Но мальчики в восторге от поездки и очень мне помогают. Доставляет огромное наслаждение наблюдать за местными жителями! Толпа просто немеет от удивления. Да ведь я же говорила, что женщины гораздо умнее, чем обычно их представляют.* * *Мы не утверждаем, что наши герои думали именно так. Но факт остается фактом - первый дальний автопробег на первом автомобиле совершила Берта Бенц, жена изобретателя. Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Елена БУЛАВИНАЗА РУЛЕМ 6/96 57