еЖР;4Я(подержанных машин - от 1,2 до 4 тыс. км. А на автомобильном рынке 83% - подержанные автомобили, перепродаваемые бедными людьми друг другу. Разработчики закона напирают на то, что обязательное страхование существует во всех цивилизованных странах. Но Россия не есть цивилизованное государство! Люди - возможно, но не государство! Ибо не может жить по цивилизованным нормам общество, в котором процветают рэкетиры и лавочники и бедствуют офицеры и учителя. Конечно, половина дорожно-транспортных происшествий приходится на владельцев личных автомобилей. Но при чем тут пенсионер, который может позволить себе выехать два-три раза в год, да и то по крайней необходимости? Подавляющее большинство ДТП - это привилегия "крутых" парней. Может, для тех, кто наматывает в год за 10 тыс. км либо имел неприятности с ГАИ, и следует установить обязательный страховой сбор. Но зачем же раздевать тех, у кого и без того все отобрали? Вологда В. ДАЖИНАвтомобильная жизньПроект Закона об обязательном страховании автотранспорта - один из "вечнорассматриваемых" в Думе. Между тем, автовладельцы из-за этого документа спорят и волнуются давно. Наш журнал уже рассказывал (ЗР, 1994, № 7) о том, что такое страхование фажданской ответственности, какие оно дает преимущества. Но страсти автолюбителей не утихают. Сегодня мы публикуем одно из писем наших читателей. Понимая сомнения автора, мы дали возможность нашему собкору в Германии рассказать о том, как действует хорошо налаженная система страхования. И - комментарий специалиста к проекту закона. Надеемся, такая информация поможет рассеять страхи. на Мюллера, а застраховать ее вправе, скажем, Шварц на свое имя. Страховая контора озадачила. "Вам, как лицу, не имеющему стажа вождения на территории Германии, придется платить сто семьдесят пять процентов от базисной ставки страхового платежа" (около 1 400 долларов" - М. Г.). И это простейший вид автостраховки - от причинения вреда третьему лицу! Значит, я вообще не получу компенсации в случае пожара, угона или - в жизни всякое бывает - если въеду в столб. Если же стану виновником ДТП, то страховая компания оплатит причиненный мною ущерб, а за ремонт своего автомобиля придется расплачиваться из своего же кармана. Конечно, есть и полная страховка, где вы застрахованы буквально от всего на свете, но платеж раза в три выше того, что взяли с меня за простую. Работник фирмы, протягивая мне страховую карточку, разъясняет: "Представьте документы из России с переводом на немецкий язык о вашем безаварийном стаже, и мы дадим вам скидку". Максимальная скидка за 20 лет безаварийной езды - 60% от базисной ставки страхового платежа. Вносить деньги за страховку можно сразу, поквартально или в течение полугода. Я выбираю второй вариант. Платить могу тоже по-разному. Останавливаюсь на наиболее удобном для меня способе: мне пришлют счет по почте. Если у вас простейший вид страховки и вы стали виновником ДТП, то выгоднее оплатить ущерб потерпевшему самостоятельно, не обращаясь в страховую фирму. Так вы избежите повышения ставки платежа. Делать это можно и через страховку. При этом вам предоставят таблицу, по которой вы подсчитаете, до какой суммы выгоднее оплатить наличными. Обычно это около 500 долларов. Владельцы, оформившие полную страховку, получают возмещение, даже если они были виновниками ДТП. В этом случае страховой взнос вместо ежегодного снижения повышается на год. Если быть дотошным, то можно подсчитать, что аварийщик таким образом теряет 2-3 тысячи долларов. То есть постепенно выплачивает фирме все илиНАС ОПЯТЬ ХОТЯТ ОБОБРАТЬМогут рухнуть надежды миллионов российских семей и дальше пользоваться собственным автомобилем. "Русская страховая транспортная компания", Министерство транспорта и Росстрахнадзор подготовили законопроект об обязательном страховании автомобилей в размере трех минимальных зарплат. Сейчас более половины из миллионов личных автомобилей застыли на стоянках ив гаражах. У владельцев нет средств вернуть к жизни наглядное свидетельство их прежнего благополучия. Стоимость запчастей и ремонтных услуг им не по карману. Те социальные слои, которые в прошлом были опорой государства (рабочие, ученые, ИТР, учителя, военнослужащие), о приобретении новых автомобилей нынче могут лишь мечтать. Но и остальные машины вы редко увидите на дороге. Это раньше автомобиль был не роскошью, а средством передвижения и бегал 12,1 тыс. км в год. Ныне же пробег упал до 5,16 тыс. Но это в среднем. И если новая элита накручивает в год по 18-25 тыс. км, то большинство владельцевРАЗБИТЫЙ АВТОМОБИЛЬ ЕЩЕ НЕ КАТАСТРОФАМашину в Германии я купил почти сразу. Выбрав ту, что отвечала моему вкусу, а главное, соответствовала возможностям, я забрал документы у продавца и отправился своим ходом в полицию. Замечу, что ехать на незарегистрированном и незастрахованном автомобиле категорически не рекомендуется - чревато штрафом около 500 долларов.* Страхование автомобилей в Германии обязательно, и полиция строго следит за этим. Поэтому сначала иду в страховую фирму, коих множество по соседству с полицией, где регистрируют автотранспорт. Предъявляю удостоверение личности и документы на автомобиль. Купчую не спрашивают: при заключении договора страхования приоритетом пользуется личность, а не автомобиль. При покупке машина может быть оформлена* Здесь и далее немецкие марки переведены в доллары США.84З РУЛЕМ 7/96 А - ОТ СЛОВА "СТРАХ"?часть денег по страховке. А особо злостным уготован печальный финал: страховой полис аннулируется в одностороннем порядке страховой фирмой. Попытка обратиться в другое место обречена на неудачу, поскольку страховщики связаны компьютерной сетью, по которой обмениваются информацией. Горе-аварийщику ничего не остается, как страховаться в государственной компании, которая не вправе отказать. Но страховые платежи там чрезвычайно высоки. А как получать возмещение? Наученный специалистами, я предусмотрительно обзавелся дополнительной страховкой правовых интересов. Стоит она всего 100 долларов в год, но очень эффективна. После оформления протокола прибывшей на место полицией вы получаете специальную карточку с указанием номера аварии, данными второго участника - и просто отдаете ее своему адвокату. Он занимается перепиской с полицией и страховыми компаниями других участников аварии, обращаясь к вам, только когда нужна ваша помощь, показания свидетелей или калькуляция на восстановление вашего автомобиля. Через два-три месяца, в зависимости от обстоятельств дела, вы получаете на свой счет страховое возмещение и компенсацию за расходы на составление калькуляции. Конечно, это происходит только в том случае, если вы не были виновником ДТП. Раньше бытовало мнение о фантастическом сервисе, предлагаемом западными страховыми компаниями: "Позвонил по телефону, сказал, где стоит разбитый автомобиль, и, как по мановению волшебной палочки, у подъезда вашего дома стоит уже другой, присланный фирмой-страховщиком". На деле это не совсем так, но похоже. Аварийный автомобиль вам отбуксируют к дому или на ближайший фирменный сервис бесплатно, если вы член автоклуба или имеете специальную страховку. Она стоит около 100 долларов в год и берет на себя некоторые расходы в случае аварии или поломки в пути. Вы можете написать доверенность автосервису на составление калькуляции и получение страхового возмещения. В этом случае все заботы - с плеч долой. На время пребывания вашего автомобиля в ремонте страховщик виновного в ДТП водителя обязан оплатить автомобиль, взятый вами напрокат, или выплатить компенсацию наличными. Так что авария в Германии - еще не катастрофа для владельца автомобиля. Михаил ГОРБАЧЕВ ЗА РУЛЕМ 7/96 лицензию, выдадут документы: страховой полис и страховую карточку, которая должна будет постоянМашин на дорогах все больше. Растет и число но находиться у водителя. Эксплуатация машины, дорожно-транспортных происшествий. Соответстчей владелец не застраховал гражданскую ответственно, виновник аварии обязан возмещать вред, венность, не допускается. причиненный в результате использования своего авОснованием для выплаты страховой суммы потомобиля. Ясно, что страдают обе стороны: с одной терпевшему станет сам факт причинения вреда. - виновник, причинивший ущерб (на него возлагаетРазмер же страховых выплат будет ограничен устася имущественная ответственность), с другой - поновленными в проекте рамками. терпевший (ему предстоит взыскать сумму ущерба). Так, например, в случае смерти пострадавшего Два года назад появился проект Федерального страховая выплата не превысит 200-кратного минизакона "Об обязательном страховании гражданской мального размера оплаты труда, а в случае поврежответственности владельцев автотранспортных дения легкового автомобиля -175-кратного. средств, мотоциклов и других самоходных машин". Если выплаченная сумма не возмещает весь Он призван защитить имущественные интересы вред, можно предъявить в суд иск о дополнительТЕХ, КТО ПОСТРАДАЛ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДТП. Именных суммах к виновнику аварии. Можно застрахоно поэтому страхование гражданской ответственноваться и на более крупную сумму, но уже в добрости владельцев автомототранспортных средств завольном порядке. думано как обязательное. Каждый владелец трансКак получить страховку? Во-первых, о причипортного средства будет ежегодно выплачивать нении вреда владелец транспортного средства долстраховой взнос (если машин дее и больше, то стражен сообщить своему страховщику в течение трех ховать придется каждую в отдельности). Он будет суток с момента ДТП. Во-вторых, необходимо дать определяться исходя из минимального размера заточные сведения о месте, причине и обстоятельстработной платы (на день внесения платежей), умновах случившегося. женного на коэффициент, который зависит от типа Потерпевшие будут получать страховую вытранспортного средства. Для легковых автомобилей плату у конкретного страховщика не позднее десяти и микроавтобусов коэффициент будет равен трем, а дней с момента представления всех необходимых для мотоциклов - единице. документов или с момента решения суда. При неВ проекте закона предусмотрена скидка (10%) для тех, кто в течение года не был привлечен к гражданской ответственности за причиненный вред. Право на скидку прекращается с момента совершения дорожно-транспортного происшествия. Предусмотрены льготы и для инвалидов: страховой взнос в четыре раза меньше установленного. обоснованной задержке страховщик выплачивает потерпевшему пени: один процент от подлежащей выплате суммы за каждый день просрочки. Потерпевшие будут получать страховые выплаты, даже если не удалось установить транспортное средство, причинившее вред. Для этого предназначен гарантийный фонд из обязательных отчислений организаций-страховщиков.КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТАЕсть и штрафные санкции (15%) в отношении тех, кто в течение года стал причиной имущественНужно сказать, что наша страна отстает от ного или физического ущерба. Если за год совершедругих в области защиты прав человека. Во всем мино два и более дорожно-транспортных происшестре подобные законы действуют уже десятилетия. вий, страховой взнос за следующий год возрастет на Мы же пока второй год обсуждаем проект. двадцать пять процентов. Андрей СОТНИКОВ, Фирмы-страховщики, имеющие специальную юрист Независимой ассоциации потребителей85