116
117
Какие машины больше подвержены ржавлению? Чтобы получить ответ, на каждую был заполнен формуляр: марка, масса, год выпуска, пробег, ржавчина, повреждения и т. д. Кроме внешнего осмотра, заглядывали в скрытые полости с помощью эн ­ доскопа. Коррозия системы выпуска, бамперов, решеток радиатора в расчет не принималась - важны были повреждения лакокрасочного или грунтового покрытия. Больше всего ржавчины оказалось в закрытых полостях и шовных соединениях. Это закономерно, потому что влага, грязь и, не надо забывать, "рассол" здесь высыхают дольше, да к тому же сюда труднее добраться при обслуживании (антикоррозионной обработке). Автомобиль не ржавеет весь сразу: тяжелой формой коррозии на одной машине "страдало" как правило, не более 25% деталей. Оценку "нет ржавчины" получили 56% осмотренных деталей (позиций). Больше всего достается низу автомобиля (днищу, защите моторного отсека), в лучшем положении находятся подвески, двери, капот, арки колес. Меньше всего ржавчины - на задних крыльях. Двадцать восемь распространенных в Нидерландах моделей были сведены в таблицу по степени подверженности коррозии, где дается как общая оценка состояния кузова, так и степень повреждения отдельных деталей. Для моделей, в больших количествах перекочевавших в Россию, выделим слабые места с четко выраженными большими, чем в среднем, повреждениями. "Ауди-100" - без откровенно слабых мест. На автомобилях почти не было ржавчины! Вывод ясен: гальванизация (цинкование) стальных деталей наилучшим образом предохраняет их от коррозии, но эта технология была представлена лишь на автомобилях "Ауди" БМВ серии 3. Следы коррозии на пе ­ редних крыльях, панели задка и снизу автомобиля на всех деталях. Больше всего ржавчины на нижней части рамки ветрового стекла. "Вольво" серии 300. Ржавчина на рамке ветрового стекла, порогах у средней стойки, задней двери. ВАЗ-2105...-2107 получил очень низкую оценку. По сумме показателей "Жигули" заняли последнее место, отстав не только от признанных авторитетов по антикоррозионной защите кузова, но и пропустив вперед "Ниссан-Санни" "Ситроен-Виза" "ФИАТУно" "Рено-5" и др. Ржавчина замечена на дверях, крышке багажника, передних брызговиках и лонжеронах. Сильно поржавели передние крылья, колесные арки, пороги. Наконец, "экстремально ржавыми" названы детали передней подвески, переход арок 116 ЗА РУЛЕМ 7/96кКуЬАв] ,6 толюоителеиОГО РЖА "ЕСТ"Автомобили, как ни прискорбно, ржавеют. И борются с этим все по всему миру конструкторы, химики, технологи, наконец, сами автомобилисты. Кому-то это удается хуже, кому-то лучше - об этом свидетельствуют и результаты исследования, проведенного несколько лет назад в Голландии дорожной организацией ANWB и Союзом потребителей. 450 автомобилей (в их числе "лады") 1983-1984 годов выпуска тщательно осмотрели в техническом центре ANWB, оценивая состояние пораженных коррозией деталей. Таких 10-12-летних машин сейчас много ив России, поэтому результаты исследований для нас весьма актуальны и сегодня. С ними знакомит постоянный автор журнала, инженер Сергей ГЕРАСЬКИН. Результаты исследованияДетальОбщая оценкаАвтомобиль Ауди-100" "Мерседес-Бенц-190" -фольксваген-Поло" "Пежо-205" "Фольксваген-Гольф" "Сузуки-Альто" •Мазда-323" "Форд-Сьерра" ФИАТ-Панда" "Хонда-Сивик" БМВ серии 3 "Мазда-626" -Вольво-340-. -360 "Опель-Аскона" "Тойота-Королла" "Рено-9".-11 Ситроен-ВХ" -Опель-Корса" "Мицубиси-Кольт, Лансер" "Форд-Эскорт'Орион" Ниссан-Санни" -Опель-Кадет" "Ситроен-Виза" "Форд-Фиеста" ФИАТ-Уно" "Мицубиси-Галант" "Рено-5" ВАЗ-2105. .-2107таа.CD2 гасотаXтам а.о.а. <СОXа. ш с:таСПа. о С отлично очень хорошо очень хорошо0хорошо хорошо хорошо хорошо почти хорошо почти хорошо почти хорошо сносно• • • • •_сносно сносно сносно сносно сносно•• ^ ~-••сносно сносно сносно посредственно1посредственно посредственно посредственно посредственно посредственноIII •" 1 If_•• Dн 1и|!плохо 1 плохо плохо- совсем немного ржавчины- коррозия выше среднего уровня - ржавчины намного больше, чем в среднем - деталь отсутствует в конструкции автомобиля (либо сделана из пластмассы и других нержавеющих материалов)• ржавчины меньше, чем в среднем средний уровень поражения коррозией передних колес в днище и сам низ автомобиля. Зато более-менее благополучны низ рамки ветрового стекла и панель между ней и капотом. "Мазда-323", -626. Коррозия на дверях и по низу машины. На модели -626 очень ржавые рычаги передней подвески и места крепления задних амортизаторов. Автомобили 1984 года более подвержены коррозии, чем "старшие" 1983 года. "Мерседес-Бенц-190" - без видимых слабых мест. "Ниссан-Санни". Обилие ржавчины на арках задних колес, брызговиках, креплении амортизаторов, задних лонжеронах. "Опель-Аскона". Неблагополучны двери и весь низ автомобиля. "Опель-Кадет". К "заболеваниям" "Асконы" добавились коррозия арок передних колес, особенно у амортизаторной стойки, и всего передка машины. "Ситроен-ВХ". Ржавчина на дверях, по низу автомобиля. Особенно подвержен коррозии подрамник передней подвески. На машинах 1983 года ржавчины меньше, чем на более поздних, 1984 года, поскольку антикоррозионная защита выполнена лучше. "Тойота-Королла" заняла место в середине списка. Обычный набор пораженных коррозией деталей: двери, арки задних колес, узлы подвески (особенно передней) и привода ведущих колес. Весьма ржавый низ. "Фольксваген-Гольф/Джетта" поднялся довольно высоко, хотя и отмечены характерные слабые места: края арок задних колес (до кромки пластиковой защиты) и детали задней подвески. "Фольксваген-Поло/Дерби" - без видимых слабых мест. "Форд-Сьерра" - очень ржавый низ. "Форд-Эскорт/Орион" - сильно поржавевшее днище, коррозией поражены также передок, передние крылья и брызговики. Состояние автомобилей 1984 года хуже, чем машин 1983 года. "Хонда-Сивик". Очень ржавый низ (особенно зона на стыке арок передних колес и днища), поражены арки задних колес. Очевидно, все сказанное следует учитывать при выборе машины, прежде всего подержанной иномарки. Проведенное исследование выявило и некоторые общие закономерности. Одна из них довольно очевидна - "гаражные" автомобили ржавеют меньше, нежели проводящие всю свою жизнь под открытым небом. У моря коррозия "злее" - в прибрежных районах Голландии машины были в худшем состоянии, чем в остальных. По характеру повреждения деталей все модели можно разделить на три группы. Первая объединяет автомобили с минимальными следами коррозии. Отсутствие явно слабых мест в "Ауди-100", "Мерседес-Бенце-190", "Пежо-205" и обоих "фольксвагенах" можно объяснить заложенными еще на этапе проектирования средствами антикоррозионной защиты. Это и вентилируемые внутренние полости, и специальные материалы, и технология окраски. Собственно антикоррозионная обработка этих машин чаще всего была сделана заводом-изготовителем, причем на весьма высоком уровне. Отсюда вывод: мало предусмотреть защиту от ржавчины, ее надо еще и выполнить должным образом, что лучше всего удалось названным выше. Вторая группа - "середнячки" которые противостоят коррозии с переменным успехом. Заводскую обработку автомобилей здесь часто дополняла еще одна, предпринятая импортерами или дилерами при продаже в Нидерландах. Характерно, что оценка "экстремально ржавый" в этой группе не встречается (ее не получили БМВ, "Вольво" "Форд-Эскорт" и др.). Третья группа - "отстающие" "ХондаСивик^ ВАЗ-2105..-2107 "Рено-5'; "Ситроен-ВХ" антикоррозионную обработку прошли у дилеров, но ее, похоже, было недостаточно. Налицо просчеты изготовителей автомобилей: как еще объяснить тот факт, что все представители этой группы "хорошо ржавеют отдельными пятнами"? В заключение отметим, что из 450 машин только четыре не были повреждены коррозией вовсе; "Ауди-100" "МерседесБенц-190" "Сузуки-Альто" и "Фольксваген-Поло"Итак, "Жигули" по "коррозионным показателям" получили у голландцев крайне низкую оценку. Причины этого в свое время попытались выяснить фирмы "Греми Ауто Импорт Б.В" - дилер ВАЗа и "Спан" проводящая антикоррозионную обработку наших машин. Вот результаты осмотра автомобилей ВАЗ-2104, -2105, -2107 "в состоянии поставки" то есть только что пришедших с завода. - Антикоррозионное покрытие нанесено на днище очень неравномерно, его толщина от 3 до 13 мм. Там, где слой более 7 мм, в затвердевшем (окаменевшем) покрытии образовались трещины до металла кузова; - усилители приварены к лонжеронам без зазора, необходимого для вентиляции (или с минимальным - до 2 мм). При нанесении на днище "антикора" внутренняя полость усилителя за последним отверстием полностью изолируется. Если сюда через другие отверстия попадет вода, при отсутствии "продувки" коррозия неизбежна;- обнаружена ржавчина на защите моторного отсека, системе выпуска, рулевых тягах, колесных дисках, щитках тормозных барабанов. С помощью эндоскопа с телекамерой удалось заглянуть и во внутренние полости: - внутри лонжеронов, усилителей, порогов, капота, дверей следы ржавчины. Антикоррозионное покрытие если и есть, только в 25-30 мм от отверстий для его нанесения; - почти во всех сварных швах - ржавчина; - в средней стойке ржавчина лежит кусками (!). В одном автомобиле обнаружены капли масла. Вокруг них все покрылось ржавчиной. Выше 50 мм от порога цвет стойки более напоминает "живой" металл, а не покрытие (грунтовку). Новенькие "самары" показали себя значительно лучше - внутри закрытых полостей чисто и сухо, и хотя заводской "антикор" сосредоточен вокруг отверстий, а не там, где должен быть, ржавчины в сварных швах нет. А вот покрытие днища также неравномерно и трескается при более чем семимиллиметровой толщине. Интересны результаты осмотра "Лады" прошедшей обработку фирмы "Спан" Во все внутренние полости там ввели состав "Ваксойл" (Waxoyl), распылив его. В результате металл оказался защищен сплошным равномерным слоем антикора. Днище, арки колес, детали подвески покрыли "Хартваксом" (2-3 мм). Этот состав прочен, сохраняет эластичность при температурах -Ю...+85°С. При осмотре у специалистов не возникло замечаний ни по качеству, ни по количеству нанесенных составов. Названные препараты (их выпускает фирма "Ваксойл") предназначены для обработки, соответственно, закрытых полостей (первый), днища и колесных арок. Аналогичные составы предлагают и другие фирмы, более известные на российском рынке "Вальволин" "Нуксидол" Кстати, их предшественники - препараты предыдущего поколения - это всем известные "Мовиль" и разнообразные мастики для днища. Подведем итоги. Мероприятия ВАЗа по защите своей продукции от коррозии недостаточны, особенно для заднеприводных автомобилей. Это можно объяснить, в частности, разными способами грунтования "жигулей" и "самар" На последних применяют катафорезное грунтование, на порядок повышающее стойкость к коррозии. Невысокое качество заводского покрытия внутренних полостей и даже днища, а главное, сварных швов - основных источников ржавчины, дает право рекомендовать владельцам после покупки нового ВАЗа не мешкая отправляться на "антикоррозийку" желательно фирменную.