68
69
70
Обозрение ЗРЯпонские микроавтомобили ведут свое происхождение от четырехколесных колясок с мотоциклетным двигателем. Лет сорок назад, на заре японской автомобилизации такие коляски предназначались для людей среднего достатка, могущих себе позволить нечто большее, чем велосипед с моторчиком или мотоцикл. Высокая плотность населения в городах, нехватка дорог и автостоянок, невысокий уровень жизни в 50 - 60-е годы - все это сформировало устойчивый спрос на малогабаритные экономичные автомобили. Автомобили с двигателями мотоциклетного типа уже тогда отнесли к классу "микро". Например, в 60-е годы их размеры законодательно ограничивали длиной 3,0 и шириной 1,3 метра, а рабочий объем моторов - 360 см3 . Постепенно росло благосостояние населения, а с ним - размеры и мощность автомобилей массового спроса. Модели "микро" тоже подросли на 0,2 мв длину и 0,1 - в ширину, увеличился рабочий объем двигателей. К началу 80-х годов большинство жителей Японии пересели на модели малого класса с двигателями рабочим объемом 1,0 - 2,0 литра, оставив "микро" горожанам и просто любителям такой техники. Как правило, мини-машина была вторым автомобилем в семье. Спрос снизился до 128 тыс. шт. в 1987 году (3,9% от общего уровня продаж всех легковых автомобилей) и, казалось, останется таким. Покупать "микро" вместо более просторных машин малого и особо малого класса было просто невыгодно. Но тут в дело вмешались государственные налоговые органы. В 1989 году были пересмотрены ставки налогов, которые потребитель должен платить в государственную и муниципальную казну при покупке и эксплуатации легкового автомобиля, и налоговые льготы владельца "микро" возросли. Одновременно разрешили увеличить габаритную длину до 3,3 м, а рабочий объем двигателей - с 550 до"Сузуки-Вэгон-R" • относительно просторная машина.660 см 3 . Покупатели мгновенно отреагировали на возможность сэкономить несколько десятков тысяч иен - за два года спрос на модели "микро" увеличился в пять раз (со 154 тыс. в 1988-м до 796 тыс. в 1990 году). Эксплуатация "микро" стала обходиться заметно дешевле - в результате они смогли потеснить на японском рынке модели особо малого класса с двигателями 1,0 - 1,3 литра. Например, цена "микро" в зависимости от модели и мощности двигателя - в пределах 800-1500 тыс. иен. Примерно столько же стоят модели особо малого класса и даже некоторые малого класса с трехдверными кузовами "хэтчбек". Дело в том, что по сложности конструкции "микро" мало чем отличаются от своих старших братьев. Те же четырехцилиндровые многоклапанные моторы жидкостного охлаждения, трех- и четырехступенчатые автоматические гидромеханические коробки передач, независимые подвески, полноприводные шасси, даже кондиционеры. Малые габариты в данном случае незначительно влияют на стоимость изготовления - более68З РУЛЕМ 7/96 А "Дайхатсу-Майра" (фото вверху слева) очень похож на ВАЗ-1111, а точнее - наоборот. Диапазон мощности двигателей 40-64 л. с. Есть вариант ис 5-дверным кузовом."Мазда-Кэрол" со съемной мягкой крышей.ноприводные модели классической компоновки - "Сузуки-Джимни-660" и новейший "Мицубиси-Паджеро-Мини", представляющие собой уменьшенные до "законного" габарита большие модели "ДжимниSJ" и "Паджеро". Кроме этого, у "Сузуки"важен фактор массовости производства. Сегодня в Японии шесть компаний "Дайхатсу", "Мазда", "Мицубиси", "Хонда", "Субару" ("Фуджи Хэви") и "Сузуки" производят в основном для внутреннего рынка свыше 70 моделей и модификаций микроавтомобилей. Причем больше других "Сузуки" (пять моделей в 33 модификациях), а семейство "Серво/Альто/Вэгон-R" в 1995 году занимало в Японии второе место по популярности после знаменитой "Тойоты-Короллы". Эти небольшие "машинки", аналог которых отечественная "Ока" ВАЗ-1111, эксплуатируются, главным образом, в городах. Согласно законодательству габарит сегодняшних "микро" (длина, ширина, высота) должен быть не более 3,3x1,4x2,0 метра. Поэтому единственным способом сделать салон вместительнее осталось увеличение внутренней высоты, что и привело к появлению необычно высоких микро-УПВ (1,7 - 1,8 м). От обычных трех- и пятидверных хэтчбеков они отличаются более удобной посадкой пассажиров и увеличенной вместимостью. Большинство машин переднеприводной компоновки. Однако рост спроса на "микро" привел в последнее время к появлению специальных "спортивных" моделей с двухместными кузовами, имеющих среднерасположенные (впереди оси задних колес) силовые агрегаты и задние ведущие колеса ("Хонда-Бит", "Мазда-AZ-l"). Особняком стоят две вседорожные пол-"Мицубиси-миника""Дайхатсу-Пико" - оформление в новом фирменном стиле. ЗА РУЛЕМ 7/96 69 есть еще и уникальный двухместный родстер "Капуччино" классической компоновки (!) с приводом задних колес обычной карданной передачей. Но все же, повторим, как правило, у микроавтомобилей передние ведущие колеса и поперечное расположение силового агрегата. Как вариант исполнения, почти все фирмы предлагают полный привод, причем есть модели с постоянно включенными ис отключаемыми задними колесами. Коробки передач - не только механические четырех- и пятиступенчатые, но и автоматические трех-четырехступенчатые; есть и автоматические клиноременные передачи. Серьезную эволюцию за последние 25 лет претерпели двигатели. Если в начале 70-х годов они были в основном двухцилиндровыми, воздушного охлаждения, то сейчас - только трех- и четырехцилиндровые жидкостного охлаждения. Тогдашние моторы при рабочих объемах 354-359 см 3 развивали 21-38 л. с. "брутто" (стендовая мощность необорудованного двигателя), а сегодняшние почти вдвое больше, причем "нетто". Да и конструктивно они довольно сложны - у многих по два верхних распределительных вала, а количество клапанов на один цилиндр - от двух до пяти (!). Варианты с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха, а также с объемными нагнетателями развивают 61-64 л. с , максимальный крутящий момент 84-103 Н-м. Фактически мощностные параметры этих напряженно работающих "моторчиков" эквивалентны обычным легковым двигателям рабочим объемом в 1,0-1,3 литра, однако надежность оставляет желать лучшего. Тем не менее при"Сузуки-Серво" и "Альто" - два поколения "микро" одной фирмы - новое и старое. Диапазон мощности двигателей - 52-64 л. с. Кроме 3-дверных, есть 5-дверные варианты, а также полноприводные шасси, автоматические коробки передач.ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИКРОАВТОМОБИЛЕЙМодель Параметры Тип кузова' Колесная формула* Коробка передач' Тип двигателя' Рабочий объем, см 3 Мощность, кВт(л.с.)/об/мин Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин База, мм Габаритная высота, мм Дорожный просвет, мм Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км Диапазон мощности двигателей, кВт Варианты оснащения" ^^-^^__ "ДайхатсуПико" "МаздаКэрол" "МицубисиМиника" "ХондаБит* "СузукиВэгон-R" "СузукиДжимни-660"ЗХ 2x4 A3 3-6 65931(42)/6800 53/4400 2280 1395ЗХ 2x4 М53-12ЗХ 4x4 А44-162Р 4x2 М53-12УПВ 4x4 М53-12ЗУ 4x4М5х2 3-12Т657ЗВ(52)/7000 56/4500 2335 141565940(55)77000 60/5000 2280 147565647(64)/8100 60/7000 2280 117565740(55)/7500 57/5000 2335 169565743(58)/5500 86/3500 2030 1825собственной массе "микро" 620-800 кг такие двигатели позволяют им развивать максимальную скорость 110-160 км/ч. Время разгона с места до 100 км/ч - в пределах 13-20 св зависимости от мощности моторов. Впрочем, реальная скорость большинства "микро" несколько меньше, как правило, все они оснащены ограничителями скорости. Топливная экономичность - как у моделей особо малого класса с двигателями рабочим объемом 1,0- 1,3 литра. Экспортируются "микро" в небольших количествах, так как за пределами Японии эти довольно "нежные" автомобильчики приживаются плохо - льготных условий для них в большинстве стран мира нет. А покупатель за ту же цену всегда предпочтет более просторную машину. Михаил ТЕПЛОВ160 660 880 3,6150 610 830 3,238-45155 760 980 4,029-47 5Х, М5, М4, 2x4135 760 870 3,7135 8001020205 88012003,75,55Х.М5—A3,4x4A3А4Примечания: ЗХ - Э-даерный хэтчбек, 5Х - 5-дверный хэтчбек, 2Р - двухместный открытый кузов "родстер"; УПВ - 5-дверный универсал повышенной вместимости; ЗУ - 3-дверный универсал; 2x4 - передние ведущие колеса; 4x2 - задние ведущие колеса; 4x4 - полный привод; A3 - автоматическая 3-ступенчатая: А4 - то же, 4-ступенчатая, М5 - механическая 5-ступенчатая; М5х2 - то же, с раздаточной 2-ступенчатой коробкой; Ш - 4-ступенчатая; 3-6, 3-12,4-16 - первая цифра означает число цилиндров, вторая - число клапанов: 3-12Т - 3-цилиндровый, 12-клапанный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Прочерк означает отсутствие вариантов.70ЗА РУЛЕМ 7/96