108
ввввшмшквюнавGOHMHG оимишламиОСАЖИВАТЬ ЛИ ШАТУНЫ?Когда подходит срок капитального ремонта двигателя, некоторые автолюбители задумываются: а не увеличить ли попутно его объем? Мотор станет мощнее... Тем более такую услугу предлагают многие мастера-ремонтники. Не случайно поэтому до сих пор вызывает интерес читателей статья "Выбирая - не ошибись" (ЗР, 1994, № 4), где упомянута возможность осадки (укорачивания) шатунов. Эту тему обсуждает Илья БАСОВ, собравший несколько десятковделать соответствующее приспособление, стоит задуматься о том, что мы при такой работе можем испортить. Во-первых, сам металл шатуна. Сколь ни низка температура нагрева, структура металла обязательно изменяется, а боковые ребра же ­ сткости принимают, по сути, произвольную форму. Таким образом, прочность шатуна значительно снижается. Следующее замечание: оси головок должны остаться параллельными. Проверить это в условиях гаража довольно сложно. Иногда для этого вставляют в головки длинные цилиндрические стержни, по которым судят о взаимоположении головок. "Скалки" позволяют и несколько поправить шатун, который с их по ­ мощью легко деформируется даже без нагрева. Упомянутые ра ­ боты по съему металла с поршней потребуют подгонки поШатун после осадки. следних по массе. Балансировка же коленчатого вала без приспособлений вообще невозможна. Рассмотренная здесь переделка мотора нередко производится в небольших мастерских и дает удовлетворительную надежность и долговечность отремонтированных моторов. И все-таки, стоит ли без необходимого опыта выполнять эту работу? Получаемый прирост мощности невелик, а риск испортить двигатель, напротив, немал.Один из способов увеличения рабочего объема - замена коленчатого вала на вал от двигателя с большим ходом поршня. Скажем, вал от длинноходного мотора "жигулей" (ВАЗ2103, -2106) можно установить в "короткий" блок цилиндров (ВАЗ-2101, 21011, -2105), но тогда поршни поднимаются выше привалочной плоскости. Для решения проблемы можно изготовить специальные шатуны. Часто поступают проще - укорачивают стандартные шатуны осадкой в нагретом состоянии. Простейшее приспособление для этой операции представлено на рисунке - по сути, это винтовой пресс, который можно изготовить в слесарной мастерской.Для двигателей "Жигулей" величина а составляет 6,8 мм. Поправка в две "десятки" возникает из-за того, что после остывания шатун станет короче примерно на эту величину. Пресс с шатуном устанавливают в надежно закрепленные тиски. Газосварочной горелкой равномерно, Работают с ним следующим образом. В верхнюю головку шатуна встасо всех сторон через окна А (на учавляют втулку 2и устанавливают его стке длиной около 30 мм) разогревают шатун "докрасна" следя за тем, чтобы не подплавить его. Не прекращая нагревать, медленно затягивают винт 4 до упора контргаек в перемычку 3. После остывания шатуна разбирают пресс и контролируют длину полученного шатуна. З а ­ тем затягивают крышку нижней головки и проверяют пассиметром точность окружности постели под вкладыш - при неаккуратной работе она может нарушиться. После укорачивания шатунов противовесы коленчатого вала обычно начинают задевать за поршень. Решить эту проблему можно двумя способами. Первый: снимают металл с юбки Приспособление для осаживания шатунов: поршня и бобышек, оставляя 1 - направляющие плитки; 2 - упор верхней головки; 3 - опора рабочего винта; 4 - рабочий винт (не менее толщину в месте обработки последних не менее 4,5 мм. ВтоМ16); 5 - контргайки; 6 - нажимная букса; 7 - болты; рой: подрезают противовесы 8 - опоры; а - размер осадки; А - окна для прогрева коленчатого вала, например на шатуна. токарном станке, зацентровав вал по коренным шейкам. После этой операции вал необходимо бамежду направляющими плитками 1. лансировать. Закрепляют втулку болтом. Слегка Осадка шатунов, кроме форсирозатягивают рабочий винт 4. Далее вания двигателей, может быть примемонтируют опоры 8и подтягивают нена при ремонте разнообразных заравным моментом болты 7, удерживарубежных моторов, если требуется усющие шатун от бокового смещения. тановка нестандартных поршней или Контргайками 5 выставляют размер а, коленчатого вала. Например, таким на который требуется укоротить шаобразом в двигатели БМВ-518 и тун. Этот размер вычисляется так: "Вольво-240" удалось установить поршни от ГАЗ-24. разница ходов поршня Как видите, укоротить шатун не до и после переделки _02мм , так уж сложно. Однако, прежде чем108 ЗА РУЛЕМ 7/96