72
73
Тот, кто хоть раз видел телерепортаж с Гран при формулы 1, ощутил, конечно, сколь это опасное занятие автоспорт, и, наверняка, подумал при этом, что яркая экипировка гонщиков с обилием рекламных нашивок и изящным декором не слишком-то надежно защитит в случае аварии. Уверяем - это не так. Чтобы рассказать о том, во что же облачены гонщики на соревнованиях, мы обратились за помощью к тем, кто неоднократно примерял форму на себя. Менеджер специализированного магазина-салона "Канопус-автоспорт", многократный чемпион страны в классе формула 1600 Виктор Козанков не только порадовал нас любопытными фактами, но и продемонстрировал образцы снаряжения. Ему ассистировал мастер спорта международного класса Александр Потехин. Немного истории. Уже много лет за рубежом во время соревнований спортсмены не носят ничего "цивильного". На них только специальное снаряжение. Причем упаковывают гонщиков буквально с ног до головы, начиная с нижнего белья и носков и заканчивая шлемом. Таковы требования 72 ЗА РУЛЕМ 7/96Участники чемпионата мира-95 в формуле 1 Деймон Хилл и Дейвид Култард в амуниции ОМР. безопасности, узаконенные Международной автомобильной федерацией (ФИА). Специальной экипировкой занимается множество фирм. Но есть четыре кита, диктующие моду всему автомобильному миру, - это Sparco, ОМР, Stand-21 и Simpson. Их продукция пользуется устойчивым спросом, престижна и, разумеется, отвечает жестким стандартам ФИА (то есть омологирована). У нас до последнего времени дело обстояло иначе. Большинство спортсменов ездили в чем попало. Скажем, на какомнибудь кроссе местного значения можно было увидеть и телогрейки, и тренировочные костюмы, и самопальные комбинезоны, перешитые из рабочей одежды. Профессиональные доспехи носили лишь члены сборной страны по кольцевым гонкам, ралли и кроссу. Случалось, один и тот же комбинезон кочевал из рук в руки - "звезда", покинувшая спорт, передавала его молодому дарованию. На счастливых обладателях фирменной амуниции и увидели впервые наши спортсмены столь экзотиче-На Викторе Коэанкове, который рассказывал нам о спортивной амуниции, - стилизованная куртка "монца". ские аксессуары, как несгораемые подшлемники, перчатки и обувь. Причем централизованные закупки амуниции для сборной в свое время привели к тому, что в России наибольшую известность получили изделия Sparco, появившиеся на нашем рынке раньше конкурентов. СпортСовсем недавно Российская автомобильная федерация приняла постановление, обязывающее участников официальных соревнований иметь экипировку, соответствующую международным стандартам. Казалось бы, к нам должны хлынуть дешевые, но безродные изделия. Пока этого не случилось - спортсмены отдают предпочтение амуниции Sparco. В какой-то мере это дань традиции, но в большей степени все же признание престижа и высокого качества продукции. Безопасность. Гонщики экипированы во все несгораемое, будь то комбинезоны, белье, носки, подшлемники и обувь. Вся эта спортивная одежда в случае пожара должна выдерживать не менее 30 секунд в открытом пламени. На всех элементах снаряжения обязательна специальная этикетка, подтверждающая его омологацию (в соответствии с нормами безопасности ФИА). Такая деталь: на комбинезонах ее не наклеивают, а вышивают непосредственно на ткани с внешней стороны воротника так, чтобы этикетка была хорошо видна. Оговаривается даже цвет ниток: на светлых тканях темно-синие, на темных - желтые. Сам комбинезон закрывает все тело, включая запястья и щиколотки. Застежкимолнии металлические, с крупными зубьями на огнестойкой ленте. Сверху застежка прикрыта планкой из того же материала, что и комбинезон. Нижнее белье шьют из огнеупорной ткани, прошедшей соответствующие испытания, с пристроченным воротником, который закрывает шею, подобно свитеру. Подшлемник, разумеется, несгораемый. Его нижнюю часть заправляют в воротник комбинезона или белья так, чтобы шея оставалась полностью закрытой при поворотах головы. Особые требования ик другим элементам экипировки. Перчатки должны охватывать запястья и прикрывать манжеты комбинезона. Их тыльная сторона, как правило, многослойная. Обувь гонщика специальной конструкции, ее делают из огнестойких материалов, включая застежки и шнурки. Кроме того, ноги спортсмена защищают несгораемые носки-гольфы. Жесткие нормы предусматривают даже такую мелочь, как способ крепления к одежде нашивок с рекламой спонсоров. Нельзя использовать термопластичные клеи и подрезать ткань. А производителям для изготовления эмблем и знаков предписано применять основу из огнестойкого материала. Вообще говоря, покрой гоночной экипировки - целая наука. Нередко чисто декоративные, на первый взгляд, элементы выполняют весьма прозаические функции. Например, изящные погончики комбинезона не столько эффектное украшение, сколько приспособление для эвакуации гонщика из кокпита разбитого автомобиля. А значит, они должны выдерживать весьма солидное усилие на отрыв. На механиках, обслуживающих болиды формулы 1, несгораемые комбинезоны почти такие же, как у гонщиков.Удобство. Попробуйте прокатиться на вашей машине в мотоциклетном шлеме и обычных кожаных перчатках. Ощущения будут не из приятных - непривычно и неудобно. Спортсмен же во время гонки действует на пределе человеческих возможностей, и совершенно очевидно, что его экипировка не должна сковывать движений и мешать "чувству автомобиля". Однако достижение удобства неминуемо вступает в противоречие с требованиями безопасности, заставляя искать разумные компромиссы. Наверное, поэтому мы до сих пор не видим на трассах Гран при космических скафандров. Для фирм, изготовляющих спортивное снаряжение, комфорт гонщика - одна из основных забот. И порой они добиваются удивительных результатов. Огнеупорное нижнее белье из синтетики отвечает всем нормам гигиены, а сплошной многослойный комбинезон неплохо вентилируется, несмотря на то, что в нем нет специальных отверстий, сеточек, кокеток. Правильно подобранная и подогнанная по фигуре амуниция не собирается в складки, не морщит, нигде не трет, словом, обеспечивает гонщику возможность легко управлять своим автомобилем. Перчатки водителя не препятствуют точной работе рулем, у них оптимальный коэффициент сцепления с его поверхностью, к тому же они идеально фиксируются на руке. Обувь снабжена скругленным каблуком, а материал подошвы подобран так, чтобы ноги хорошо чувствовали педали и при этом не возникало никаких болевых ощущений. Фирменный стиль . Экипировка спортсменов, образно говоря, соткана из противоречий. Однако модельеры фирм умудряются не только соблюсти многочисленные нормы, но и сделать одежду красивой. Комбинезоны, рассчитанные прежде всего на сидячую позу, не висят мешком, когда облаченные в них "звезды" поливают друг друга шампанским на подиуме.Каждый серьезный производитель пытается придать своим изделиям неповторимый стиль. Элегантные Т-образные погончики, обрамленные каймой, давно уже стали визитной карточкой Sparco. Фирма ОМР пришивает к плечикам комбинезонов изящные петельки. Способов заявить о себе достаточно много. Цветные полосы и вставки, оригинальные кокетки, графические узоры, квадратики из цветных ниток, которыми прострачивают слои ткани, - все это дизайнерские находки. Даже инициалы спортсмена, группа крови и резус-фактор служат объектом многочисленных вариаций. В соответствии с последним "писком" гоночной моды, их вышивают на поясном ремне комбинезона, тогда как раньше располагали в основном на груди. Крупные фирмы, выпускающие экипировку, адресуют ее широкому кругу потребителей. Существуют модели для кольцевиков, картингистов, раллистов, обслуживающего персонала, механиков. У тех парней, что заправляют топливом болиды формулы 1, огнестойкие доспехи, аналогичные гоночным. Не забыты дизайнерами и любители автоспорта, болельщики, яростные фанаты. Специально для них спроектировано стилизованное снаряжение, повторяющее покрой, расцветку, рекламные надписи "боевой" амуниции прославленных кумиров. Представьте, у вас на плечах куртка стиля "монца" точно такая же, как у Михаэля Шумахера, только сшитая из обычной ткани. Или, допустим, в обществе знатоков автоспорта появляется человек в белой рубашке "менеджер" с погончиками а ля Sparco. Всем присутствующим ясно - перед ними лицо, приобщенное к гонкам. В заключение несколько слов о ценах. Стоимость фирменной продукции колеблется в широких пределах, разумеется, с поправкой на то, что автоспорт все же занятие людей состоятельных. Но всех спортсменов, независимо от возраста, заслуг, титулов, объединяет одно - профессиональному снаряжению они вверяют свою жизнь. Выбор между ценой гоночной одежды и ее качеством всегда будет сделан в пользу последнего. Вадим КРЮЧКОВ Фото агентства DPPI и Владимира КнязеваЗА РУЛЕМ 7/9673