74
75
76
[РЗЩЗШТР [РРасти Уоллес - один из сильнейших гонщиков NASCAR. томобиле, почти таком, что стоит у него в гараже, призы берет парень с соседней улицы. Можно за него поболеть, а можно и самому попробовать. За полвека руководству NASCAR (ныне ее возглавляет сын Уильяма Франса) удалось построить целую систему соревнований. Это своего рода пирамида, в основании которой - гонки, доступные каждому, у В гонках NASCAR участвуют только американские автомобили. Те, что стартуют в местных соревнованиях, еще как-то напоминают своих серийных собратьев, а вот в сток-карах Кубка "Уинстона" от них осталась одна лишь оболочка. "Сток" - так американцы называют блок двигателя - должен быть серийным, что же касается "кара" - самого автомобиля, то достаточно, чтобы сохранились "конвейерные" пол и крыша. В остальном демократичная NASCAR предоставляет свободу для творчества, но никакРОДИЛАСЬ ИДЕЯ"Плевать мы хотели на вашу гонку "Супермаркет-300"!" - гласила надпись на огромном полотнище. Пару крепких словечек в ней из лексикона калифорнийских виноделов при переводе пришлось опустить - для читателей. А для зрителей плакат был подвешен на высоте нескольких сот метров, и задиристый красный "кукурузник" разворачивал его так, чтобы каждый из 200 тысяч болельщиков, пришедших посмотреть 10-й этап гонок NASCAR - Кубок "Уинстона", хоть раз на него взглянул. Сеть магазинов "Супермаркет-300" генеральный спонсор гонки в Сономе, городе, близ которого пролегла лучшая в Калифорнии гоночная трасса. Зрители, удобно устроившись на трибунах и зеленых холмах, уже в предвкушении великолепного зрелища. Забияка-самолет всего лишь его дополнение. Подшучивая над всеми с высоты, он как бы еще раз напоминает: "Смотрите, Америка - самая свободная в мире страна, и если у тебя возникла какая-то идея, ты можешь ее осуществить". В свое время, почти пятьдесят лет назад, так сделал Уильям Гитти Франс. С предложением провести национальный чемпионат в гонках "кузовов" он обратился в Американскую автомобильную ассоциацию и, увы, не нашел поддержки. Но это не остановило его. В декабре 1947 года Франс с двумя приятелями основал национальную гоночную ассоциацию NASCAR и стал ее президентом. Через полтора года стартовал первый из этапов серии "Грэнд Нэшнл", как стал называться новый чемпионат. Участвовать в нем мог любой - достаточно было иметь автомобиль, серийно выпускаемый в Америке. Вначале гонки NASCAR обосновались на песчаных пляжах Флориды и Калифорнии, потом перекочевали на специальные трассы. Представьте себе чувства простого американца, когда на ав-"Форд-Тандерберд" Расти Уоллеса (№ 2) на подъеме обходит чемпиона прошлого года Джеффа Гордона.Предстартовый круг фаворитов.кого есть водительские права. Они проходят на сотне разных треков США и определяют, кому двигаться дальше, в следующую серию, оттуда - в первую лигу "Буш Грэнд Нэшнл" и, наконец, подняться на высшую ступень - Кубок "Уинстона". Кстати, "Уинстон" - всего лишь одна из марок сигарет компании "Рейнольде Тобакко" - мощнейшего спонсора чемпионата. Только призовой фонд Кубка "Уинстона" составляет 2,5-3 млн. долларов, более миллиона из них получает чемпион. Есть спонсоры иу каждой команды - в Америке ничего не делается просто так. Их имена (в основном поставщиков продукции массового спроса) известны ив России.не в ущерб безопасности. Ограничивает, например, мощность двигателя или высоту кузова. Сток-кары заправляют только этилированным бензином с высоким октановым числом. Традиционно его поставляет нефтяная компания UNOCAL-76 - обладатель самых современных технологий в разработке топлива и моторных масел. Как должна быть "заряжена" к старту машина, окончательно решает сам спортсмен. "Я доверяю всем, кто здесь работает, говорит Расти Уоллес, один из сильнейших гонщиков NASCAR, показывая в сторону своих механиков. - Но я им говорю: если я сую свой нос во все дыры, то не потому, что сомневаюсь в вашем мастерстве. Просто74ЗА РУЛЕМ 7/96 Спорт£\(2Тгта £7®Ш£ймне приходится водить этого сукина сына, и я хочу знать, что с ним делают". Еще за день до гонки нас строго предупредили: если хотите увидеть, как готовят машины, пожалуйте в 8.00, но, осматривая закрытый парк, не задерживайтесь. А как тут не разинуть рот! За пять часов до старта механики "разбросали" все сорок четыре автомобиля, заявленные в судейском протоколе. Вынутые из подкапотного отсека двигатели, лежащие на площадке коробки передач, задние мосты, элементы кузова этот ряд (а задают ему линию огромные фургоны команд, выстроившиеся с интервалом в три метра) чем-то напоминает конвейер сборочного завода. Поначалу даже показалось, что это небольшое шоу для посетителей, которые в столь ранний час шли плотными рядами за метровой сеткой. Но механики вкалывали так, что сомнений в целесообразности "тотальной" подготовки ки. Звучит гимн Соединенных Штатов. Огромная масса людей на трибунах и холмах встает в едином порыве, прижимая правую руку к сердцу. Дух единства нации, патриотизма витает над стадионом, волнуя каждого. Если в этом заключалась талантливая идея Уильяма Франса - ее удалось реализовать в полной мере."ДЖЕНТЛЬМЕНЫ, ЗАВОДИТЕ МОТОРЫ!"Эту команду, как правило, подают самые известные в Америке люди. Звезды кино и эстрады, политики, государственные деятели считают за честь оказаться в такой момент вместе со своим народом. И сразу после размноженного мощнейшими усилителями "...моторы!" над стадионом разносится волнующий рев сорока четырех железных хищников в боевой раскраске.Покрышка "с плеча" обожаемого чемпиона всего за десять долларов. Может, она покажет дорогу в чемпионы. Их норов ощущаешь, даже когда они смиренно, ведомые судейской машиной, совершают предстартовый круг. По номерам на дверях и крыше зрители узнают и бурно приветствуют любимчиков. Вот в "Шевроле-Монте-Карло" под № 3 лидер нынешнего Кубка "Уинстона" после девяти гонок (чемпионат включает 31 этап) - великий Дейл Эрнхард по кличке "Устрашитель" или "Железная голова". Если он победит в этом сезоне, то станет единст-автомобиля перед гонкой не оставалось. Из фургонов, а это и мастерская, и дом на колесах, то и дело выскакивали "наскаровские" звезды, бросая взгляд на свое хозяйство. Между грузовиками расположились их кухни, источая запахи любимых гонщиками блюд. Чем-то все это напоминало огромный цирк на колесах. Час дня. Над зрителями в Сономе больше не снует с подначкой "кукурузник", прошли в парадном строю истребители, наступает торжественная минута открытия гон"Наскаровский" трек можно узнать даже из космоса по скоплению американских флагов и автомобилей. Спортвенным в истории NASCAR, кто восемь раз коронован чемпионским титулом. Свое прозвище он получил за опасный, агрессивный стиль езды, а еще и потому, что американцам нравятся грубоватые хитрые парни, прокладывающие дорогу к славе, не жалея себя и других. На апельсиновом "Шевроле-МонтеКарло" Джеффа Гордона - № 24. Двадцатичетырехлетний "Малиновка" Джефф выиграл Кубок "Уинстона" прошлого года. Это по его поводу ветеран Эрнхард как-то пошутил: "Боюсь, на награждении будут подавать молоко вместо шампанского", но это не смутило Гордона. Он не только выиграл чемпионский титул, но и завоевал сердца миллионов поклонников "наскаровских" гонок. Под № 15 "Форд-Тандерберд" Уолли Далленбаха - одного из знаменитой семьи потомственных гонщиков. Далленбахи и сегодня умножают славу фамилии во всех американских чемпионатах. А вот под № 4 на "Шевроле-Монте-Карло", раскрашенном как витрина фирмы "Кодак", едет Стерлинг Марлин. Неделю назад он выиграл предыдущий этап Кубка "Уинстона" в Талладеге. Это была сумасшедшая гонка. На одном из виражей трека столкнулись четырнадцать (!) машин, и только благодаря заградительной сетке удалось избежать трагедии. Расти Уоллес (№ 2) на "Форде-Тандерберд" в этой потасовке, слава Богу, не участвовал. Он, пожалуй, единственный обладатель Кубка "Уинстона", чьи аварии произвели более сильное впечатление, чем его победы. Расти по кличке "Рыжий" (за веснушки и рыжий цвет волос) первенствовал на многих трассах - в Ричмонде, Рокингхеме, Бристоле, Атланте и еще десятке других. Однако эпизоды его спортивной карьеры, которые чаще всего прокручивают по телевидению, относятся к гонкам, где он не побеждал, а попадал в крупные неприятности. "В Талладеге, "Ты продолжаешь вкалывать, и, может быть, тебе удастся победить". вспоминает он, - каждый удар был невыносимо жестоким. Эта проклятая авария стала для меня кошмаром. Помню, как пару раз открыл глаза, а вокруг в воздухе летало множество обломков". Что и говорить, гонки - опасное занятие. Расти Уоллес участвует в них вот уже семнадцать лет и всегда выходит на старт в хорошей форме. Вот и здесь, в Сономе, он с первых же минут среди лидеров. Еще ничего не ясно - впереди 187 миль (300 км) - 74 круга. Через пятнадцать кругов он будет третьим, а через тридцать - опять первым. Эрнхард все время держится на второй позиции. И на сорок пятом круге Уоллес впереди, хотя к нему вплотную приблизился Гордон. На 52-м оба сделали последнюю остановку в боксах. Механики Гордона работали быстрее, и вскоре он уже принял на себя роль "зайца", а "гончей" стал Уоллес. На 64-м круге Уоллес ехал вниз очень быстро, уже почти достал чемпиона прошлого года, но вынужден был уйти на обочину, чтобы не столкнуться с завертевшейся впереди машиной из группы отстающих. Комментатор, сообщая зрителям все эти подробности, кажется, вместе с гонщиками набирает скорость. В самый разгар событий, на шестьдесят девятом круге, ему впору было принимать холодный душ: всеобщий любимчик Гордон при подъеме на холм уступил лидерство. Из-за неполадок в трансмиссии он оказался в итоге шестым. Если бы этого не произошло, считают болельщики Гордона, не видать "Рыжему" победы. Сам Уоллес в этот момент нахваливал свой "Форд" и работавших с ним механиков: "Он бежит так быстро, что жалко его останавливать". В этом сезоне Расти не везло, и только сейчас, когда построили, можно сказать, новую машину, выступает безупречно. Но на бампере еще висит Марк Мартин, который чуть было не выбыл из борьбы из-за неисправности своего "ФордаТандерберда" в начале гонки. В этот раз Уоллес не стал делать рывка на прямой, как поступал раньше. Он начал "управлять" Мартином в то время, как Далленбах и Эрхард сражались за третье место. Так они и финишировали. Уоллес на долю секунды оказался впереди. Это была по-настоящему драматичная гонка, к счастью, без крупных аварий. Единственным водителем, кто не прошел всю дистанцию, был Майк Уоллес. На 52-м круге его "ФордТандерберд" потерял задние колеса. Майк все же получил 31 очко. Расти же заработал 185 очков, 175 из них - за победу и 10 за то, что лидировал два круга. Он уже выигрывал на этом треке однажды - в 1990 году и вот новый успех и куча призов. Правда, радость победы была несколько омрачена после замеров машины победителя. Ее кузов оказался на несколько миллиметров ниже установленных норм. За это менеджер команды был оштрафован ни много ни мало на 25 тысяч долларов. Во время осмотра "Форда" победителя инспекторы NASCAR были в шоке от повреждений днища. Особенно ему досталось, когда Расти потерял управление и вылетел на обочину, но все обошлось. В Сономе к общей радости все призы ему были вручены.ЦИРК ПЕРЕЕХАЛПомните, как в старых фильмах про цирк - за уезжающей нарядной повозкой бегут мальчишки, на ходу, кто как может, подражая циркачам. В Сономе это выглядело несколько иначе. Вокруг трека на велосипедах носились юные "наскаровские" поклонники, чтобы не пропустить самое интересное и посмотреть на своих кумиров поближе. "Извините.., извините!.." - кричали они в сторону собиравшихся в дорогу могучих грузовиков в надежде, что в проходе вдруг появится обожаемый гонщик и подойдет к ним. Есть ли большее счастье, чем поприветствовать его, ведь готовить машину к гонкам, а если повезет, и гоняться самому - единственное дело, достойное мужчины. Может, оно и не совсем так - это объяснят им родители после, когда гонки будут еще и еще раз крутить по телевизору. Но если сыну захочется быть похожим на "Рыжего" из любимой команды, папа с мамой не станут возражать. Разве что зачитают выдержку из интервью Расти популярному журналу: "...Ты должен вкалывать, вкалывать, вкалывать. Ты продолжаешь вкалывать, и, может быть, тебе удастся победить в гонке". Как хотелось, чтобы подобный цирк когда-нибудь обосновался ив России. Конечно, со своими правилами, своей интригой, своим собственным лицом, но сохранивший главное - способность нести миллионам граждан радость общения с автоспортом, чувство единения и гордости за свою страну, свой талантливый народ. Калифорния, Петр МЕНЬШИХ Сонома Фото автора и Семена ШадринаРедакция благодарит компанию UNOCAL-76 за помощь в подготовке материала.76 ЗА РУЛЕМ 7/96