КуВАвтолюоителейГТЕПЕНЬ ^ СЖАТИЯ И КОМПРЕССИЯНачнем со степени сжатия. Это важнейший показатель двигателя, о п ределяющий его мощность, экономичность, "экологичность" выхлопных га зов. Повышение степени сжатия до оп ределенных пределов ведет к росту ин дикаторного КПД, повышению мощно сти, снижению расхода топлива, однако при этом увеличиваются механические потери, сильнее нагреваются поверхности камеры сгорания, стенки цилиндров и поршни. В результате возникает детонация - взрывообразное сгорание части топливно-воздушной смеси вци -Большинство автомобилистов в суть этих понятий не вникают. Мощность, максимальная скорость, расход топлива - это важно. А параметры двигателя должен знать "спец" или тот, кто предпочитает ремонтировать машину самостоятельно. Так ли это? Предлагаем вашему вниманию заметки инженера Валентина ГРИГОРЬЕВА.пени сжатия, как правило, находится в пределах 8..10. Но степень сжатия - величина тео ретическая (геометрическая). В отличие от нее компрессия (давление в конце такта сжатия) измеряется с учетом ра боты уплотнения "цилиндр-поршень" температуры деталей, их состояния в результате износа, то есть представляет собой величину практическую, р е альную. Именно поэтому компрессия исправного двигателя в большинстве случаев не равна численно степени сжатия, а превышает ее (см. табл. 1). Но при сильном износе (а в пределе - при поломке двигателя, например при про гаре поршня или клапана) компрессия может полностью исчезнуть, хотя сте пень сжатия и остается прежней. К омпрессию замеряют неслож ным прибором - компрессометром. Сегодня его нетрудно купить, но мно гие автолюбители нередко пытаются изготовить прибор своими руками , считая самой сложной его частью ма нометр. Увы, это ошибочное мнение. Наиболее "тонкая" деталь компрессо метра - обратный клапан, препятствующий выходу накачиваемого в прибор воздуха. Казалось бы, чего проще использовать в качестве этого клапа на золотник от автомобильной каме ры. Но вот компрессия исправного двигателя, замеренная подобной са моделкой, выходила почему-то силь но заниженной. Секрет прост. Пружина золотника слишком тугая, поэтому клапан, в ко тором она используется, откроется лишь при существенном повышении внешнего давления. С того момента замера, когда разность давлений пе ред клапаном и за ним станет меньше "порога срабатывания" клапана, м а нометр эту разность может и "не за метить" Результат - существенно за ниженные показания в сравнении с истинной величиной. Например, такой "компрессометр" показывает вам 8 кгс/см 2 , хотя на самом деле ком прессия превышает 10 кгс/см 2 . В гра мотно же сделанном приборе пружин ка позволит клапану открыться при минимальном повышении давления, поэтому в показаниях компрессометра сомневаться не придется. Как же правильно замерить ком прессию? Двигатель прогревают до ра бочей температуры, затем вывертывают все свечи и ввертывают наконечник компрессометра (или вставляют рези новый наконечник) поочередно всвеч ное отверстие каждого цилиндра. При ввернутом компрессометре нажимают педаль газа до упора и вращают колен чатый вал двигателя стартером до тех пор, пока показания компрессометраРис. 2. Приспособление для накачки воздуха в цилиндр: 1 - корпус; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - накидная гайка; 4 - вентиль от старой камеры.Рис. 1. Рабочий объем цилиндра (Щи объем камеры сгорания (Ус). Полный объем цилиндра Va=Vh+Vc.линдрах, а следовательно, интенсивный износ деталей цилиндро-поршневой группы, клапанов и головки цилиндров. Чтобы избежать разрушительной дето нации, при конструировании двигателя выбирают оптимальное соотношение объема камеры сгорания, диаметра ци линдра. хода поршня, а также октанового числа применяемого бензина. Численно степень сжатия равна отно шению полного объема цилиндра к объему камеры сгорания - E=Va/Vc (см. рис. 1). Иными словами, степень сжатия показывает, во сколько раз уменьшается объем рабочей смеси при перемещении поршня из НМТ в ВМТ. Для сов ременных автомобилей величина сте (манометра) не перестанут расти (обычно хватает 8-10 секунд). Записав показания компрессометра, из него выпускают воздух, нажав на шток об ратного клапана, и устанавливают на конечник в свечное отверстие следующего цилиндра. Двигатель считается исправным, если компрессия в цилиндрах не ниже приведенной в таблице, а разница в показаниях прибора по ци линдрам не превышает 1 кгс/см 2 . Пониженная компрессия - п оказа тель износа двигателя или его полом ки. Появление трещин в перемычках между поршневыми кольцами снижает компрессию в двигателях ВАЗ до 8 кгс/см 2 , а разрушение перемычек - до 6 кгс/см 2 . Износ поршней и поршневых колец подтверждается несложным экспериментом: залейте в свечные от ЗА РУЛЕМ 7/96 109 Рис. 3. Корпус приспособления.верстия по 20-25 см3 моторного масла и вновь замерьте компрессию. Если она возросла - износ деталей налицо. А если нет? Значит, клапаны неплотно прилегают к седлам или пробита про кладка головки цилиндров. Уточнить причину низкой компрес сии можно, подав сжатый воздух вци линдр - под давлением 2 - 4 кгс/см 2 . Для этого нужны шинный насос ипри способление, показанное на рис. 2-4. Корпус приспособления (рис. 3) имеет "свечную" резьбу М14х1,25-6е, ш ести гранник сделан под ключ "на 22" чтобы завертывать приспособление обычным гаечным ключом, а не свечным. М о мент затяжки приспособления пример но такой же , как для свечи. Нередко приспособление изготовляют и из не рабочей свечи, отламывая фарфоро вый изолятор и выбивая "начинку" из металлической ее части. Затем кме таллическому остатку свечи приваривается или припаивается трубка - ш ту цер подходящего диаметра. О том, какие неисправности двига теля можно диагностировать, подавая сжатый воздух в цилиндры, подробно"Ремонт головки блока цилиндров" (см. ЗР, 1996, № 4). Напомним лишь, что если хотя бы в одном из цилиндров двигателя обнаружена явно занижен ная компрессия, требуется безотлагательный ремонт - иначе можно повре дить зеркало цилиндра или допустить попадание охлаждающей жидкости в цилиндры и систему смазки двигателя. Поэтому компрессометр нелишне иметь в гараже и иногда замерять ком прессию в двигателе, особенно при по явлении "необъяснимых" неполадок в его работе, а также при большом про беге автомобиля. Приобретая прибор, обратите внимание (особенно если из делие импортное), в каких единицах проградуирована его шкала - в кгс/см 2 (технических атмосферах), в паскалях, барах или фунтах на квадратный дюйм. Кстати, в этих же единицах может быть указана величина компрессии в книгах по ремонту иномарок. Перейти кпри вычным нам атмосферам позволяют таблицы 2и 3."НА ЧЕТВЕРТЫЙ КРУГ"Свой автомобиль ФИАТ-131А мы приобрели в 1994 году на рынке в Ростове-на-Дону. Машине было уже шестнадцать лет, пробег - около 180 000 км. Поскольку покупали в феврале, осмотреть днище кузова не удалось, общее же состояние автомобиля было хорошим. Машина приглянулась своей простотой и удобством, особенно по сравнению с отечественными за подобную цену. ФИАТ просто покорил хорошим обзором, регулируемой рулевой колонкой, быстрым обогревом салона. Двигатель уверенно тянет на прямой передаче со скорости 40 км/ч. Ездим уже два с половиной года, каждый день в любую погоду. Сейчас пробег - 303 000 км. Кузов все еще в хорошем состоянии, в остальном по требовался лишь небольшой текущийТаблица 1 Степень сжатия и минимально допустимая величина компрессии в некоторых двигателяхАвтомобиль (двигатель) Степень сжатия Компрессия, кгс/см 2"Победа" ГАЗ-20 ЗИЛ-110 "Москвич-412" ГАЗ-24 (24Д) ВАЗ-2101...-2107 ВАЗ-21081 ВАЗ-2108, -21083 "Москвич-21412" (331.10) ЗАЗ-1102 ВАЗ-1111 "Вольво-440" -460 "Опель-Рекорд Е" "Мазда-323" БМВ 3-й серии6,26,857,2 7,8109,0 108,88,2 8,59,0 9,9 9,5 9,5 9,98,1; 9,510 10 10910 1111,59,0 9,09,5; 9,8; 10,08,211Таблица 2 Перевод PSI (фунт/дюйм2) в кгс/см2PSIкгс/см 2 10 0,7031 110 7,734 20 1,406 120 8,437302,109402,812503,515604,218704,922805,625906,3281007,031PSIкгс/см 21309,1401409,84215010,54616011,24917011,95218012,65519013,35820014,062рассказывается в статье А. Алексеева Таблица 3 Соотношение между различными единицами давленияЕдиница Паскаль, Па, Ра Бар, bar Миллиметр водяного столба, мм Н20 Миллиметр ртутного столба, мм Нд Килограмм-сила на кв. см, кгс/см2, кд/ст 2ПаБар1-Ю"5ММ ВОД. СТ.мм рт. ст. 7,5024-10'3 7,5024-Ю2 7,35-10-2кгс/см2 1,02-Ю"5 1,02 1-Ю-4 1,36-Ю-3ремонт, который я делал своими руками без помощи СТО. Заменил датчик давления масла на "волговский", а датчик температуры охлаждающей жидкости - на "жигулевский" Когда заменял диск сцепления, поставил от ВАЗ-2108, уменьшив его диаметр на токарном станке. Поспешил - позже выяснилось, что без переделок подходит диск от "Таврии" Когда вышел из строя регулятор напряжения в генераторе, установил отечественный реле-регулятор, как советовал журнал "За рулем" Также подошли передний тормозной диск от ВАЗ-2101, накладки задних тормозных колодок от "Москвича-412" и пе редние колодки "Нивы" с небольшой доработкой. Единственная крупная трата была связана с заменой ремня газораспределительного механизма; правильно выставить валы по меткам помогло описание автомобиля "Таврия" ФИАТ-131А прекрасно себя показал во всех поездках и, на мой взгляд, вполне пригоден для эксплуатации в наших условиях. Батайск Лев ОЛЕНЕВ От редакции. Надо учесть, что производство ФИАТ-131 в Италии прекращено в 1981 году, однако в модернизированном виде он до сих пор выпускается в Турции.1МО 59,8067 1,33-Ю2 9,8067-1040,102 1,02-Ю419,8067-Ю-5 1,33-Ю-3 0,98067113,617,35-102МО 41110ЗА РУЛЕМ 7/96