46
47
Урок третийправую снимаете только для переключения передач и тут же возвращаете обратно на руль. Положение рук "без пятнадцати три", и об этом уже говорилось в прошлых наших уроках. Руль совсем не обязательно сильно сжимать в руках, но он не должен жить своей жизнью. Помните, что в любой момент может понадобиться приложить мгновенное усилие к рулю, заставит ли лопнувшее переднее колесо или внезапно появившееся препятствие. Будьте готовы к этому. Вы должны знать всегда и при любых обстоятельствах, на какой угол повернуты колеса вашего автомобиля и когда они стоят прямо. Особенно важно это во время заноса и на скользкой дороге (автогонщики приклеивают на верхнюю точку руля кусочек цветной изоленты). Кроме того, одна рука всегда остается на руле, в то время как другой делаются перехваты. Во время левого поворота, правую руку не снимают с руля и, наоборот, во время правого поворота - левую. Михаил ГОРБАЧЕВ (Продолжение следует) грудной клетки, а ваша голова отпечатается в ветровом стекле. Это хорошо известно на Западе, где не так давно разработана система, автоматически подтягивающая ремень безопасности при столкновении. Не собираюсь проводить агитационную кампанию о полезности ремней для жизни и здоровья человека, хочу лишь упомянуть о том, что автору они несколько раз спасали жизнь. Это было во время автогонок, в которых я участвовал. Особенно запомнилась авария из-за "взрыва" шины в повороте на скорости далеко за 100 км/ч. Автомобиль ударился в отбойник, и единственное, что я успел сделать, моментально среагировав, направил его на удар плашмя, то есть боком, а не задом или передком. Как яи рассчитывал, удар оказался скользящим, однако автомобиль был полностью разрушен, даже из других шин от сотрясения вышел воздух. Я же отделался только синяками на грудной клетке от ремней безопасности. Не отговаривайтесь тем, что вы-де не гонщица: для тяжелых, порой смертельных травм необязательны запредельные скорости. Иногда диву даешься, вроде небольшая авария: ну, стукнулись, ну, перевернулись, а последствия самые тяжелые - и водитель, и пассажиры в больнице, в лучшем случае, конечно. Автомобиль - не самолет, и привязные ремни в нем не для виду (хотя и на авиалайнерах они, случается, выручают), но в это упорно не хотят верить. Итак, вы грациозно подходите к автомобилю, с улыбкой открываете дверцу, садитесь и пристегиваетесь, руль от вас на расстоянии вытянутой руки. Вот бы еще научить вас правильно его крутить. Но не возьмусь делать это заочно. Из такой затеи ничего путного не выйдет. Придется ездить, как вам удобнее, но тем не менее вот несколько правил: обе руки постоянно на руле, Сегодня мы продолжаем начатую в № 5 тему "Гуру и автомобиль". Как восточную философию использовать в прозаическом деле управления автомобилем? Оказывается, можно. Сегодня речь пойдет об одежде. Итак -Приучите себя с самого начала пристегиваться ремнями безопасности. Кроме того, что они могут спасти в аварии от травм, это отличная опора, фиксирующая ваше тело в поворотах. Если в вашей машине установлены инерционные (самонатягивающиеся) ремни, то все в порядке, а если обычные - их надо обязательно правильно отрегулировать. Между ремнем и грудной клеткой должна свободно проходить ваша рука. В свободно накинутом, но не застегнутом ремне (непонятно, почему бы не вставить его в замок, коль скоро вы уже брали его в руки) недолго запутаться, а если он застегнут, но слишком свободен, при аварии есть риск получить сильные травмы 46 ЗА РУЛЕМ 7/96По мнению гуру, которые собирали информацию о мире и человеке и пытались из моря фактов выделить квинтэссенцию, одежда в жизни человека играет непоследнюю роль. Но люди не всегда правильно используют возможности одеяний и аксессуаров. Попробуем создать теорию идеальной одежды для водителя, которому приходится постоянно быть в стрессовой ситуации. Идеален, конечно, костюм Евы или Афродиты (ничто не стесняет), но, к сожалению, он несколько не соответствует устоям современного общества и климату. Попробуем пойти другим путем, отличным от аскетизма, и будем придерживаться золотой середины. Первое, что необходимо, - это отсутствие давления на тело. То бишь отсутствие всякого рода тугих резинок и обтягивающих одежд. Что касается интимных деталей одежды, лучше, чтобы они были из естественных материалов и ни в коем случае не создавали складок. Удобнее всего свободные облачения, с глухим воротом и широкими обшлагами на запястьях и щиколотках. Такими, чтобы руки и ноги не чувствовали себя защемленными. Отделка не должна привлекать ни вашего, ни чьего-либо поста- роннего взгляда. Оттолкнувшись от советов гуру, дальше можно фантазировать. Один из самых больных вопросов для европейца - обувь. Идеал - греческие сандалии времен Эллады. Но, к сожалению, опять действует неодолимая сила внешних условий. Тогда руководствуйтесь принципом: хороша та обувь, которую не замечаешь. Только в этом случае стоит помнить о том, что неприметность обуви должна быть не только для ноги, но и для дела. То есть никаких толстых, мягких, ребристых подошв, рант - минимальный. Не нужны и туфли-"лодочки" на каблуке. Украшения в виде помпончиков хороши, но от них также лучше отказаться. Лучший головной убор - отсутствие оного. Исповедующие направление бабу не надевают шапок ни при каких условиях и все живы-здоровы. Но если очень хочется или дует, то придерживайтесь следующих условий: минимальный вес головного убора и минимум выступающих и отвисающих частей. Ориентир - вязаная шапочка, типа лыжной. Ни в коем случае не берет, как у Рембрандта, или шляпа, как у мушкетера. Итог. Чем проще одежда и чем меньше на вас надето вещей, тем лучше и здоровее, вы полны гармонии с окружающим миром. А это, по мнению восточных философов, самое важное. В России существует поговорка: что естественно - то не безобразно. Будьте проще, и все будет в порядке. Игорь ЛАГУТИНевую легенду - время и место стартов и финишей, остановок на заправку, покупку продуктов, перекуры; наметили пункты контроля времени; строго распределили роли; нарисовали эмблему пробега и приклеили ее на левом заднем стекле. Команда экипировалась в форму защитно-зеленого цвета. Накануне старта машину, естественно, тщательно проверили. В дорогу взяли чуть расширенный по сравнению со штатным набор инструмента, запчасти (здесь у каждого автомобилиста, наверное, есть свой опыт, а у каждого автомобиля - свои особенности). Хотя с большими проблемами команда вряд ли справилась бы. Стояночный быт должны были гарантировать: палатка, пара одеял, бачок с питьевой водой, котелок, кое-что из посуды, две гитары и... вязанка дров. Кроме того, прихватили топорик, лопатку, пару охотничьих ножей и газовый баллончик. Приключения не заставили себя ждать - после засушливой жары первой половины июля в день отъезда с утра лил настырный холодный дождь. Но об отмене старта не было и речи. Погрузив снаряжение, члены экипажа сели в машину, мокрые до нитки. Сушились и грелись на ходу - "печка" и ее вентилятор с этим справились. Первая треть трассы (уезжали недалеко, километров за семьдесят) - обычный асфальт местной дороги, движение минимальное, дождь чуть поредел. Отдыхаем, сверяем время. Первая нестыковочка - поиски левого поворота. Карта, свежая крупномасштабная карта района, дала ошибку около семи километров. Но вот нужный съезд найден - ура! Под колесами грунт, вокруг лес, напряжение нарастает. Дорога поначалу приятная - мокрый, хорошо утрамбованный песок, полотно метров шесть шириной, навстречу - никого. Выше третьей не поедешь, но около шестидесяти держим. Удовольствие, правда, было недолгим. Полотно расширилось, но обозначились признаки индустриальной цивилизации - колеи от лесоповальных механизмов имели разнообразное, вплоть до "поперек", направление, неожиданную глубину и качество. Песок перемежался с глиной, появился щебень подстилающего слоя. Временами казалось, что под каждым из четырех колес разное "покрытие" - все вышеперечисленное плюс вода и еловый лапник. Машину стало потаскивать, заметной сделалась и перегрузка задка. Но удавалось выбирать участки между колеями тракторов, благо, легковушка заметно уже. Скорость снизилась, но оставалась равномерной (кстати, это была одна из задач пробега). Вот и первая водная преграда - канал. Переправой могли служить только две металлические, гладко отполированные трубы, в верхней части выступавшие над во дой. Проверили - глубина воды больше кли (1ренса машины. Значит, ехать действительно нужно по скользким трубам. Пришлось механикам выйти из машины и корректировать движение. Преграда была взята. Метров через семьсот ждал второй канал, спуск к которому осложнял трамплин сантиметров в восемьдесят. Прыгать явно не резон. "Возьмите левее", - посоветовали "свысока", из кабины матерого "Кировца", мужики, лениво предававшиеся послеполуденной сиесте (рядом была деревня). Левее - участок поля, место свежего разворота того самого "Кировца". Месиво сырой плотной земли поднималось выше ступиц колес - сцепления с таким покрытием ожидать нечего. Высадили экипаж, раскидали комья земли, на правой обочине нашелся песок подсыпали под передние колеса. Буксовать не пришлось. Через второй канал предстояло перебираться по понтонному мосту. Здесь не обошлось без неприятного происшествия. К счастью, автомобиль увечий не получил, но сместился левый брызговик (защиты моторного отсека), который, задевая за растяжку, вызывал скрежет. Стоянку на берегу озера и описание отдыха опускаем. Но вот под колесами опять легко шуршит асфальтовое полотно. Машина бежит к дому гораздо резвее - груза-то стало поменьше. Однако к ровному "дыханию" двигателя вдруг примешивается посторонний звук, тоже ровный, однотонно-низкий. Остановка: все более или менее умные головы членов экипажа склонились над автомобильным нутром. Посмотрели, проверили, подергали все, на что могли грешить, - вроде норма. Контрольные лампочки тоже ни о чем не предупреждают. Поехали дальше, до дому оставалось километров 35-40. После возвращения на базу решили, не откладывая, удалить левый брызговик - он стал задевать за растяжку почти постоянно. И тогда обнаружили... течь "Тосола"! Глянули, а в расширительном бачке пусто, возможно, уже давно. И вот после столь славного пробега последние полтора километра до стоянки машину пришлось буксировать... И все-таки мы будем готовить новый пробег, а, кстати, описанный проделали на совсем вроде бы городском автомобиле ВАЗ-2108,1986 года выпуска. Почему я так подробно пишу об этом? Просто если вы уже "не тянете" отпуск "на югах", не можете надолго уехать из дому придумайте историю о самих себе, внесите в нее дух своих фантазий о приключениях, автопробегах, спорте и победах, осуществите ее, поверив в свои силы ив новые возможности вашего автомобиля. И тогда всего сотня километров от дома и короткие выходные дадут незабываемый отдых вашей семье и друзьям. Ирина ПЕТРУНИНА, автомобилист с 15-летним стажем ЗА РУЛЕМ 7/96 47"А что, если..." - сказала себе летним вечером компания молодых людей, находившихся в командировке в Ленинградской области. Впереди были выходные, а в руках - автомобиль. Однако ехать просто так, поваляться на пляже, никому не хотелось. Решили поставить некоторые задачи: - отправиться в совершенно незнакомое место; - строго придерживаться заранее выработанного регламента; - выступать единой командой, абсолютно серьезно относясь к мероприятию как к спортивному состязанию. Так родился мини-ралли-рейд "Крэйзи Трофи" - "трофей чокнутых". По карте проложили маршрут, просчитали все отрезки пути, написали вполне "бо