121
щают узел клапана в сборе (детали 5, 6, 7, 8, 9 на рис. 1). От усилия пружины 6 зависит давление топлива, при котором клапан откроется. После такой сборки форсунки кромка нижнего отверстия завальцовывается - форсунка разборке не подлежит. Клапан (диаметр тарелки 1,8 мм, стержня 0,7 мм) открывается по достижении определенного давления топлива - здесь для систем впрыска "К-Джетроник" различных марок ав ­ томобилей установлен тот или иной диапазон рабочих давлений, создаваемых топливным насосом. Например: 4,7... 5,4 кгс / с м2 ; 5,4...6,2 кгс/см 2и так далее. Для каждого ди ­ апазона рабочих давлений подбирается своя форсунка. Заметьте, этот параметр зависит от предварительного сжатия пружины клапана, а оно - от толщины регулировочной опорной шайбы 9 пружины (см. рис. 1). На форсунку надето резиновое кольцо 2, и она запрессована в латунный держатель 8 (рис. 2), ввернутый в головку блока цилиндров. Для этого в держателе предусмотрен шестигранник S13. На держатель надета ("защелкнута") пластмассовая втулка 7, внутри которой организуется поток воздуха вдоль оси форсунки на режимах холостого хода и близких к нему. Воздух из канала головки блока подается к двум сверлениям диаметром 3 мм в держателе. Поскольку отбор воздуха организован выше дроссельной заслонки, на холостом ходу (когда заслонка закрыта и давление перед ней выше, чем во впускном канале перед кла-паном), подаваемый внутрь нако ­ нечника воздух обеспечивает нормальную работу форсунки. Надо иметь в виду, что наличие шестигранника S13 внутри держа ­ теля не означает, что его нужно очень сильно затягивать! Такая по ­ пытка наверняка закончится поломкой пластмассовой втулки, крепежный поясок которой вместе с резиновой прокладкой6зажимается между торцом держателя и головкой блока цилиндров. Уппотнительное кольцо 4 надежно удерживает форсунку в держателе, в то же время обеспечивая некоторую подвижность соединения - полезную, например, при монтаже. В некоторой степени это кольцо демпфирует вибрации форсунки и ее трубопровода. Но особенно важна роль этого кольца как уплотнителя, не по ­ зволяющего наружному воздуху проникать во впускной тракт двигателя. Признаки сильного износа (или разрыва) этого кольца - чрезмерная подвижность форсунки при проверке на ощупь, обеднение рабочей смеси в соответствующем цилиндре (определяется, например, по внешнему виду свечи - см. ЗР, 1995, № 1, стр. 52). Отметим, что обеднение может стать причиной затрудненного пуска мотора, потери мощности, перегрева. Резиновое кольцо после дли ­ тельной эксплуатации твердеет, утрачивает эластичность, что приводит к еще одной неприятности: форсунку с новым кольцом легко "защелкнуть" в держатель рукой, если же кольцо "задубеет", сделать это труднее. При серьезном ремонте двигателя, когда снята головка блока ци ­ линдров и извлечены клапаны, старые форсунки можно выбить из держателей с помощью молотка и подходящего стержня ("бородка"), после чего их, естественно, выбрасывают. Между тем, форсунку можно снять для любой, просто профилактической операции (очистки, мойки) - с о ­ вершенно без риска повредить, если обзавестись несложным приспособлением. Действие его показано на рис. 2 (детали - на рис. 3, 4 и 5). Надев на форсунку фасонную шайбу 3и опору 2, навертываем гай ­ ку 1 на резьбовой конец форсунки и таким образом извлекаем ее из держателя 8 - как правило, вместе с резиновым кольцом. Если кольцо осталось, его потом несложно удалить. Шайба 3 не позволяет форсунке проворачиваться заодно с гайкой 1. В случаях, когда при установке новой форсунки (или старой с новым уплотнительным кольцом) возникают затруднения, для ее запрессовки (ударом молотка) используйте гайку 1, навернутую на резьбу форсунки.I БАМПЕР МОЖНО "СВАРИТЬ"Современные пластмассовые бамперы хорошо поглощают энергию удара. Они, бесспорно, более безопасны, чем металлические, которые сейчас можно встретить разве что на старых автомобилях. Но вот беда: пластмассовые очень легко колются и трескаются от ударов. ВосстановитьРис. 4. ОпораsiFЧг .11.з.п •0.1Уже поврежденный бампер непросто. Его "берет" не всякий клей, а заклепки со временем ослабевают, кроме того , и то и другое оставляет не спишком эстетичный спед. Гораздо лучше отремонтировать бампер с помощью промышленного фена, появившегося в магазинах хозтоваров и стройматериалов. На фотографии показано, как это сделать. Поврежденное место осторожно (чтобы не расплавить!) нагревают, а за ­ тем металлическим предметом, н а ­ пример отверткой, как на фотографии, заглаживают. На трещину значительной длины можно для прочности наварить изнутри заплатку из пластмассы. Довольно часто на бамперах образуются глубокие вмятины, особенно на углах. Это следы неудачных попыток припарковаться. Такую вмятину нагревают изнутри бампера феном и аккуратно выдавливают, скажем, торцом ручки обычного молотка. Отремонтированное "горячим воздухом" место аккуратно зачищают шкуркой и подкрашивают в цвет. Этот метод ремонта особенно поможет владельцам иномарок: новые бамперы дороги, а приобрести подержанный не всегда удается. Да и владельцев переднеприводных "москвичей", ВАЗов и "таврий" применение фена также избавит от покупки нового бампера. Михаил ГОРБАЧЕВ Фото автораЗА РУЛЕМ 8/96 121