jmAW*AW*Шкh-, j _» JI ;-.»•. а. я и / ^ i_.it «•*;»*£* е.,- He зна-ай, проедете или нет, - по-волжски певуче протяКартинка из прошлого : п ше нул нижегородский гаишник. - Есть там мост через ручей, ничное поле, по которому все дальше и дальше вглубь идут нет ли...Д ело было к вечеру. Из Москвы выехали по утренней заре, чтобы дотемна добраться до места, но, миновав Пет ушки , встали: поломка. Случись такое лет пять (что пять - два-три!) назад - пиши пропало. Ловить буксир, тащиться доближайшейстанции техобслуживания, искать, переплачивая, н ужную деталь. А тут еще праздничный день, раннее утро... В общем , плакали наши денежки и поездка. Слава Богу, времена изменились. Правда, пришлось пару километров пешочком пробежаться, зато не впустую. К и оск автозапчастей в Петушках работал, десрицита товара не наблюдалось. Во всяком случае, коммутатор, так необходимый нам, нашелся. Неприятное происшествие получило счастливый конец. м ы , п онадеявшись на Атлас автомобильных дорог 1993 года издания, повернули, как потом выяснилось, раньше времени и оказались, если по карте судить, в точке, где пути вперед нет вообще . Не обозначен. О т Верхнего Талызина вНижегородской области до мордовского Большого Игнатова, а от него - до Ардатова, нашего пункта назначения, в атласе не нарисовано дажепунктира , означающего грунтовый проселок. Вот тут-то и сказал свои слова инспектор ГАИ . к олеи . М ашины едут прямо по золотистымколосьям , в миная их вжирнуюгрязь , поскольку дорога вдоль поля непроходима... Пока память воспроизводила нерадостные картины, а воображение рисовало еще более ужасные, наша машина по асфальту (!), пусть не везде хорошему, миновала Большое Игнатово и покатила дальше. С мыслью " в от сейчас кончится дорога " мы проскочили участки бетонки, бетонных плит, нового ровного асфальта и разбитого старого и - незаметно для себя ! оказались в Ардатове. Д а , М ордовия , ее дорогиизменились . П усть не вод н очасье , а за целое десяти летие, но это случилось - по республике теперь можно ездить! - Т ранспортная система Мордовии имеет свои осо б енности , - говорит заведующий отделом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства правительства республики Александр Шевляков . - Только юг и восток территории обеспечены железнойдорогой , авиация, из-за небольшой величины республики, невыгодна, а водноготранспортауМ ожет , услышь подобное в каком-нибудь другом месте, и внимания бы не обратили. Но вМордовии . . . Л учше было не вспоминать одорогах этой республики. Лет десять назад, например, из Большого Игнатова до Ардатова (оба Однако время было поте- р айцентры ! ) б ыло , к аквряно . Т олькоквечерумы песне поется , "только самоп роехалиНижний , п рибли летом можно долететь". А от зившись к цели - М ордовии . Ардатова до чувашского АлаН астроение было все мрач т ыря , что всего в десяти ки нее. И неспроста. Из-за нацилометрах, случалось, в дожд ональной "любви" к точности ливую погоду, и тракторы тои на федеральной магистрали нули вгрязи . Ч тоАлатырь ! информация не слишком досН есколькокилометровдо товерна. На областных же состанции нужно было преодориентируется разве что местлевать снеимовернымтру ный дока-автомобилист. Вот идом . И так - п очтивезде . 84 ЗА РУЛЕМ 8/96нас ивовсенет . П оэтомувсеперевозки - на авто транспорте. На 26 тысячахквадрат ных километров - 8957 килом етровдорог , из которых 5052 с твердым покрытием. К стати , более 4тысяч километров новых трасс построено за последнее десятилетие. Конечно, это не выглядит такэффектно , к ак если бы сказать: в республике пролож ены великолепные автобаиы, не уступающие западноевропейским. Н о суть происх одящего сегодня вроссий ской глубинке важнее и серьезнее даже строительства автобанов. Скоростные магистрали для европейца значат, м ожет быть, м еньше , чем узенькая , в две полосы движ ения , но с твердым покры тием дорога для жителей сел и райцентров нашей провинции. Ведь для них это - обретение прочной связи с внешним миром , появление совершенно новых возможностей. Д ороги преобразили ти хий Ардатов , ж изньвкото р ом , к азалосьраньше , зам ерла . Во всякомслучаедолгие годы на въезде в гор одок красовалась надпись : "число жителей - 8361 человек". Теперь ардатовцы ивнешне , и вдуше мало чем отличаются от обитателей столиц и мегаполисов: такая же одежда (барахолка прологическая цепочка, где инвецветает), такие же бананы- стор - заказчик - подрядчик ананасы на прилавке, те же в полной мере реализуют темы разговоров... свои задачи. Отшлифована - Автомобильная жизнь? сама система управления до- местный сотрудник милирожным хозяйством, его орции на секунду задумался. - ганизации получили налогоВот в праздник напьются, сявые льготы... дут за руль и катаются тудаПроехав по Мордовии сюда. И вся жизнь. более 200 километров, мы Да, дорожно-транспортмогли бы порадоваться здешные происшествия "по пьянним переменам в дорожном ке" в Мордовии - беда. Хотя строительстве. Если бы не само стремление "кататься" увидели магистральную допонятно: теперь это доставрогу общегосударственного ляет удовольствие. Из-за чезначения М-5, проходящую го, видимо, и еще одна "осочерез территорию республибенность" здешних дорог - ки. Магистраль, можно скаобилие знаков. Особенно позать, убийственна, даже в пулярен "Главная дорога". прямом смысле. На каждом Едешь-едешь по улочке Ариз сорока семи проходящих датова или, скажем, Атяшева по Мордовии километре ив начале, и в середине ее памятники погибшим в ДТП. видишь желтые квадраты в Узкая, с плохими обочинами, белом обрамлении. Пока почти без разметки, трасса вдруг метров через 30 после проходит прямо через насеочередного не обнаруживаленные пункты, не обходя ешь другой знак - "Уступите их. Самый крупный на этом дорогу". А может, просто соотрезке магистрали - Зубова четание желтого с белым Поляна. Пост ГАИ № 1 на приятно глазу здешних довъезде в город - "горячая рожных начальников? Но это точка". так, скорее забавная, чем до- Не бывает дня, чтобы на садная деталь. нашем участке не произошло Если же говорить серьезхотя бы мелкой аварии, - гоно, то дорожное строительстворит старший инспектор дово в Мордовии в числе прирожно-патрульной службы оритетных направлений. В Владимир Никулкин. - По прошлом году в территорисравнению с другими дорогаальный дорожный фонд было ми, которые мы патрулируем, собрано за счет всех видов эта - самая неблагополучная. налогов 78,8 миллиарда рубСлышал, правда, что должны лей плюс 35,2 миллиарда пореконструировать. лучено из федерального доКогда материал был готов рожного фонда. А за пять мек печати, пришло сообщение: сяцев года нынешнего в тервведен объезд на дороге М-5 риториальный поступило 52,7 у Зубовой Поляны. миллиарда, федеральный же Это, конечно, хорошо, выделил 38 миллиардов. Проно до идеала еще очень дагресс налицо! Если же учесть, леко. Если уж важнейшая что с апреля налог на пользофедеральная трасса такова... вателей автодорог вырос с Вот так всегда. Не было до2% до 2,8%, то становится рог совсем - плохо, появиочевидно: в нынешнем году лись - опять плохо, нужно, денег у дорожных строителей чтобы были ровнее, шире, прибавилось, значит, и маслучше. Хотя, наверное, в штаб работ будет больше. этом и есть залог развития. - В республике принята Кстати, и в правительстве программа совершенствоваМ ордовии , услышав нашу ния дорог на 1996-2000 гг. о птимистическую оценку За это время планируется дорожного строительства в увеличить сеть дорог на 600 республике, очень удивикилометров и, кроме того, лись. Они уже к нему привыеще на 3 километра за счет кли. К тому же, если сравнимостов, - сообщил Александр вать с Европой, стремиться Шевляков. - Это осуществиочень есть к чему... Елена ВАРШАВСКАЯ мо, поскольку уже создана"АВТОМАГИСТРАЛИ НЕ ОБЕЩАЕМ, НО..."Николай МЕРКУШКИН, глава Республики Мордовия Я родился, можно сказать, в самой мордовской глубинке, в селе Верхиссы Инсарского района. Поэтому что такое бездорожье, прочувствовал на себе. Действительно, долгие годы наша республика считалась чуть ли не символом отсталости и патриархальности. Как же это было обидно! Необыкновенно красивая природа: богатые леса, чистые озера, широкие, холмистые поля, где, кажется, паришь над землей. А какие в Мордовии прекрасные люди... Да, республика в основном аграрная, крупных промышленных центров два - Саранск и Рузаевка. Так что небольшое по численности население Мордовии (900 тысяч человек) рассредоточено по деревням и селам. Между многими из них еще совсем недавно вообще не было никакого сообщения, не считая разве что проселка. Во многом из-за этого и возникали экономические и социальные проблемы. И как заметно стал меняться облик Мордовии, когда началось активное дорожное строительство! Произошло это десять лет назад, когда республика получила возможность самостоятельно определять свой путь развития. В 1991 году здесь был пик строительства: сеть мордовских дорог увеличилась сразу на 850 километров! Конечно, сегодня дела в дорожном строительстве и содержании дорог обстоят не так, как хотелось бы. До сих пор, например, из 443 центральных усадеб хозяйств устойчивую дорожную сеть имеют лишь 68. И только здесь необходимо построить 452 километра дорог с твердым покрытием. А из внутриведомственных дорог твердое покрытие всего лишь у 10,6% - 246 километров из 2322! Кстати, проблемы дорожного комплекса нашли достойное отражение ив новой программе социальноэкономического развития Мордовии, утвержденной в декабре 1995 года федеральным правительством. Есть и программа совершенствования дорог в Мордовии на 1996-2000 гг. Она определяет одну из главных наших задач - обновить производственную базу комплекса. Ведь республике не повезло: на ее территории нет природных строительных материалов. Поэтому очень важно, чтобы один-единственный наш каменный карьер работал стабильно. Внедряем российско-испанскую установку по производству мостовых конструкций, наладили изготовление модифицированных битумов, в ближайшее время начнем осваивать гранулированные асфальтовые вяжущие. В общем, что в XXI век Мордовия въедет по скоростной автомагистрали не обещаем, но что она будет двигаться по нормальной, с твердым покрытием дороге - можно гарантировать. А иначе о каком вообще тогда движении может идти речь?ЗА РУЛЕМ 8 9685