ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬСравнивая показания моего спи дометра с показаниями этого прибора на автомобилях у знакомых, я заме тил, что при "моих" 90 км/ч те едут будто бы на 5-10 км/ч быстрее. В оз можно ли это и как проверить? Данная тема не раз затрагивалась в журнале (см., например, ЗР, 1993, № 6). Но многие водители по-прежнему переоценивают способность спидометра указывать точное значение скорости. На деле этот прибор - не более чем счетчик числа оборотов вторичного вала коробки передач, а значит ведущего колеса, отградуированный в "километрах в час". Поэтому даже простая замена штатных шин автомобиля другими, большего диаметра, приводит к изменению "приборной" скорости при той же фактической. Многие владельцы автомобилей ВАЗ, не задумываясь, покупают вместо шин Бл-85 шины М-190 (или наоборот). Но даже без измерений, на глаз видно, насколько окружность второй больше, чем первой. Ясно, что с шиной М-190 показания спидометра при той же фактической скорости станут меньше. Износ шин также сказывается на показаниях спидометра в сторону увеличения (окружность шины уменьшается). На автомобилях ВАЗ-2108, -2109 спидометр работает от привода колес, и здесь даже в случае изменения передаточного отношения главной пары показания его не меняются. Иная картина, например, на классических "Жигулях", где спидометр приводится от вторичного вала коробки передач. Допустим, вы по какой-то причине заменили редуктор заднего моста вместо главной пары с передаточным числом 4,2 поставили новый с числом 3,9. Теперь при том же числе оборотов вторичного вала (и той же приборной "скорости") ведущие колеса вращаются примерно на 7,5% быстрей. Значит, спидометр будет занижать скорость. Именно с учетом этого на разных моделях классических "Жигулей" установлен привод спидометра с различными передаточными числами. Истинное значение скорости может не соответствовать "приборному" из-за проскальзывания колес - от долей процента на чистом сухом асфальте до 100% при всем известном "буксовании" в грязи, снегу и так далее. Заметим попутно, что проскальзыванию даже на хорошем, сухом покрытии немало способствуют неисправные амортизаторы автомобиля. Наконец, сам спидометр - этот простейший прибор - тоже "не безгрешен". Допускаемая погрешность его, например, при скорости 100 км/ч составляет от -1 до +5 км/ч. Чаще всего поле допуска смещено в сторону более высоких скоростей - и многие автовладельцы с удовольствием отмечают, что их автомобили гораздо "быстроходней", чем указано в официальных заводских характеристиках. В известной степени такой "комплимент' водителю повышает безопасность движения, ибо действительная скорость ниже "приборной". В вашем случае могли проявиться вышеуказанные факторы.СТОКОНКУРС ЗНАТОКОВЖарким летним днем экипаж славной "Антилопы" в полном со ставе возвращался на свою станцию с делового совещания всо седнем городе. Генеральный ди ректор - Остап Бендер развивал перед своими заместителями новые идеи развития автосервиса, когда на дороге возникла фигура, молящая о помощи. Узнав старого знакомого, подпопьного мип лионера, недавно объявившегося в городе, Остап приказал остановиться. - Что спучилось на этот раз у юного автолюбителя Саши Корейко? - не без ехидства обратился он к смущенному бухгалтеру. - Не могу до участка доехать, двигатель перегревается, - к ак то виновато сообщил тот. - Пока работает на холостых оборотах, температура в норме, только по ехал, даю газ - стрепка в красную зону уходит, мотор плохо тянет. - Разрешите, - произнес техн ический директор СТО Адам Козлевич, открывая капот машины Корейко. Он пустил двигатель и, отметив, что температура в норме, стал осматривать моторный отсек. - Нажмите на газ и подержите немного, - обратился он к хозяину. - Кто здесь ковырялся? вдруг возмущенно воскликнул он. - Я, - испуганно ответип Ко рейко, - утром шланг, идущий к водяному насосу, поменял. - Купили,конечно,на рынке? - Да, мне сказали, что он лучше заводского. - Александр Иванович, - укоризненно сказал Остап, - я что-то не встречал на нашем рынке фи лантропов или дураков, продающих запчасти. За дешевизной по гнались? Корейко вместо ответа густо покраснел. Остап набрап в легкие воздуха, готовясь прочесть мораль, но его опередил Козлевич. - Шланг сюда не подходит, поставил он диагноз. - Диаметр не тот (1)? - предположил один из членов экипажа. - Длина не соответствует (2), сказал другой. - Материал не годится (3), высказался третий. - Конструкция неподходящая (4), - заключил последний. - Шланга запасного, конечно, ни у кого нет, поэтому придется обойтись подручными средствами. Сейчас найдем, что нужно, - о б надежил Адам Казимирович. Минут через двадцать работа была закончена. Теперь система охлаждения работала исправно, в чем убедились все присутствующие, провожая Корейко в путь. Какой ответ, уважаемые читатели, был верным? Тема предложена И. Тельных из Алтайского края. Для участия в конкурсе напишите на открытке (или на конверте) правильный, на ваш взгляд, ответ и отправьте ее в редакцию. Ответ на задачу в предыдущем номере Лучший в описанной ситуации способ добраться до цели - включить "печку" (ответ № 3). Предложение поливать радиатор водой (4) хорошо только тогда, когда через него идет охлаждающая жидкость. В данном же случае термостат закрыл этот путь. По той же причине бесполезно увеличивать обороты (2). Поливать же горячий двигатель водой (1) недопустимо - перегретые детали могут покоробиться и даже дать трещину.ЗА РУЛЕМ 8/96135