122
123
йоимийламиМЕНЯЕМ МАСЛОСЪЕМНЫЕ КОЛПАЧКИ НА "МЕРСЕДЕСЕ"Одна из наиболее вероятных причин повышенного расхода масла на мерседесовских двигателях, а также появления обильного сизого дыма из выхлопной трубы - это пришедшие в негодность маслосъемные колпачки (сальники) клапанов. Их замена не представляется сложной и весьма сходна с аналогичной операцией на привычных отечественных моторах. Тем не менее есть небольшие отличия и специфические тонкости. Незнание их может свести на нет ваши усилия или, что еще хуже, дать обратный результат. Об этом - материал Михаила ГОРБАЧЕВА. При замене следует обратить внимание на следующее. Выпускной клапан (его стержень толще впускного) не касается поршня, когда последний стоит в ВМТ. Отсюда трудности при его рассухаривании. Чтобы удержать клапан в закрытом положении, можно создать вци ­ линдре избыточное давление воздуха. Его нагнетают туда обычным компрессором, способным обеспечить давление 10 бар, через свечное отверстие. Для этого изготов-Начнем с двигателя М 114, который ставили на "мерседесах" W 115 с характерными вертикальными фарами, а также на модель W 123 с 1976 по 1980 год. Для этой операции необходимо изготовить специальное приспособление, (см. фото на стр. 119). Сделать его нетрудно своими силами (рис. 1-5). Сначала снимаем рокеры, поочередно надавливая на них приспособлением для рассухаривания клапанов. Очень важно, чтобы поршень данного цилиндра не находился в ВМТ. Проворачиваем коленчатый вал специальным ключом только по часовой стрелке. Похоже расположены (и демонтируются) рокеры клапанов на моторах М 116 иМ 123. А вот на более современных двигателях М 102 иМ 103, где рокеры крепятся к корпусу распредвала отдельно друг от друга (по паре на каждый цилиндр), необходимо отвернуть по четыре болта крепления каждой пары кго ­ ловке блока торцевым ключом "на 13". В гнезда болтов при рассухаривании ввертывают специальный болт-"ушко", показанный на рис. 5.аб / 4 от в. S Eляют специальный штуцер со свечной резьбой или к корпусу старой свечи приваривают подходящую трубку и надевают на нее шланг компрессора. Давление воздуха, подаваемого в цилиндр, провернет коленвал в такое положение, когда поршень окажется в нижней мертвой точке и оба клапана закроются. Сжатый воздух надежно удержит их в этом положении. Однако если вдруг давление в воздушном шланге ослабнет или исчезнет, произойдет непоправимое: клапан провалится в цилиндр. Достать его/в '___РА__*, 30t- Место сгиба пластины "пропеллером" под углом 90 °' _ _ #1515 300Рис. 1. Рукоятка приспособления.- Загнуть усы "подковой" _1В...20Рис.2. Ножка.Рассухаривание клапанов на моторе М102.оттуда можно, только сняв головку блока. Будьте внимательны! Другой способ требует натренированных рук: под выпускной клапан через свечное отверстие вводится поддержка (например, отвертка), а лучше - специально изготовленный штырь, изогнутый на конце. Понятно, что поршень при этом должен находиться в ВМТ. Эта "поддержка", попав между поршнем и клапаном, даст возможность рассухарить последний. При рассухаривании удобно пользоваться магнитом на гибком шланге, при засухаривании поможет медицинский пинцет. Замена маслосъемных колпачков на шестицилиндровом моторе М110 - операция посложнее. В Германии в фирменном автосерви-122ЗА РУЛЕМ 8/96 S3020_//Сваркасо^_/Рис.4. Болт крепления ножки и крюка (2 шт.)._±8_/^*_•"^ШПиИШимиипи-се на нее отпускают два рабочих дня по восемь часов каждый и стоит она весьма дорого. Дело в том, что доступ к маслосъемным кол ­ п ачкамздесь сильно затруднен : приходится демонтировать оба распредвала. Необходимо помнить, что их корпус - это верхняя часть го ­ ловки блока. Отсюда - особое вни ­ мание болтам головки блока: те из них, которые не фиксируют корпус распредвалов, ослаблять или выво-Рис. 5. Болт-ушко"W 201 , W 124), а также на моторах М 103, имеющих шесть цилиндров (устанавливаются с 1985 года на модели W 126, W 201, W 124), з а ­ мена маслосъемных колпачков не вызывает особых трудностей: поршень в ВМТ хорошо "держит" к ла ­ пан и доступ к клапанным пружи ­ нам прост. Наличие всего одноймасло в камеру сгорания льется рекой. Перед установкой внима ­ тельно осмотрите сальники: на тех, что предназначены для впускных клапанов , сделана ступенька на верхнейчасти , а отверстие под стержень клапана меньше диаметром, чем для выпускных, верхняя часть которых гладкая. Для моторовМ 103 иМ 102 сальники могут быть коричневого или черного цвета, причем впускные и выпускные как одного, так ираз ­ ных цветов. Это и объясняет ошибку, которую невольно совершает тот, кто, снимая, с кажем , черный колпачок с выпускного клапана, б е ­ рет из нового комплекта тоже чер ­ ный и уверенно ставит его на то же место. На самом деле это может быть колпачок для впускного клапана. Для моторов М 110 более поздних модификаций колпачки сделаны из фторопласта белого цвета. Чтобы их установить, надо пользоваться подходящей оправкой. Сальники других моторов - из резины, их сни ­ мают обычными пассатижами или поддевают отверткой, а монтируют без оправки, осторожно надавливая пальцами, пока колпачок не встанет на нужное место. После установки новых маслосъемных колпачков желательно за ­ менить замасленные и покрытые на ­ гаром свечи, а также прокладку клапанной крышки. На моторах, которые не имеют гидрокомпенсаторов кла ­ панных зазоров, необходимо отрегулировать клапаны. Зазоры у выпускных клапанов - 0,25 мм, а у впускных - 0,10 мм. Регулировку производят на холодном двигателе, после чего в двигатель обязательно надо долить масло, так как из-за повышенного расхода его уровень наверняка станет ниже нормы. Уровень масла на мерседесовских двигателях проверяют на выключенном моторе. После его остановки необходимо подож ­ дать несколько минут, пока масло стечет в поддон картера двигателя.Регулировка тепловых зазоров на моторе М110.рачивать ни в коем случае нельзя. При снятом корпусе распред ­ валов сальники клапанов заменить несложно. Для рассухаривания можно использовать то же приспособление, что и для мотора М 114, показанное на нижнем фото. Следует учесть одно обстоя ­ тельство: на моторах ранних выпусков, например, устанавливаемых на кузовах W 116, W 123, выпускной клапанбольшегодиаметра , чем впускной, а на тех, что предназначены для кузова W 126, они чаще всего одного диаметра. В ы ­ яснить эту особенность можно по номеру двигателя, сверяясь по ка ­ талогу запасных частей при покуп ­ ке маслосъемных колпачков. Снимая клапанную пружину, всегда убеждайтесь в том, что на ­ п равляющаявтулкаклапана не ослабла в своем посадочном мес ­ те. Изношенная втулка может служить причиной сильного дымления двигателя и высокого расхода масла. Это особенно часто происходит на старых моторах, о кото ­ рых шла речь выше. На четырехцилиндровом М 102 ( 1 980 - 1 993гг . , м оделиW 123,пружины на каждом клапане об ­ легчает операцию. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, здесь часто совершают ошибки . Самая распространенная из них, когда пу ­ тают местами впускной и выпускной колпачки. Между тем диаметр отверстия у них разный - у выпускного больше, поэтому когда сальник для выпускного клапана ставят на втулку впускного, то ни о каком уплотнении не может быть и речи:Приспособления для рассухаривания клапанов (внизуболт-ушко").ЗА РУЛЕМ 8/96 123