10
11
Фирма "Бриджстоун" достаточно молодое предприятие этого профиля. Тем не менее в этом году ей исполняется 65 лет. Основал ее Шочиро Ишибаши. Руководимое им шинное производство на острове Кюсю стало быстро развиваться, и, видимо, подумывая о внешних рынках, хозяин решил перевести свою фамилию на английский - получилось "Стоунбридж". В результате новое название фирмы оказалось вполне интернациональным и понятным во всех частях света: "Bridgestone" - каменный мост. Успехи той или иной компании принято связывать с именем того, кто ее возглавлял или возглавляет. Так вот, в 1962 году, когда ее нынешний президент, а тогда выпускник экономического факультета университета в Киото, Ёичиро Каидзаки был принят на работу в "Бриджстоун", компания занимала уже достойное место в экономике Японии. Лидер по производству и продажам шин (10 миллионов в 1953 году) давно освоил и смежные отрасли - химическую, резинотехническую (известные в мире мячи для гольфа с маркой "Бриджстоун" появились еще в 1935 году). Будущий президент начал карьеру не с шинного, а с химического и промышленного отделений. Впрочем, к этому мы еще вернемся.Президент промышленности - то, что принято называть "Бриджстоуна" "японским экономическим чудом", естественг-н Ёичиро Каидзаки. но, захватил и "Бриджстоун". Являясь однимСтремительный рывок всей японскойиз лидеров японской индустрии, фирма со второй половины шестидесятых начала активное наступление на внешний рынок, стре-JlUUUESTOIIEНа российский рынок со своими изделиями и товарами выходит японская фирма "Бриджстоун" одна из трех крупнейших в мире производителей автомобильных шин. О ней и ее президенте Ёичиро Каидзаки рассказывает Антон ЧУЙКИН.мясь экспортировать не только товары, но и производство. В 1965 году заработал новый завод резинотехнической продукции в Малайзии, а в 1967-м появилась дочерняя фирма в США "Бриджстоун Америка". Об этом стоит сказать подробней. Штаты - очень большой, емкий рынок, и неспроста туда рвутся все крупные японские производители. Наиболее удобный путь проникновения - либо создание совместного предприятия, либо покупка местной компании. По второму пути пошел и "Бриджстоун", купив американскую фирму "Файрстоун". Кстати, сходное звучание двух названий - случайное совпадение: "американец" значительно старше японского "однофамильца". В 1983 году "Бриджстоун" покупает шинный завод "Файрстоуна" в Нашвилле, штат Теннесси, а уже через пять лет в руках японцев оказывается вся фирма - на тот момент второй крупнейший производитель шин в США. В 1989 году все операции "Бриджстоуна" в Северной Америке (в первую очередь производство шин) объединены и переданы под начало новому филиалу "Бриджстоун-Файрстоун, Инк" с местом пребывания в Нашвилле. Понятное дело, хорошо работающие, прибыльные компании не продают. К моменту продажи "Файрстоун", оставаясь крупным производителем, потерял тем не менее в технологии, качестве изделий и, как следствие, в продажах шин. Случилось это не вдруг: из-за проблем с высокоскоростными покрышками фирма покинула престижнейшие гонки "Индикар" еще в 1974 году. В Америке это много что значит. Для японских производителей, отличающихся чрезвычайно высоким качеством своих изделий, ронять престиж, объединившись с фирмой, медленно идущей ко дну, вроде бы не к лицу. В то же время только такое пред-HAElOJLWr што~гш приятие и можно купить по сходной цене. Тут самое время вернуться к нынешнему президенту "Бриджстоуна". Экономист и менеджер Ё. Каидзаки довольно быстро поднимался по служебной лестнице: в 1990 году он уже занял пост старшего вице-президента отдела химической и промышленной продукции "Бриджстоун", стал членом высшего звена руководства - получил место в правлении, в совете директоров фирмы. Чтобы вывести "Файрстоун" из кризисной ситуации (а она четко обозначилась к 1991 году), его главой назначили Ёичиро Каидзаки. Так на тридцатом году службы в фирме он впервые столкнулся с производством шин. Прибыв в Нашвилл, новый исполнительный директор заявил о себе как об очень жестком руководителе. Он видоизменил структуру и самой фирмы, и ее управления, разделив всю деятельность филиала на несколько направлений: производство шин, продажи на внутреннем рынке, экспорт и т.д. За каждое отвечал один менеджер.с весьма большими полномочиями и соответствующей большой ответственностью. Через пару лет положение фирмы выправилось. Строгая линия Каидзаки оправдала себя (любопытная деталь: свои методы он внедрял в Америке.., не зная английского!). В марте 1993 года Ёичиро Каидзаки был избран президентом корпорации "Бриджстоун". К слову, президент избирается здесь общим собранием акционеров по рекомендации ведущих менеджеров фирмы. Срок полномочий - два года, больше чем два срока президент на своем посту находиться не может. Каидзаки-сан завершает свой второй президентский срок, впрочем, для "Бриджстоуна" это, скорее, правило, чем исключение. А вот по возрасту вступления в должность - 60 лет - Ё. Каидзаки по японским меркам сравнительно молодой президенткорпорации. С чем же приходит он к завершению своего президентства? На несколько заданных ему "За рулем" вопросов президент ответил достаточно полно. - Представьте, пожалуйста, свою компанию российским читателям. - Согласно данным, опубликованным в журнале "Тайр Бизнес" ("Шинная промышленность"), в 1994 году "Бриджстоун" обогнал ближайшего соперника "Мишлен" по продажам шин. На мировом рынке нам принадлежит 19,1%, "Мишлену"-19%, "Гудьиру" -16,4%. - Есть ли какой-нибудь девиз у вашей компании, который выражает смысл, сущность ее деятельности? - Да, еще в 1968 году было провозглашено: "Мы служим обществу, производя продукцию наивысшего качества". - А как это может сработать в России? - Мы видим здесь два направления, на которых намерены сконцентрировать свои усилия. Во-первых, наш девиз относится соб-- Ну а каковы ваши ближайшие планы в масштабах всей фирмы? - Сейчас наша доля в продаже шин примерно 19%. Следующая цель - добиться 20% - и это, если учитывать объем мирового производства, очень много. Во всяком случае, для нас очень важно достичь этого показателя. Мы идем к нему под еще одним девизом - "Глобал-20". Если это удастся, на что я искренне надеюсь, "Бриджстоун" достигнет 20% продаж в 2000 году. - И последний вопрос. Многие компании так или иначе участвуют в автомобильных гонках, поддерживают спорт и таким образом эффективно рекламируют свою продукцию. Каково ваше отношение к этому? - Вообще, наша фирма уважительно относится к спорту. Мы не только выпускаем Ассортимент шин всех типов и размеров, предлагаемых "Бриджстоуном", охватывает легковые автомобили, джипы, микроавтобусы, автобусы, грузовики, самосвалы, карьерный транспорт.ственно к шинам - их конструкции, технологии производства. В частности, для России, если говорить конкретно, мы, наряду с традиционной продукцией, начинаем поставки наших лучших зимних шин, уже испытанных в США, Европе, причем, учитывая климатические особенности вашей страны, мы предложим и шипованные, и нешипованные варианты покрышек. Во-вторых, девиз компании мы распространяем и на нашу торговую деятельность, организуя в России фирменный сервис. Для этого мы планируем создать разветвленную дилерскую сеть, дабы каждый покупатель во многих регионах страны мог познакомиться с нашими шинами. - Нет ли в планах компании поставок покрышек на конвейеры автозаводов или организации производства шин в России? - Развивающийся российский рынок для "Бриджстоуна" весьма перспективен, и мы заинтересованы в этом, но пока можно говорить лишь о планах на будущее. С недавних пор шины "Файрстоун" вновь победно покатили по кольцевым трассам.всевозможные спорттовары (например, для гольфа и тенниса), но ис 1968 года проводим широко известный турнир по гольфу "Бриджстоун оупен". Когда я возглавил американское отделение "Бриджстоун-Файрстоун, Инк", одной из моих целей стало вернуть шины "Файрстоун" в гонки "Индикар". Сейчас престиж марки снова высок, и с 1995 года покрышки с ее фирменным знаком вновь покатились по трассам "Инди". Кстати, в этом году первые шесть гонок были выиграны на "Файрстоуне". Ну и, пожалуй, наше главное достижение - "Бриджстоун" выходит на гонки формулы 1. Начиная с сезона 1998 года, некоторые болиды будут обуты в наши шины. В заключение президент корпорации "Бриджстоун" Ёичиро Каидзаки передал пожелание всем читателям "За рулем": "Я желаю вам процветания и хорошего здоровья. Надеюсь, вы сможете на личном опыте убедиться в высоком качестве продукции "Бриджстоун", основанном на использовании передовой технологии. Уверенной вам езды!"ЗА РУЛЕМ 8/9611