маслом проверяем легкость вращения вилок: момент поворота не должен превышать 0,2 кгс-м. При тугом вращении можно слегка ударить молотком (через проставку из мягкого металла) в основание проушины напротив "тугого" подшипника. Подобным же образом производится разборка "жигулевского" карданного шарнира с помощью струбцины, показанной на рис. 3. Вынув стопорные кольца подшипников, вводим шарнир в струбцину. Затем ввертываем в верхнюю резьбовую втулку струбцины винт и выпрессовываем верхний подшипник. При этом нижний также будет перемещаться вниз вместе с крестовиной. Как только верхний подшипник выйдет из проушины, снимаем его с шипа крестовины и вынимаем вторую вилку с крестовиной из нижнего подшипника и из струбцины. Корпус нижнего j подшипника выпрессовывается внутрь вилки. Аналогично поступаем со второй парой подшипников. А вот со сборкой крестовины могут возникнуть сложности. Дело в том, что иглы в корпусах подшипников удерживаются только на смазке. Поэтому тисками не обойтись, съемник (струбцина) уже необходим. Итак, вилку, в проушину которой запрессовывается подшипник, вместе с крестовиной устанавливаем в струбцину. В верхнюю резьбовую втулку ввертываем винт с отверстием под вороток, а в нижнюю - подставку (упор) со шлицем под отвертку. Подставкой для нижней проушины вилки служит нижняя резьбовая втулка струбцины. Запрессовываем подшипники винтом 4 при постепенном опускании упора 3. После сборки желательно установить стопорные кольца подшипников в те же канавки, где они находились. Иногда, впрочем, автолюбители стараются подобрать более толстые кольца (максимальный размер - 1,62 мм, минимальный - 1,53 мм), хотя большой необходимости в этом нет: суммарный осевой зазор при установке самых тонких колец вместо самых толстых составит не более 0,2 мм. Любая забоина в канавке, а также грязь и ржавчина уменьшают зазор на соизмеримую величину. Если кольцо не село в канавку, следует | простучать его через бородок, а затем нанести несколько ударов молотком с пластмассовым бойком (или через проставку из мягкого металла) по вилкам, чтобы подшипники слегка сдвинулись и уперлись в стопорные кольца. О выходе кольца из канавки свидетельствует гудение шарнира, так как осевое перемещение крестовины резко увеличивается. Вышедшее из канавки стопорное кольцо сажают на место или заменяют новым без разборки шарнира.128 ЗА РУЛЕМ 8/96йоимибтламиПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА "CAR MECHANICS"КАК КОЛЕСО СТАЛО "ПЯТЫМ"Не пришлась по душе владельцу "Ситроена-СХ25" замена традиционных покрышек 195x70x14 на низкопрофильные с литыми дисками 6j. Машина на дороге стала "жесткой", а главное - прибавилось шума в салоне. Но, быть может, кому-то это не помешает? Для них сообщаем, что никаких иных поспедствий, кроме названных, замена дисков и шин не принесет. довала замена суппорта, причем направляющие пальцы были тщательно смазаны. Дело как будто наладилось, но не совсем: машина реагировала на тормоз по-прежнему неохотно. Что ж, вероятно, такие "мастера" попались владельцу машины: проверяя состояние тормозов, они не обратили внимания на свободный ход педали - зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра. Между тем, если зазор отсутствует, тормоза будут постоянно слегка "включены", что вызовет не только быстрый износ тормозных дисков, но и деформацию их от перегрева. Не исключены и другие неисправности: пришли в негодность резиновые манжеты и уплотнения поршней главного цилиндра, корродировало зеркало его внутренней поверхности, из-за чего детали потеряли подвижность. Нелишне было бы также заменить тормозную жидкость и прокачать систему: "по науке" тормозная жидкость подлежит замене через два года эксплуатации, "Опелю" же пошел восьмой год. Словом, было над чем подумать, чтобы восстановить эффективность тормозов.ПОЧЕМУ НЕ ЗАВОДИЛСЯ "ФОРД"1,6-литровый дизельный двигатель "Форда-Фиеста" однажды утром наотрез отказался заводиться. Контрольная лампа свечей накаливания работала нормально, реле, как и положено, щелкало при ее выключении. Однако водителю показалось, что лампочка стала го реть чуть дольше, чем обычно. Проверил электрическую цепь каждой свечи. Все было в порядке, но подкпюченный к плюсовому выводу реле амперметр показал менее 9 ампер (при необходимых 12). Выяснилось, что сразу две свечи накаливания вышли из строя, и их пришлось заменить.КУДА УХОДИТ ВОДА?2,3-литровый универсал "ФордСьерра" 1984 года неожиданно начал "терять" охлаждающую жидкость - примерно два питра на 100-120 километров пути. Никаких заметных мест утечки визуально обнаружено не было, а замена радиатора и термостата ни к чему не привела. Датчик температуры жидкости показывал полную норму. Где искать причину? Если нет сомнений в показаниях приборов, причина очевидна: жидкость попадает в цилиндры двигателя сквозь пробитую прокладку го ловки блока. Проверить это можно с помощью газоанализатора, взяв пробу над открытой крышкой горячего радиатора. Если прибор покажет наличие гидрокарбонатов, значит, замены прокладки не избежать. Проверить это можно и проще: вывернуть все свечи и через свечные отверстия подавать по очереди в каждый цилиндр сжатый воздух. Выход воздуха в соседний цилиндр (характерное шипение) или в систему охлаждения (пузырьки в расширительном бачке) также укажет на то, что прокладка повреждена."ОПЕЛЬ": ПРОБЛЕМЫ С ТОРМОЗАМИУниверсал "Опель-Омега" 1989 года внезапно стал тормозить неровно и довольно вяло. Озабоченный владелец показал машину мастерам, и те с готовностью заменили порядком изношенные и деформированные тормозные диски передних колес. Но не прошло и месяца, как водитель опять почувствовал вибрацию, а главное - неэффективность тормозов. Снова обращение на сервис - и снова замена дисков. Когда это повторилось в третий раз, хозяин машины задумался всерьез и решил на ощупь проверить состояние дисков. Оказалось: даже после короткой поездки они были раскалены чуть не докрасна. "Заедает суппорт, и колодки трутся о диск постоянно", - предположил владелец "Опеля" и поделился своей догадкой с мастерами. После