116
п_•_• i(воимийламиРИШПОРИВАЕМ "МОСКВИЧ"И вновь мы возвращаемся к теме форсировки уфимского двигателя "Москвича". Предыдущая публикация (ЗР, 1996, № 5) была посвящена возможным путям увеличения рабочего объема и другим его доработкам. Как их реализовать на конкретном, "живом" автомобиле, перейти от теории к практике рассказывает инженер Владимир БУЗИНОВ на примере собственного автомобиля, который одним из первых подвергся форсировке.ля, то есть с большей камерой сгорания и детали к ним, приходилось сохранять без завихрителей во впускных каналах. На прежний диаметр цилиндров (двигателей АЗЛК подобный мотор существовал в двух УЗАМ-412 и -331.10) - 82 мм. вариантах - экономичном, с головкой Зато ход поршня можно реализовать двигателя 331.10, оснащенной завихритемаксимально возможный, увеличив его с лями, и мощностном, с экспериментальной 70 до 85 мм. Большим его сделать головкой блока (гладкие впускные каналы, нельзя - вал с таким кривошипом как на модели -412). В эксплуатации экопросто не поместится в блок циномия топлива, возможно, и не почувствулиндров. Да и угол отклонения ется, зато вариант без завихрителей обесшатуна получается таким, что печивает лучшее наполнение цилиндров ударные нагрузки при перекладке (двигателю как бы "открывают дыхание"). поршня превышают допустимые. Технология производства поршней Не собираюсь приписывать сепозволяет подбирать нужную степень сжабе славу конструктора-двигателития (в зависимости от моделей головки ста. Мотор с такой геометрией блока, в которых объем камеры сгорания (82x85 мм) - детище инженеров менялся за годы выпуска от 69 до 77 см3). АЗЛК. К 1991 году двигатель объеОптимальная степень сжатия для нынешмом 1,8 л, развитие полуторалитнего бензина АИ-91, АИ-92, определенрового УЗАМ-331.10, был не ная, если можно так выразиться, практитолько спроектирован, но и испычески - эмпирическим путем - 9,1 ...9,2. тан, получив обозначения -3312 и "Кованые" (полученные изотермической штамповкой) поршни Систему зажигания на моем "Москви-3313. Дальнейшая его судьба нече" не трогали. Но если вас не устраивает завидна - в то время уфимский заштатное контактное, есть несколько альвод не нашел возможности делать Не вдаваясь в подробности, скажу, что тернатив. Бесконтактную систему, адапоригинальные поршни и коленвалы. А мог созданное при МАМИ научно-производсттированную к уфимскому мотору, предлабы получиться неплохой агрегат - на испывенное предприятие "Автотехнология" спогает Московский завод автотракторного таниях он выдавал 83...86 л. с. (на 12-19% собно изготовить поршень любой конфигуэлектрооборудования. О некоем гибриде больше прародителя) и 140 Н-м (рост 30%). рации, и при этом - благодаря методу изоконтактной и бесконтактной систем журНо для того, чтобы самим делать потермической штамповки - легче и прочнее нал рассказывал в январском номере за добный мотор из серийного, у нас был лишь сделанного обычными, широко применяе1995 год, а о микропроцессорной системе поршень (несколько отличающийся от мыми литьем и механической обработкой. (МПСЗ) - годом раньше. Правда, МПСЗ предложенного АЗЛК) и не хватало недоПервыми это оценили спортсмены, а за рогого коленвала с радиусом криними и некоторые владельцы "москвичей". вошипа 42,5 мм. Чтобы решить эту Увеличивать рабочий объем мотора проблему, пришлось взяться за изможно, увеличивая либо ход поршня, либо готовление вала самим. диаметр цилиндра, либо и то, и другое сраМой "Москвич" стал подопытзу. Пользоваться всеми тремя способами ным кроликом - его двигатель взяли может позволить себе только "профильдля отработки технологии. Вот что в ный" завод, а небольшому предприятию и конечном итоге получилось. Поруж тем более одному человеку остается шень вы видите на снимке. "Колено" лишь единственное - "играть" ходом отличается от штатного не только поршня. Для этого требуются новые коленрадиусом кривошипа, но и материачатый вал и поршни. Если же увеличивать лом - вместо стали мы используем диаметр цилиндров, нужны поршни, кольца высокопрочный чугун ВЧ-70. Испы(отечественных подходящего размера тогтания на АЗЛК показали, что такая да не было), гильзы, возможно, блок циТак разместился на двигателе карбюратор ДААЗ-21073 с замена вполне допустима. линдров плюс еще механическая обработГоловку блока цилиндров не "вазовским" воздушным фильтром. Обратите внимание, что ка - расточка. Получается накладно. изменяли, хотя нынешним своим приводы дроссельной и воздушной заслонок расположены Поэтому, пока УЗАМ не освоил в 1994 клиентам рекомендуем таковую от спереди (у "Озона" - сзади) и требуют специальных тросиков. году моторы большего рабочего объема и "четыреста двенадцатого" двигате116 ЗА РУЛЕМ 8/96Четыре года назад на своем "Москвиче-21412" я увеличил рабочий объем двигателя до 1,8 л. Желание сделать "сорок первый" помощнее понятно, наверно, большинству его владельцев. Но осуществить это доступно было далеко не всем, по крайней мере до недавнего времени, когда УЗАМ расширил гамму моторов и стал выпускать комплекты деталей для увеличения рабочего объема. Но ведь не сошелся свет клином на одном лишь моторном заводе, в конце концов, поршни и коленвапы умеют делать не только там. Например, моя родная кафедра в МАМИ "Технология машиностроения" накопила немалый опыт в этом деле.