49
50
Приборная панель аскетична, но информативна и хорошо читается. Со стороны салона двигатель закрыт съемным кожухом.У жезнакомые нашим автомобилистам словацкие шин ы - М атадор " (ЗР. 1996. № 4) т еперьбудутделатьив России. П роизводство хорошо зарекомендовавших себя покрышек для легко ­ вых автомобилейорганизо ­ вано вОмске . На торжест ­ венном пуске предприятия побывал наш корреспон ­ дент Вячеслав СУББОТИН. Флаги, красная ленточка, шампанское. А какие гости! Послы двух стран - Словакии в России и России в Словакии, мэры словацкого Пухова и нашего Омска, ну и. конечно, учредители нового предп риятияв лице руководите ­ лей "ЮКОС-Сибирь", "Матадор-Пухов" и Омского шинног о . Речи, п риветствия . Словом, торжество! Разумеется, у этого события, значение которого, несомненно, тянет не на отраслев ой , а на российский масштаб, была свояпредысто ­ рия. Началась она зимой девяносто пятого, когда, встретившись, представители двух шинных предприятий подписали так называемый договор о намерениях. Сведущие люди хорошознают цену этим "намерениям". Сотни, тысячи их так и остались на бумаге за ними не было ни реальных инвестиций, ни настойчивого желания браться за дело. К счастью, здесь этого не случилось: интересы обеих сторон подталкивали к совместным активным действиям. О мский завод делал шины для легковыхавтомоби ­ лей, правда, в очень небольших количествах - не хватало мощностей, да и опыта в этом секторе производства было маловато. Омичи всегда славились " г рузовыми " покрышками, огромными объемами их выпуска. Но когда на сме-К тяговитому "атмосферному" дизелю "Андория" можно подобраться и спереди из моторного отсека. бороться за покупателя не только качеством, но и ассортиментом. Поэтому вскоре появятся модификации "Люблина" с турбодизелем, пятиступенчатой коробкой передач, двускатным задним мостом повышенной грузоподъемности, длиннобазные и другие. Юрий НЕЧЕТОВ Фото Сергея Иванова Достоинства и недостатки в двух словах Тяговитый эластичный дизель. Просторная кабина. Отличный обзор. Высокая экономичность. Нечеткое включение коробки передач. Высокое расположение педалей.Техническая характеристика "Люблин-БелАЗ-3372" с кузовом "фургон" Общие данные: число мест - 3; снаряженная масса - 1800 кг; полная масса - 2900 кг; максимальная скорость с полной погрузкой - 110 км/ч; время разгона до 80 км/ч с полной нагрузкой - 35 с; средний расход топлива - 11 л/100 км; запас топлива - 100 л. Размеры, мм: длина - 4950, ширина - 2260, высота 2715; погрузочная высота - 940; габарит фургона - 2875x2010x1735; колея колес передних/задних 1620/1620; дорожный просвет - 170; радиус поворота - 5000. Двигатель - рядный 4-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения "Андория 4С90/А5"; расположение на шасси продольное; рабочий объем - 2417 см3 ; степень сжатия - 20,6; мощность - 51,5 кВт/70 л. с. при 4200 об/мин. Трансмиссия: привод на задние колеса; коробка передач механическая 4-ступенчатая; передаточные числа: I - 3,753; II - 2,372; 111-1,482; IV - 1,0; з.х. - 3,753; главная передача - 4,56. Подвеска: передняя и задняя - зависимые, на полуэллиптических рессорах, передняя - со стабилизатором поперечной устойчивости. Тормоза: передние и задние - гидравлические, двухконтурные, барабанные, с вакуумным усилителем, приводимым в действие специальным вакуумным насосом на двигателе. Рулевое управление: винтовая пара, без усилителя, передаточное отношение 23,4. Шины: размерность - 185R-15С. ну плановым пришли рыночные отношения, выяснилось, что их продукция , тем более в таком количестве, просто не нужна . Замерли прессыи вулканизационные машины, опустели цеха, и в конце концов завод встал. Со временем у " О мскшины " п оявился новый хозяин - Сибирское отделение крупнойроссийской нефтяной компании "ЮКОС", которое приобрело контрольный пакет акций завода, а вместе с ним - и его проблемы. Возник хорошо знакомый сегодня на Руси вопрос: "что делать дальше?" Впрочем, такой же вопрос, но совсем по другому поводу возникиу словацких шинников , когда стало ясно : не хватит мощностей, ч тобы обеспечить, в первую очередь, российских заказчиков. Только на конвейер Волжского автозавода "Матадор" отправляет в год около полутора миллионовпокрышек примерно 40% объема своего производства . М ежду тем в мировой практике принято: на конвейер - не более 25%, а остальное - в торговлю. Иначе могутвозникнуть серьезные осложнения , если автозавод решит вдруг комплек ­ товать свои машины шинами другойфирмы . Перестроиться, поменять программу требует не тольковремени , но, конечно же, немалых вложений. Кроме того , поставлять шины в Россию ~ значит платить большие пошлины . Выход из этой ситуации напрашивался один - найти возм ожности для организации производствапокрышек на российской территории. П редставители "Матадора" побывали на всех наших шинных заводах ипришликвыводу : Омск лучше всего подходит для начала новогодела . В о - п ервых , о дин из крупных промышленных центров России, удачное географическое положение - недалеко от Казахстана и Узбекистана. Значит, будет и сырье, и рынок. Во-вторых, завод оорел состоятельного хозяина "ЮКОС-Сибирь" - значит, есть с кем серьезно вести дела. И в-третьих, на " О мскши не" оставались квалифицированные специалисты. Предложение "Матадора"ЗА РУЛЕМ а<96МР4, 165/80R13перпая модель шины сопредприятия "МатадорОмск".МР5, 165/70R13российский ПО риант с универсальным рисунком протектора.ттторганизовать совместное предприятие на базе шинного завода вполне устраивало и омичей. Новый ассортимент, современная технология , хорошее оборудование и приемлемые условия - 50-процентное участиевпроекте . До "Матадора" в Омске побывали представителидругих крупных зарубежных компаний - " К онтиненталя " , "Пирелли". Они тоже предлагали сотрудничество, но на крайне невыгодныхусловиях , полагая, что шинникамв Сибири деваться некуда и они будут согласны на все . В изитеры ошибались. Хотя дела, действительно, шли плохо, отказываться от предприятия здесь не собирались. Итак, уже весной 1995 года утвердилипланисроки подготовки производства. Как нельзя лучше помог делу визит премьер-министра России Черномырдинав Словак ию . Среди одобренных там документов оказался договор словацких и российских шинников, Той же весной появилось на свет российско-словацкое предприятие, названное "Матадор-Омск". В одном из заводских корпусов демонтировали более пяти лет бездействовавшее оборудование, разобрали бетонный пол (!) и начали, м ожно сказать, с нуля подготовкусовременного производства, п родукция ко-шин, у жеизвестныхроссия ­ нам - МР4, МР5, МР8, и планирует новую зимнюю МР55 "Сибирь". Все бескамерные, радиальные, с металлокордным брекером. Размеры самые ход овые : 165/70R13, 165/80R13, 175/70R13. К аждая из них нес колько изменена, лучше со ­ ответствует нашим условиям эксплуатации. В этом "Матадору" помогал наш московский НИИШП, хорошо знающий особенности отечественных автомобилей, капризы российского климата, т ребования российских автолюбителей. К примеру, в модели МР8 теперь два слоя в каркасе - для плохих дорог то, что надо. МР55 "Сибирь" - зимняя шина с шипами, с оригинальным составом резины - покрышка будет нормально работать даже в самую лютую стужу.М Р55 "Сибирь" - зимняя покрышка, разработанная специалистами завода в Пухове и НИИШП,(Москва).'*'"//>торого - п окрышки "МатадорО мск " д олжныотвечать таким же высоким требованиям, как ишины "Матадор" из Пухова. Т аковыусловия , в ы ­ текающие из международно ­ го сертификата (ISO 2002), полученного словацким предприятием. Ровно год продолжалось строительство, установка оборудования, отладка технол огическихпроцессов . Русские перенимали богатый опыт своих партнеров, строивших "под ключ " шинные заводы в Сирии, Турции, Бирме, Б олгарии . А словаки приноравливались кроссийским особ енностям . Нынче они точно знают истинныйсмысл слов "минуточку" и "после обеда". Тем не менее все, что было внесено в план, выполнялось в соответствии с графиком. Задержки, конечно, случались, но небольшие. Сегодня "Матадор-Омск" действующее предприятие, которое выпускает три моделиИспытания, проведенные вСловакииивРоссии (НИИШПе), подтвердили заявленные высокие характеристики шин совместного производства. Б удемнадеяться , ч тои наши автомобилистысмогут по достоинству оценить их. А пока "Матадор-Омск" наращивает деньотодняобъемывыпуска , ведет разработку новых легковых шин, планирует начать производствогрузовых . В общем, владельцы предприятия вкладывают капитал вперспективное дело с уверенностью в том, что оно даст хорошие плоды . Кстати говоря, "МатадорОмск", п ожалуй , самое круп ­ ное в России совместное производство после "Макдональдса" и "Пепси". Может быть, и автомобильным завод ам , к оторыеоказались на мели, стоит присмотреться комскому "Матадору" - он на верном пути! •