90
91
В популярных за рубежом 24-часовых кольцевых гонках нашим спортсменам довелось выступить один лишь раз, в далеком семьдесят первом, когда два "Москвича-412" добрались до финиша на бельгийской трассе "Спа-Франкоршам". И вот теперь, четверть века спустя, российский гонщик вышел на старт в состязаниях "24 часа Нюрбургринга" в Германии. Случай "людей посмотреть и себя показать" представился весьма неожиданно. Компания "Бурма Оил Гмбх", производитель автомобильных смазок с торговой маркой "Кастроль", в рамках традиционной 24-часовой гонки на "Нюрбургринге" организовала встречу спортсменов из бывшего соцлагеря, назвав ее довольно затейливо - "Национальный Кубок Кастроль. Центральная и Восточная Европа". Приглашение получили по одному гонщику из девяти стран: Болгарии, Венгрии, Польши, России, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии. Цвет нашего флага представлял известный российский кольцевик Виктор Козанков. Что же это такое, 24-часовые кольцевые гонки? Начнем с конца. Если оценивать результат с позиций участников, то выиграть марафон длиной в сутки весьма почетно, но и занять не очень высокое место совсем не зазорно. Один человек за рулем автомобиля все двадцать четыре часа просто не выдержит - такая гонка отнимает много сил. Машиной поочередно управляют несколько спортсменов, сменяя друг друга каждые два-три часа. Пока один на трассе - остальные отдыхают. Таким образом, победителем (или побежденным) становится бригада водителей и механиков, обслуживающих их автомобиль. Вот тут-то и кроется коварство "24 часов". Будь ты хоть самым быстрым и умелым 90 ЗА РУЛЕМ 8/96еаялйна трассе, если кого-то из напарников подвела техника или, что еще хуже, он разбил машину, о хорошем месте говорить не приходится. Но бывают исключения: начинающий гонщик, попав в компанию опытных коллег, при благоприятном стечении обстоятельств может оказаться на пьедестале почета. Отсюда ясно: шансы на успех выше у тех команд, где равные по силе классные водители, где самые умелые механики и самая надежная машина. Случайный набор даже очень именитых "звезд" отнюдь не гарантирует победного финиша. А вот оптимальное сочетание - большая редкость, оно приходит лишь к тем командам, которые ни год и ни два специализируются в 24-часовых гонках. Здесь, правда, требуется небольшое пояснение. "24 часа Нюрбургринга" проходят под эгидой АДАК - Общегерманского автомобильного клуба - организации, объединяющей несколько миллионов автомобилистов, и это накладывает свой отпечаток на характер соревнований. Они весьма демократичны по своему духу - проходят на легковых автомобилях, открыты для желающих, для свободного общения с участ-Участники розыгрыша "Кубка Кастроль" (крайний слева - Виктор Козанков). J&^Л&'_# _# M .ЮРБУРГРИНГЕниками, среди которых не столько "профи", сколько "крепкие любители" (многие стартуют здесь из года в год). Впрочем, к ним мы еще вернемся. А сейчас о приглашенных. Сразу скажем: от пилотов, "игравших" в зачет "Кубка Кастроль", высоких спортивных результатов ожидать было просто нельзя. Их разбросали по совершенно незнакомым командам, выступавшим на автомобилях разных моделей и уровня подготовки. В общем, как в лотерее: кому-то повезло, кому-то нет. Наш Виктор Козанков оказался четвертым в немецком экипаже, стартовавшем на "Пежо205GTi" (1600 см 3 , 118 л. с ) , который отвечал требованиям группы "N" (стандартные автомобили с небольшими переделками). Потенциальные же лидеры "24 часов" в абсолютном зачете делают ставку на машины класса "Супертуризм" и "Туризм": БМВ, "Опель", "Форд", "Вольво", "Фольксваген" и "Ауди". Трасса "24 часов Нюрбургринга" довольно длинная - больше двадцати пяти километров. Она включает участок Гран-при формулы 1и так называемую "Северную Петлю" - сложный отрезок, проложенный в лесном массиве с закрытыми поворотами, перепадами высот и трамплинами. Как уже было сказано, в этих соревнованиях участвуют как профессионалы, так и любители, заводские и клубные команды, но не только из Германии - из разных стран. Причем, если судить по "почерку" водителей, любителей заметно больше. Я познакомился с двумя экипажами на "ФИАТ-Чинквеченто". Это совместная команда ФИАТа и журнала тегорий "Супертуризм" и 'Туризм", подготовленные в соответствии с требованиями ФИА к группам "А" и "N", а кроме того, отдельно, автомобили с дизелями. Обе категории "Туризм" разбиты на подгруппы вЧ Чром, когда подошла его смена. Надо сказать, наш мастер формулы 1600 отлично управляет и легковым автомобилем. Во всяком случае, желтый "Пежо-205" под стартовым номером "133" в его руках сразу поехал как-то лучше. Великое дело - ездовой почерк. Порой одногоМалютки "Ровер-Мини" пытались состязаться с более мощными машинами, но до финиша не дотянули.соответствии с рабочим объемом двигателей. О зрителях разговор особый. Для немцев 24-часовой марафон - это больше, чем гонки. Это автомобильный фестиваль. На это время "Нюрбургринг" превращается в огромный кемпинг для семейного отдыха. Вдоль трассы сонм прицепов-дач, палаток, кемперов, где их обитатели проводят выходные дни. Кое-кто располагается прямо на трибунах. Неподалеку от меня двое молодых людей возвели прямо на ступеньках небольшой навес, уложили в него спальные мешки и целые сутки смотрели гонки, состязаясь попутно в количестве выпитого пива. По прошествии двадцати четырех часов вход под навес был полностью забаррикадирован внушительной стенкой из пустых банок. К сожалению, непринужденная атмосфе-В зоне технического обслуживания полно посторонних. Их интерес понятен, но вот механикам от этого не легче.для мужчин "Пентхауз". В ее составе главный редактор, спортивный редактор, руководитель службы сбыта, работник пресс-бюро, координатор и лишь один инженер-испытатель. Все без исключения автомобили тут легковые. Мощнейшие же спортивные прототипы стартуют в легендарном французском "Ле-Мане", где, кстати, в нынешнем году гонки проходили в те же самые сроки, что и на "Нюрбургринге". А здесь к старту допускают машины кара, царящая на трассе и вокруг нее, порой небезопасна. В боксах команд, в зоне технического обслуживания - много посторонних. Не только представители прессы - зрители, мужчины, женщины, дети снуют туда-сюда, мешая работать механикам; того и гляди кто-то попадет под колеса. В непосредственной близости от боксов увидишь курящих. А так и до пожара недалеко, ведь каждый заезд автомобиля на пит-стоп заканчивается дозаправкой топливом. Но даже это не может повлиять на общее ощущение большого автомобильного праздника. Соревнования начались в субботу в 16 часов. Виктор Козанков сел за руль только вече-взгляда достаточно, чтобы сказать себе: сменился водитель и теперь машина подчиняется командам более опытного. Об этом же говорили и цифры. Виктор проходил круги "Нюрбургринга" с той же скоростью, что сильнейший из его коллег по команде. Но, увы, попасть в число финишировавших нашему спортсмену было не суждено. В воскресенье утром во время очередной смены мотор "Пежо" приказал долго жить. Ничего не поделаешь, коварные 24-часовые гонки подкидывают неприятные сюрпризы, невзирая на мастерство пилотов. Из 140 стартовавших автомобилей дистанцию завершили лишь 85. Остальные сошли: одни из-за технических неполадок, другие, как говорят у нас, "не справились с управлением". Среди участников "Кубка Кастроль" лучший результат (59-й в абсолютном зачете) оказался у поляка Марсина Турски и Овидиу Мазилу из Румынии - им повезло они вдвоем попали в один экипаж к немцам, выступавшим на "Пежо-ЮбХЗГ группы "N", и добрались-таки до финиша. Большинство же "кастролевцев" разделили участь своих экипажей, сошедших с трассы из-за поломок. А победителями "24 часа Нюрбургринга" стало немецкое трио Йоханнес Шайд, Сабина Рек и Ганс Видманн на мощном БМВ-МЗ. Кстати, в зачете марок именно баварская фирма - безусловный лидер. За всю историю этих 24-часовых гонок автомобили БМВ 14 раз занимали первое место, следом идут "Форд" и "Порше" - у них по пять побед. Как говорится, лиха беда начало. Коллеги по команде оценили мастерство Виктора Козанкова, пригласив его составить им компанию в следующем сезоне. И главное - обещали подготовить к будущему старту новую машину, способную бороться за победу. Глядишь, пройдет какое-то время и на "Нюрбургринге" в двадцатичетырехчасовых гонках регулярно будут появляться и российские гонщики, и уже не в качестве гостей, а вполне самостоятельно, на своих машинах и со своими экипажами. Вадим КРЮЧКОВ Фото автораЗА РУЛЕМ 8/9691