114
115
GOHMHGоимишламиАВТОМОБИЛЬ УСТАЛ (2).'..ОТКУДА ЖДАТЬ БЕДЫЧасто автолюбитель ставит вопрос так: долго ли можно ездить, не опасаясь трещин? К сожалению, ответить трудно - ведь многие дороги у нас словно предназначены для того, чтобы поскорее вывести машину из строя. Например, булыжные мостовые, еслиМы уже рассказывали об одной из причин разрушения автомобильного кузова - усталости материала (1996, № 6). Способы ремонта лонжерона, у которого повреждено место для крепления поперечины, описаны Россом ТВЕГОМ и Эдуардом КОНОПОМ. Авторы предлагают вам продолжение беседы.К сожалению, у авторов нет сведений, что кто-либо в автомобильной или шинной промышленности исследовал зависимость такого рода. Но, основываясь на собственном опыте, скажем: отнюдь не исключено, что как раз с металлокордными шинами связан целый ряд поломок. Вас же хотим убедить в одном: обнаружив искривление шины, сразу избавьтесь от нее. Сэкономить тут вряд ли удастся - ремонт кузова дороже. ми ездить нельзя уже потому, что регулировка развала передних колес (даже если вы ее недавно и очень тщательно сделали) "уходит" с каждым пройденным километром. Ведь поперечина вместе с осями нижних рычагов опускается, как показано на рис. 1, и развал становится отрицательным - колесо наклоняется внутрь. Главная же опасность - "уронить" двигатель на дорогу. Если проушины ремонтируют сваркой, очень важно сохранить их исходные геометрические размеры, параллельность и так далее. После сварки и зачистки шва монтаж поперечины не должен вызвать повышенных на ­ пряжений ни в лонжеронах, ни в проушинах, ни в болтах. Довольно часто поломка поперечины случается практически посредине, в зоне резьбовых отверстий для крепления защиты поддона. Такую поперечину, как правило, заменяют новой. Хотя ремонт сваркой в принципе возможен,Рис. 1. Опускаясь, поперечина передней подвески нарушает регупировку угла развала передних колес: 1 -колесо; 2 - верхний рычаг; 3 - нижний рычаг; 4 - поперечина. Стрелкой показано перемещение поперечины при разрушении крепления к лонжерону.содержатся в привычно безобразном состоянии, - враг автомобильных подвесок номер один. Но еще больше "гравийных" дорог (если называть гравием камни произвольной формы и размера), не допускающих быстрой ез ­ ды даже по только что отремонтированному покрытию. Неровности в виде плавных волн меньше разбивают подвеску и колеса, но это не значит, что от них не страдают узлы кузова. Опасны для кузова колебания, вызванные искривленными металлокордными шинами, - явление всем нам, к сожалению, знакомое. Шина, более или менее напоминающая "восьмерку", раскачивает кузов, главным образом, в горизонтальной плоскости. Эти колебания, в отличие от вертикальных, " г а ­ сить", по сути, нечем - амортизаторы для них не предусмотрены. А главная опасность - в их строгой периодичности, в отличие от хаотических колебаний, вызванных неровностями дороги. Значит, на той или иной скорости частота, возбуждаемая колесом, может совпасть с собственной частотой колебаний каких-то элементов автомобиля - возникнет резонанс. Продолжительная езда на такой скорости непременно обернется поломками. Что значит "продолжительная"? Это зависит от того, насколько сильным окажется резонанс. Для поломки деталей порой достаточно и нескольких минут такого режима.114 ЗА РУЛЕМ 9/96Рис. 2. Трещина брызговика в месте крепления рулевого механизма.А в общем, опыт показал, что после пробега первой сотни тысяч километров надеяться на то, что кузов все еще безукоризненно прочен, не имеет ни одной трещины, по меньшей мере наивно. Особенно любителю поездок на дачу, рыбалку, поклоннику автотуризма. А также добровольному (или невольному) извозчику, нещадно эксплуатирующему машину.ОСТОРОЖНО: ТРЕЩИНЫ В ПОПЕРЕЧИНЕ!Итак, осматривая поперечину передней подвески, вы с досадой обнаружили, что упомянутые проушины с приваренными к ним гайками давно оторвались - от самой поперечины их отделяет щель шириной 1-2 мм! Правда, двигатель еще не вывалился на дорогу, но вы-то понимаете, что это может произойти в любую минуту. Что делать? Ясно, что с оторвавшимися проушинаРис. 3. Накладка для усиления лонжерона в местах крепления рулевого механизма и маятникового рычага. А, Б, В- условные обозначения сторон детали, Г-Г, Д-Д, Е-Е, Ж-Ж и 3-3 - сечения. Рис. 4. Трещины деталей стойки брызговика: 1 - брызговик; 2 - колпак; 3 - диафрагма; 4 - усилитель (новая деталь). Места трещин показаны волнистыми линиями.3-3) должна быть скруглена со стороны лонжерона радиусом 1,5 мм или же здесь выполняется фаска 1,5x45°. Несколько слов о самой сварке. Сначала проваривают "точки" (по 14 отверстиям). Стороны АиБ можно приварить прерывистым (примерно по 10 мм) швом. Эти швы располагают между "точками". Перед сваркой (особенно стороны Б) не забудьте удалить из салона коврик, утеплитель и наблюдайте за состоянием мастики - она может загореться!НА СТЫКАХ КУЗОВА И ПОДВЕСКИЕще одна головная боль владельца старого автомобиля - трещины деталей стойки передка (рис. 4). В стойку вварена деталь достаточно сложнойесть опасность исказить геометрию подвески, что, конечно, недопустимо. Известно также немало случаев поломки поперечины возле переднего болта для крепления оси нижнего ры ­ чага. Например, на одной из редакционных машин это случилось при пробеге всего 30 тысяч километров. А причина та же: несколько усталостных трещин, от которых рассыпалась ко ­ робчатая конструкция. При таком повреждении поперечину можно оставить, если сам болт наглухо приварить к ней, после чего придется, конечно, отрегулировать углы установки колес. Недостаток метода - при повреждении резьбы болта вы в "полевых условиях" не замените его другим. Еще одно место традиционных поломок лонжерона - участок, на котором крепится рулевой механизм (рис. 2). Концы трещины засверливают сверлом диаметром 3 мм, чтобы предотвратить ее дальнейшее развитие. Края трещины по всей длине зачищают абразивным кругом и заваривают ее, после чего основание лонжерона усиливают накладкой, схематично показанной на рис. 3. Шаблон накладки вырезают из картона по месту и только после этого делают из металла. На сечениях Г-Г, Д-Д и далее показано, как накладка должна прилегать к деталям кузова. Готовую накладку можно установить на место, затянуть положенным моментом (около 4 кгс-м) гайки и после этого, если возникнет необходимость, ехать в автомобиле туда, где будет производиться сварка. Если вы решили усилить оба лонжерона, нужно учесть, что готовые накладки (левая и правая) представляют как бы зеркальное отражение друг друга, за исключением отверстий диаметром 12 мм для болтов крепления механизмов. В усилителе левого лонжерона выполняются три отверстия для крепления рулевого механизма (см. рис. 3), а правого - два отверстия для кронштейна маятникового рычага. Отверстия (14 штук) диаметром 4-6 мм под "заклепочный" шов сварки разделывают зенкером с внешней стороны. Наконец, поверхность Б для лучшего прилегания к лонжерону (см. сечениеРис. 5. Усилитель диафрагмы.формы - типичные места разрыва металла (трещин) показаны волнистыми линиями. Если диафрагма 3с колпаком 2 начнет перемещаться относительно брызговика 1, амортизатор перестанет нормально работать, а его шток при перекосе может сломаться. Усилитель диафрагмы (рис. 5) тщательно подгоняют по отверстию (диаметр 80 мм) - так, чтобы его можно было ударами посадить до упора в остатки "родной" диафрагмы в стойке. Часто бывает так, что диафрагма не вырвана из стойки, а только деформирована. В этом случае, прежде чем посадить на место усилитель, диафрагму правят. Если же диафрагма с колпаком оторвались (по волнистой линии), усилитель сначала приваривают к диафрагме, а потом уже этот узел забивают в стойку. Усилитель приваривают примерно пятью швами длиной по 20 мм. На рис. 6 показано, как усиливают стойку брызговика двумя накладками в виде уголков. Сварка - прерывистым швом (примерно по 20 мм). Вряд ли нужно доказывать опасность поломки деталей подвески. Кто не видел обычную картину: пригорюнившийся автомобиль с "завалившимся" на бок колесом! Это чаще всего финал разрушения нижнего рычага подвески (иногда поломки самой опоры). Сломанный рычаг, как и шаровую опору, обычно заменяют новыми. Но, вовремя обнаружив трещину, ее можно ликвидировать сваркой, и деталь еще послужит. Едва ли не главной задачей оказывается именно обнаружить трещину, маскируемую грязью. Вот почему владельцу видавшего виды автомобиля стоит почаще (и как можно придирчивее) осматривать элементы подвески. Более подробно способы ре ­ монта рычагов мы рассмотрим в одном из будущих номеров журнала. Усталостные трещины непременно появляются и на деталях кузова возле крепления штанг задней подвески, причем и здесь трещины не всегда легко выявить, пока они сильно не разовьются. В этом случае кузов возле узлов "дышит", ухудшается поведение автомобиля на дороге, его устойчивость. Замена штанг новыми почти ничего не приносит. Очень часто трещину "Bbiflaef' характерный скрип или скрежет металла о металл - прислушивайтесь к шумам на неровной дороге! Кронштейн кузова, к которому крепится правый конец поперечной штанги, также нередко лопается от "усталости". Тогда его ремонтируют сваркой по трещине и усиливающей накладкой, но помните о недопустимости поперечных швов! Не пытайтесь и чрезмерно усилить этот кронштейн, как иногда делают автолюбители, забывая о том, что кузов должен быть равнопрочным. Пришлось видеть, как кронштейн, усиленный наваренными "уголками", вскоре выломал большущий кусок в нижней части кузова, что повлекло за собой гораздо более сложный ремонт. Принимаясь за дело, не следует забывать о возможности таких казусов.Рис. 6. Так усиливают стойку брызговика накладками-уголками.ЗА РУЛЕМ 9/96 115