Так, "Чемпион", применив сначала центральный, а позже боковой электрод с медным сердечником в свече "Double Copper" (медь в десять раз теплопроводнее никеля, используемого и ныне), обеспечил такоеважное требование, как нагрев конуса (юбки) изолятора в требуемом, строго определенном диапазоне - от 350 до 850°С при всевозможных режимах работы двигателя. Кроме того, снижение нагрева бокового электрода на 100° (благодаря меди) значительно уменьшило его износ вследствие электрохимических процессов и, соответственно, стабилизировало зазор при эксплуатации. (Увеличение его, напомним, вызывает повышение напряжения в системе, пропуски искрообразования, а значит, снижение мощности двигателя, увеличение расхода топлива и содержания вредных веществ в выхлопе.) Большой срок службы, надежность, стабильность качества свечей высоко оценены ведущими мировыми фирмами - "Альфа-Ромео", "Ауди", "Ситроен", "Феррари", ФИАТ, "Ягуар", "Мерседес-Бенц", "Опель" и другими, которые комплектуют изделиями "Чемпиона" свои автомобили. Чтобы еще больше увеличить срок службы свечей - до 100 тысяч километров пробега, фирма применяет электроды с покрытием и наплавкой драгоценных металлов - платины, золота, палладия. Разумеется, цена их в несколько раз выше, чем обычных. Оба завода, английский и бельгийский, мало похожи на наши. Приземистые здания окружены газонами, а не грязноватым асфальтом. Цехи больше напоминают лаборатории - светло, чисто и просторно. Наиболее шумные станки закрыты экранами-коробками. Запаха производства, кажется, совсем нет. Технология изготовления свечей почти такая же, как на наших заводах, например в Энгельсе, где я бывал. Главное отличие - система контроля качества. Основа ее - предупреждение отклонений в процессе изготовления. Скажем, все детали выборочно подвергают контрольным замерам не менее четырех раз в смену. Было интересно видеть на дисплее контролера величины длин и диаметров корпуса в тысячных долях миллиметра (!), которые я сам определял штангенциркулем с маленькой электронной накладкой. По этим замерам тут же строилась диаграмма - динамика изменения размеров по дням, неделям. Легко предсказать, когда размеры выйдут из допуска, а стало быть, назначить срок наладки или ремонта оборудования. И уже совсем удивительно, что при этом на заводах действуют кружки качества, которые, полагал я, есть только на их родине в Японии. В небольшие группы объединяются заинтересованные работники всех ран-Изделия европейских заводов "Чемпион". Свечи с двумя и тремя боковыми электродами.Еще не так давно, лет десять - пятнадцать назад, едва ли не самым ценным подарком для понимающего мотоциклиста или автомобилиста были свечи зажигания "Чемпион". Теперь на прилавках наших магазинов - не только свечи, но и провода, фильтры, щетки стеклоочистителя с эмблемой этой знаменитой фирмы. Семь дистрибьюторов - пять в Москве, по одному в Санкт-Петербурге и Калининграде постоянно увеличивают объемы закупок для наших дилеров. Почти два года в столице работает представителство фирмы. Недавно группа журналистов посетила заводы "Чемпион" в Бельгии и Англии. Был там и наш корреспондент Борис СИНЕЛЬНИКОВ. В Европе расположены четыре завода "Чемпион Спарк Плаг". В Бельгии (Обанж) собирают свечи и делают щетки стеклоочистителей, 6 Англии (Аптон) изготовляют свечи и изоляторы свечей для бельгийского завода, в Италии и Ирландии выпускают воздушные и масляные фильтры, катушки зажигания и провода высокого напряжения. Фирма, будучи ведущей в мире, входит в группу "Купер-Аутомотив" многоотраслевой компании "Купер Индастриз" со штаб-квартирой в 66 ЗА РУЛЕМ 9/96Хьюстоне, штат Техас (США). Оборот ее в прошлом году составил без малого 5 млрд. долларов. Свечи - наиболее значимая продукция в программе "Чемпиона". Слова, вынесенные в заголовок, точно отражают устремления фирмы. За сто лет здесь накоплен огромный опыт конструирования и производства воспламенителей для всех видов двигателей - от применяемых в газонокосилке до установленных на авиалайнере. Понятно, что самым массовым изделием остается автомобильная свеча. Двигателисты, стараясь снизить токсичность выхлопа (и сэкономить топливо), до предела обедняют топливную смесь, поэтому поджечь ее становится труднее. Нужна мощная искра, для которой приходится увеличивать зазор между электродами свечи. Это, в свою очередь, требует повысить напряжение, а значит, применять новые катушки, распределители провода высокого напряжения и более стойкие свечи. Чтобы, отвечать возросшим требованиям, потребовалось усовершенствовать ее конструкцию, материалы и технологию. Автозарубежьегов, они анализируют и предлагают меры для повышения качества каждой детали. Да, зажечь хорошую искру могут только люди с искорками интереса в глазах. Естественно, чаще всего мы встречали их в техниведь загорается от какой-то одной искры), затрудняя распространение пламени и охлаждение конуса свечи свежей смесью. В дальнейшем не планируется увеличивать выпуск многоэлектродных конструкций.Из истории фирмы1907 - основание фирмы в Бостоне (США). 1909 - начало производства свечи зажигания "Чемпион-Х", которая вытеснила импортные свечи. 1910 - фирма перебазируется в Толедо, поближе к Детройту - центру производства автомобилей. 1922 - учреждение в Англии и Франции компаний по импорту свечей из США. 1937 - открытие в Зйлтоме (Англия) первого европейского завода. 1939 - выпуск первых в мире свечей с пятью ребрами на изоляторе, препятствующими утечке тока по наружной поверхности. 1959 - освоение цинкового покрытия корпусов. 1977 - открытие завода в Обанже (Бельгия). 1984 - применение медного сердечника в центральном электроде свечи (Champion Cooper Plus). 1988 - применение медного сердечника также в боковом электроде (Champion Double Cooper). 1993 - свеча с платиновой накладкой на центральном электроде. 1994 - 300-я победа в гонках формулы 1 автомобиля со свечами "Чемпион" (Герхард Бергер).ПЯЛЬ &£8Ю£ческом центре. Он недавно открыт в Аптоне. Затратили на него 4 млн. фунтов стерлингов, оснастив самым современным оборудованием. Прежде почти все разработки проводились в США. Мы здесь были едва ли не первыми гостями после супруга королевы принца Эдинбургского, присутствовавшего на торжественном открытии. На стендах - новейДвигатель, снабженный системой зажигания - катушками, проводашие двигатели известных ми, свечами, а также фильтрами "Чемпион", проходит испытания. фирм: к ним не только подбирают свечи, но и проводят другие интеНемало инженерных секретов у свечи, ресующие изготовителя испытания. Изучив хотя ее конструкция, в сущности, так проста процессы горения в новом двигателе, "Чемпивот она, на рисунке. А уж о щетке стеклоочион" рекомендует наиболее подходящую свечу стителя, кажется, и говорить нечего - каркас из серийных, а уж если она чем-то не устраида резинка. Но и здесь есть свои аутсайдеры вает заказчика, то создает новую, обеспечии чемпионы - в прямом и переносном смысле. вающую его требования. Хорошая щетка убирает грязь со стекла, отличная щетка делает мокрое стекло сухим. В Кстати, отвечая на мой вопрос, почему фирма делает очень мало свечей с двумя этом я убеждался каждый раз, когда ставил или тремя боковыми электродами, специалиновую щетку. К сожалению, осенью или вессты пояснили, что "лишние" электроды экраной наша щетка оставалась отличной несколько дней, а хорошей - несколько месянируют зону воспламенения (смесь ,1Ж цев. С импортными изделиями мы познакомились сравнительно недавно и увидели, что каждая стадия у них намного продолжительнее. "Секреты" открылись при посещении завода "Чемпион" в Бельгии. Первое, чему невольно удивляешьСвеча "Double ся, - серьезность отношения к простому, I - наконечник; казалось бы, изделию. Конструкторы, стор, подавляет радиопомехи; 3 - керамический получив заказ от автомобильной фирмы, изолятор; 4 - распорная проектируют несколько вариантов стекпружина, обеспечивает лоочистителей, конечно, с помощью плотный контакт деталей внутри изолятора; 5 - геркомпьютеров. Быстро изготовив обметизирующий состав; разцы, стекло от новой модели ма6 - корпус; 7 - уплотнишины с прилегающими металличетельное кольцо; 8 - медное кольцо; 9 - центральный скими частями ставят на стенд. Посварной электрод: верхняя ливая поверхность то чистой водой, часть - стальная проволока, нижняя - никелевая то с песком, заставляют стеклоочигильза с медным сердечниститель сутками работать под контком; 10 - платиновая наролем внимательных приборов кладка (в свече "Platinum"); контролеров от состояния "отлично" до II - платиновая накладка (в свече "Double Platinum"); "хорошо". Если требуется, изменяют 12 - боковой электрод с размеры, усилие прижима и т. п. Затем медным сердечником (без сердечника - свеча "Singl испытывают в морозильной, тепловой Cooper"). и световой камерах. В последней имитируется солнечное облучение, которое резина и пластмассы очень не любят.1995 - свеча с платиновыми накладками на обоих электродах. В производство щеток "Чемпион" тоже внес немало нового. Обычно резиновый скребок изготовляют, закладывая дозу материала в пресс-формы и нагревая их для вулканизации. На фирме задумали получать скребок методом экструзии - продавливанием материала через фильеру, придающую бесконечной ленте нужный профиль сечения. Этот, безусловно, более прогрессивный процесс требовал, однако, особых свойств резины. И специалисты нашли-таки нужный рецепт. Мало этого, ленту (два соединенных рабочими кромками скребка) покрывают бромистым составом с очень низким коэффициентом трения, благодаря чему поверхность мало истирается и долго служит. После разрезания ленты торец рабочей кромки получается менее скользким, чем боковая поверхность, поэтому щетка легко перекладывается с одной стороны на другую, когда меняет направление движения. (Некоторые фирмы поверхность щеток графитируют, но этот слой недолговечен.) Что касается каркаса щетки, его изготовляют из малоуглеродистой стальной ленты с очень чистой поверхностью. Для защиты от коррозии каркас оцинковывают, фосфатируют, да еще и покрывают полиэфирным составом. Вот почему он переживает две замены скребка, оставаясь прочным и нарядным. Упаковка и та служит предметом особой заботы. Например, когда стали приходить жалобы от продавцов, что в магазинах из упаковок со щетками дети выковыривают пластмассовые переходники, один из упомянутых кружков предложил запаивать их в отдельный пакетик, который трудно вытащить. Посещение заводов еще раз подтвердило: для профессионалов нет деталей второстепенных. Оставаться "Чемпионом" в своем деле способен только тот, кто использует для этого все достижения технологии, накопленный опыт, изобретательность. ЗА РУЛЕМ 9/96 67