100
ОРАНЖЕВЫЙ шматнаковое. С его помощью контролеры проверяют около 80 параметров автомобиля. Занимает это двадцать минут - и следующая машина въезжает на линию. Причем оплата не в сберкассе, как когда-то, когда техосмотром занималась милиция, а на месте. За проверку легковушки возрастом до 10 лет - всего 24 лиВ Литве с 1994 та, от 10 до 15 лет - 27 литов, свыше 15 года действует лет - 30 литов. Смотрю, как контролер заполняет новая система "оранжевый лист" владельцу "Ауди". Врутехосмотра, созданная чив его удрученному водителю, говорит: - Имейте в виду: эти дефекты вы в контакте должны устранить как можно быстрее. Есс германскими ли успеете в течение месяца, то пройдете специалистами. проверку бесплатно и только по указанТеперь эту процедуру ным неисправностям. проводит не МВД, - А не "драконовские" ли требования а независимый предъявляют ваши контролеры? - спратехнический центр шиваю П. Имбрасаса. "Туалита". О деталях - Нет, - говорит он. - Только то, что рассказал журналист предусмотрено конституцией и стандарЮрий СТРОГАНОВ. тами. Не будем требовать, чтобы у "Победы", например, были боковые зеркала. сведения заносятся в компьютер. Даже Конечно, если хозяин поставит на такую если владелец автомобиля потерял тамашину буксирное устройство для прицелон, не беда: достаточно зайти к контропа, то сразу меняются условия, и уж тоглеру на станцию нашего центра, показать да нужна будет установка сразу двух бо"оранжевый лист", и ему выпишут новый ковых зеркал. Автовладельцы, в чьих маталон. Так что поддельные бумажки сошинах заМечены небольшие дефекты, получают талон и могут, прочитав "оранвершенно бесполезны. К счастью, постепенно владельцы авжевый лист", спокойно устранять непото в Литве стали понимать: это не караладки, уже не возвращаясь к нам. По тельная мера, хотя для беспечного водивсей республике в прошлом году таких теля и плохого хозяина, действительно, было 38 процентов. Правда, с серьезныможет превратиться в таковую, поскольку ми дефектами еще больше - 58,1 пропридется помучиться с поездками то на цента машин должны были вернуться на станции техосмотра. станцию, то в сервис. Тщательная, с помощью аппаратуры, А что - лучше кататься на неисправном автомобиле? Слухи же про страсти на проверка автомобилей по всей Литве выстанциях "Туалиты" оказались сказками: явила тенденции. Больше всего изъянов на моих глазах за какой-то час успешно в ходовой части и кузове - 24 процента. прошли осмотр два стареньких "жигуленЧуть лучше с чистотой выхлопа - тоже ка", один "Москвич", владельцы которых почти 24 процента. Неисправности в рубыли весьма добросовестными и заботлилевом управлении лишь у5 процентов мавыми, а вот в новенькой на вид "Ауди" шин, в тормозной системе у8 процентов. Серьезные замечания к освещению и свеконтролер обнаружил неполадки. С генеральным директором "Туалиты" товой сигнализации у 16 процентов лимы объездили четыре вильнюсские стантовских автомобилей. 18 процентов не ции центра. На крупнейшей станции по прошли идентификацию (проще - сверку улице Лентварио была довольно длинная, номеров). Дефекты трансмиссии - у 2 часа на два, очередь. Но здесь пропускают процентов машин. целый поток легковых автомобилей, автоВсем этим машинам снова пришлось бусов, грузовиков. Сюда чаще едут те, копройти техосмотр. му техосмотр необходимо пройти именно в Нет, все-таки "оранжевый лист" этот день, а если время терпит - можно отнужное изобретение. И если, правда, при правиться на другую станцию, где принисоответствующей организации, оно поямают по предварительной записи. вится в других странах - может быть, аваОборудование на всех станциях одирий на дорогах станет меньше.Помнится, раньше приезжал на пункт техосмотра, а там дядька в халате осматривал работу внешних световых приборов сверял номер кузова и двигателя, толкал плечом автомобиль, проверяя "ручник", и измерял СО. И все. Теперь - технологические линии с приборами, от которых нельзя скрыть дефекты машины, представляющие опасность при эксплуатации. Литва полнится слухами о том, как контролеры "издеваются" над водителями, что невозможно пройти техосмотр автомобилю старше пяти лет. Некоторые лихорадочно ищут, как бы избежать "страшной" процедуры. И тогда... На столе генерального директора центра технического осмотра "Туалита" Повиласа Имбрасаса увидел целую гору изъятых талонов техосмотра - поддельных. Жулики продают их по 100-150 литое при курсе 4 лита за доллар. Вроде не отличить от настоящих, но опытный глаз сразу видит разницу. - Покупают где-то, надеясь обмануть дорожную полицию и нас. Обман обнаруживается, и водители наживают массу неприятностей, - поясняет П. Имбрасас. И деньги за фальшивый талон заплатили, и штраф, и все равно надо идти к нам на линию. Данные-то о машине по поддельному талону в компьютер не вводятся! Основной же документ о прохождении техосмотра - так называемый оранжевый лист, в нем записаны все номера и отмечены дефекты машины. Именно отсюда 100 ЗРЛМ 99 АУЕ /6