34
35
в\Вряд ли кто усомнится в популярности "Нивы". Не случайно появилось множество вариантов доработки-тюнинга или хотя бы "украшения" ВАЗ-21213. Непременный атрибут их почти во всех случаях, будь то работа солидной фирмы или гаражного умельца, - широкие, чаще всего импортные, шины. Но как ведет себя "переобутая" "Нива"? Специалисты ВАЗа провели испытания автомобиля с различными шинами в наиболее сложных условиях движения - на зимней дороге. О результатах теста рассказывает инженер Департамента развития АО "АвтоВАЗ" Сергей МОХНАТКИН. Из чего выбирать? Родные, то есть устанавливаемые заводом на "Ниву", шины размером 175/80R16 были выбраны, как обеспечивающие наилучшую проходимость. В каталогах большинства мировых производителей вы не найдете столь узких легковых шин 16-дюймового диаметра. Самый популярный размер для джипов класса "Нивы" - 15 дюймов, а шириной такие шины обычно не менее 195 мм. Посаженная на широкие и "низкие" колеса, машина весьма выигрывает во внешности, что зачастую и становится решающим аргументом для смены "обуви". Естественно, для 15-дюймовых шин требуются соответствующие колеса. Если у них вылет, то есть расстояние от ступицы до середины обода в плоскости вращения, отличается от предусмотренного конструкцией (57 мм) - при установке таких колес изменится и колея "Нивы", и плечо обкатки, возрастет нагрузка на подшипники ступиц. Мы использовали диски диаметром 15 дюймов со штатным вылетом - производства ВАЗа, предназначенные для вседорожника, который в перспективе сменит "Ниву". (Чтобы использовать другие диски, фирмам, Рис. 1. Экспертные оценки поведения "Нивы" ВАЗ-21213 на зимней дороге с различными шинами: а - эффективность разгона; б эффективность торможения; в - устойчивость при движении по прямой; г - общая оценка.1их производящим или торгующим, следует обратиться на ВАЗ, в адрес главного конструктора, за разрешением на установку нештатных колес. В противном случае завод не несет ответственности за изменение ходовых качеств машины, да и на его гарантийные обязательства рассчитывать не стоит.) Выбирая ширину и профиль шин, остановились на размерных группах 195/70 и 205/70. Во-первых, эти серии наиболее распространены; во-вторых, еще большие колеса могут задевать за детали подвески и кузова, будучи вывернутыми, или при езде по сильно пересеченной местности.БаллыБаллы•В" :•-•»*•'Баллыприемлемо. прием но неприятно иприг(ПВлИ-10 И-339 CS21 ВлИ-5п >. я ЁВлИ-10 И-339 CS21 ВлИ-5 И-340 SP90 TG20=i ,i iсО._JП] 5к29]|И-340M P II и•1>>ВйSP90 TG20иав134ЗА РУЛЕМ 9/96 По рисунку протектора испытуемые разделены на две группы - в первую вошли дорожные, во-вторую - универсальные шины и типа "M+S" ("грязь + снег"). Впрочем, разделения придерживались не всегда - в тексте вы найдете прямое сравнение шин из разных групп, да и на диаграммах цена баллов, естественно, одинакова. В тесте участвовали шины как отечественных, так и зарубежных изготовителей, представленных в таблице. Все они встречаются в продаже. Поведение на зимней дороге По результатам заездов на специально подготовленной замкнутой трассе (пересеченная местность, все виды "зимников" - от льда до рыхлого снега) каждая шина получила оценку по пятибалльной шкале (рис. 1). Три зоны шкалы передают ощущения испытателей - "приемлемо и приятно", "приемлемо, но неприятно" и "неприемлемо" (подробнее о субъективной оценке см. ЗР, 1995, № 1 2 , с. 18). Три шины получили низкие оценки - это модели ВлИ-10, CS 21 , И-340. Но если от двух первых ожидать иного не приходилось (поскольку у них дорожный рисунок протектора), то И-340, с ее многообещающим "аг-Тестированные шиныРисунок протектора Номер (рото Фирмаизготовитель (страна) Модель Размерность Масса, кг Давление, кгс/см2 (для передних колес) ВлИ-10* 175780R16 12,0 Статический радиус, мм1ДорожныйАО "Нижнекамскшина" (Россия) ОШЗ НИИШП (Россия) Continental (Германия) Волжский шинный завод (Россия) ОШЗ НИИШП (Россия) Dunlop (Германия) Dunlop (Франция)2,1 1,9 1,9 1,8 1,9 1,9 1,9321,82 34567И-339195/70R1510,6308,4CS 21 Contact195/70R15 6,95-16 (175/82-16) 195770R1510,3333,3ВлИ-510,8Универсальный (M+S)И-34011,8310,9SP90 TG20 Qualifier195/70R1512,0309,8205/70R159,9' Устанавливается заводом. только они попадают на участок дороги, гдеспособны зацепиться развитыми боковыми грунтозацепами (выступающей обочины, колеи и т. д.), автомобиль резко бросает в сторону поворота колес. Порой не успеваешь "отработать" рулем, как оказываешься развернутым поперек дороги. В общем, шина с сюрпризами. Родственная разработка того жездесь вне конкуренции последняя: она обладает хорошими сцепными свойствами на зимней дороге и обеспечивает надежность управления автомобилем. Да и на фоне других "ветеран" выглядит хорошо. Скажем так: эта шина для зимы, ибо использовать ее в летнее время, особенно на дорогах с усовершенствованным покрытием, нецелесообразно из-за повышенного сопротивления качению (высокий расход топлива), жесткости и высокого шума. У дорожной шины CS 21 фирмы "Континенталь" ее посредственные сцепные свойства дополняет одна особенность - очень низкая устойчивость к заносу задней оси. Даже при сравнительно невысокой скорости на повороте автомобиль срывается в занос. Через какое-то время к этому привыкаешь, поскольку момент возникновения заноса хорошо предсказуем, а его корректировка не вызывает затруднений, и вскоре перестаешь воспринимать данное свойство как недостаток. А любителям проходить повороты в управляемом заносе эта модель даже понравится. Наибольшее впечатление на экспертов произвели шины фирмы "Данлоп", особеннорессивным внешним видом, разочаровала. Она очень коварна на участках дорог с рыхлым снегом - на них "Ниву" сильнее, чем на других, затягивает в сторону большего сопротивления (туда, где снега под колесами было больше). Чередование рыхлого снега то под левыми, то под правыми колесами вызывает рысканье автомобиля, особенно при интенсивных разгонах и торможениях, что крайне неприятно. На И-340 устойчивость к сносу передней оси оставляет желать лучшего. Корректировать снос трудно - доворачиваешь колеса на большой угол и... ждешь подвоха от шин. КакНИИШПа - шина И-339, с менее зубастым, дорожным рисунком протектора, показала себя в зимних условиях гораздо лучше. И хотя есть претензии по устойчивости к сносу передней оси, общей картины впечатлений это не портит, что и отражает высокая оценка. Шину И-339 с успехом можно использовать и летом, и зимой, не обременяя себя приобретением разных комплектов сезонных шин. Если сравнить между собой родные "нивовские" шины моделей ВлИ-10 и ВлИ-5, то Рис. 2. Тяговое усилие, развиваемое "Нивой" на различных шинах: а - на гладком льду; 6 - на укатанном снегу; в - на рыхлом снегу.Тяговое усилие,кгс ш >. ВлИ-10 И-339 CS21 ВлИ-5 Ё 2И-340 SP90 TG20Снежная целина PU npnaTvna . 1 глубиной до 20 см, Tтемпература iвш260|1 miljjfflzjjlщцМВ£1Л|Баллы •(0шшВ Жп"рГт°нориеилема н приятноТяговое усилие.кгс я ВлИ-10 И-339 CS21 ВлИ-5 | И-340 SP90 TG20шшiU-j'JШ>25DщззиГладкийл ед , темпер атура-14°СТяговое усилие.кгсS'J. 2lt'J250illУкатанный снег, температура - 8°Сс с >. о.ВЛИ-1С И-339 CS21 ВлИ-5pS|IУЩ1310|| _СО2,9 Ш>. а -с с.зккгл>>О. СИ-340 SP90 TG20шика ШI1S-|]|шшшш АЗА РУЛЕМ 9/96 35