132
АвтолюбителейфИЛЬТРЫ ДЛЯ ВАЗаУстройство классического неразборного фильтра, известного в нашей стране с 1970 года как "жигулевский", знакомо автолюбителям (рис. 1). По такой схеме делают фильтры многие фирмы мира. На отечественном рынке эта конструкция представлена моделями 2101-1012005 и 2105-1012005 Ливенского завода (ЛААЗ), а также фильтрами "LADA" (Турция) и фильтрами более именитых фирм (Champion, FIAMM и др.). Основной недостаток фильтров та-Конструкция автомобиля в целом и отдельных его частей постоянно совершенствуется. Неразборные масляные фильтры не исключение. Сегодня о двух малознакомых автолюбителям изделиях рассказывает Антон УТКИН.2). Разработанный несколько лет назад в НТЦ ВАЗа, этот фильтр в настоящее время в значительной мере вытеснил со сборочного конвейера "вазовских" моторов устаревшие изделия Ливенского завода, и именно он является сейчас "родным" фильтром автомобилей ВАЗ. Другой фильтр - американский "Пюролатор" (Purolator), уже знакомый читателям по нашим рекламным публикациям (рис. 3). Внутри корпуса - всего три детали. Перепускной и противодренажныи клапаны собраны в один компактный блок, сваренный из двух жестяных штамповок с зажатой между ними резиновой567 89Путь масле при перо пуске4 — 3 — ^-10 v^t;::":^'!ра 3/4" - 16UNF. Впрочем, "Пюролатор" выпускается еще ив "большом" варианте - для тех автомобилей, где можно его разместить. Ресурс такого фильтра (срок между заменами), естественно, больше. Как видно из рисунков, "Пюролатор" выгодно отличается от "Кинапа" и тем, что противодренажныи и перепускной клапаны расположены в нем параллельно (на "Кинапе" - последовательно), и поэтому он может одинаково хорошо работать, будучи установленным на двигателе в любом положении. А "Кинап" желательно размещать с наклоном колпака вниз, как на АЗЛК 21412. Что касается моторов УАЗ, где фильтр имеет обратный наклон (в сторону основания), применение "кинаповского" фильтра вообще нежелательно.Рис. 1. Масляный фильтр ВАЗ-2101:1-корпус; 2 - фильтрующий элемент; 3 - противодренажныи клапан; 4 -дно корпуса; 5 - прокладка; 6 - перепускной клапан. Черными стрелками показан путь неочищенного масла, белой отфильтрованного. А - место отложений продуктов износа.2 —I * -№шЩ "*&ь«е&,Иh\i.ШШ.—12 Путь масла при перепуске1 —[\ZПуть wacna чероэ фильтрующий элемент-' -ii ) IV) СV> Vi « П № Щ) 'кого типа - расположение перепускного клапана. При его срабатывании (а это всегда неизбежно при холодном пуске двигателя, когда загустевшее масло не может полностью пройти через бумажную штору) поток масла смывает с поверхности фильтрующего элемента накопленную грязь, увлекая ее в магистраль. Для большинства автомобилей, эксплуатируемых в мире, это свойство конструкции несущественно - теплый климат, высококачественное масло, не густеющее на холоде, и теплые гаражи способствуют тому, что клапан открывается на очень короткое время. Для более жестких условий эксплуатации, с ежедневным пуском промерзшего зимой двигателя (что характерно для нашей страны) как нельзя кстати подходят фильтры последних разработок, с перепускным клапаном, расположенным на входе. При такой схеме полость фильтра никогда не промывается перепущенным маслом. Фильтров такого типа на нашем рынке известно пока лишь два. Первый - модели 2108-1012005, производства самарского завода "Кинап" (рис. 132 ЗРЛМ 9/96 А УЕРис. 2. Фильтр 2108-1012005 завода "Кинап": I - центральная трубка; 2 - корпус; 3 - диафрагменная пружина; 4 - фильтрующий элемент; 5 - основание перепускного клапана; 6 - диафрагменная пружина перепускного клапана; 7 - уплотнитель; 8 - тарелка противодренажного клапана; 9 - уплотнитель; 10 - прокладка; II - пружина; 12 - основание; 13 - дистанционная втулка.манжетой, уплотняющей оба клапана. О высоком уровне производства свидетельствует толщина листа, из которого отштампован корпус (колпак), - всего 0,2 мм. Это, конечно, потолще, чем "белая жесть" пивных банок (0,1 мм). Для сравнения: стенка "кинаповского" корпуса втрое толще - 0,6 мм (!). Потребительские качества обоих фильтров не вызывают никаких нареканий - противодренажныи клапан надежно удерживает масло и фильтр всегда полный. Малые габариты позволяют применять эти фильтры на любых отечественных автомобилях и большинстве иномарок с резьбой штуцеРис. 3. Масляный фильтр "Пюролатор" (Purolator) L10101. Габаритные размеры: диаметр 93,5, высота - 67 мм. 1 - корпус; 2 - тарельчатая пружина; 3 - фильтрующий элемент; 4 - основание; 5 - резиновая прокладка; 6 - втулка, приваренная к корпусу блока клапанов; 7 - резиновая манжета перепускного и противодренажного клапанов; 8 - тарелка перепускного клапана; 9 - пружина перепускного клапана; 10 - корпус блока клапанов.И в заключение о ценах. Стоимость "кинаповского" фильтра лишь немногим выше, чем обычных ливенских изделий. Правда, встретить его в продаже - большая удача. Гораздо более доступен "Пюролатор", а его цена, особенно оптовая, может быть, даже несколько ниже, чем у российских фильтров. Почему? Как сказал один наш сатирик, "чтобы объяснить это, надо начинать рассказ с 1917 года"...