52
53
54
тжВыставка "СЕМ-96 - потребительская электроника" недавно прошла в Москве, в Экспоцентре. Что нового принесла она автомобилистам? Оказалось, немало, поэтому мы решили познакомить тех, кто интересуется автомобильной аудиотехникой, с последними новинками. Все новости традиционно делятся на хорошие и плохие. Рискнем начать с последних. К сожалению, именитые фирмы - японские "Панасоник" и "Сони", голландская "Филипс" не представили свои экспозиции. Повидимому, они готовились к автомобильной выставке МИМС-96. Хороших новостей было все-таки больше - ведь российский рынок автомобильной аудиотехники переживает период бурного развития. Он испытал наплыв предельно дешевых и низкосортных автомагнитол малоизвестных производителей и теперь насыщается высококачественными изделиями. В Москве этот процесс зашел достаточно далеко, и ведущие производители активно конкурируют друг с другом, предлагая новые модели и снижая цены. Начнем с наиболее известных фирм. Мы специально даем рядом название латиницей, чтобы напомнить, как оно правильно пишется. Сегодня на рынке немало низкосортных подделок, изготовители которых изменяют одну или две буквы в названии, пытаясь снять с себя ответственность. "Пионер" (Pioneer) - предлагает множество новых моделей, в первую очередь в наиболее доступном среднем ценовом классе. Популярные модели магнитол заменяют новыми. Их главное отличие - встроенный усилитель большей максимальной мощности - 4x30 или 4x35 Вт, новый дизайн, автоматическая загрузка-выгрузка кассеты с электроприводом (как у видеомагнитофона). Базовая модель КЕН-1400 снабжена усилителем 4x30 Вт, памятью на 24 радиостанции, проигрывает кассеты типа II и IV, имеет систему шумопонижения "Долби" (Dolby), возможность слушать приемник во время перемотки кассеты, встроенные часы, линейный выход и, конечно, съемную переднюю панель. При всем этом она будет стоить не более 200 долларов. Пару лет назад автомагнитолы с такими характеристиками причисляли если не к высшему классу, то ставили "выше среднего" по цене 400-500 долларов. Двумя ступеньками выше - КЕН-3400 то же, что -1400, минус "Долби" плюс сенсорное управление перемоткой кассеты и контроллер Си-Ди-ченджера. Цена - лишь на 50 долларов выше. Однако все это для новичков автомобильного hi-fi. Для искушенных "Пионер" предлагает новый Си-Ди-ченджер - CDXР2000. Его отличительные особенности - система "легато линк" (воспроизведение частот свыше 20 кГц, потерянных при записи на компакт-диск), противоударная память, выдерживающая сбой в течение 3 с, и, впервые в массовой продукции, сжатие динамического диапазона (цифровая компрессия), позво52 ЗА РУЛЕМ 9/96ОЗВУЧЕННЬЭто не литой колесный диск - так выглядит корзина динамика DDDrive фирмы "Альпайн". ляющее качественно воспроизводить самые трудные фрагменты современных записей. Кстати, в этом году Си-Ди-ченджеру исполняется 10 лет - первый пакетный проигрыватель компакт-дисков для автомобиля был изготовлен фирмой "Пионер" в 1986 году. Для тех, кто решил обойтись меньшими затратами, - новая серия однодисковых встроенных проигрывателей. Для уменьшения стоимости они предельно упрощены - ' количество кнопок минимально, с управлением справится даже самый "дремучий" пользователь. Наиболее доступна в этой серии модель DEH-425(424): мощность встроенного усилителя - 4x35 Вт, съемная панель, линейный выход, 12 предварительных настроек приемника; управление СиДи-ченджером отсутствует. Более дорогая модель DEH-625(624R) с многоцветным электролюминесцентным экраном, набором Самый доступный из "Пионеров" КЕН-1400. Модель 1300 отличается черным корпусом, оранжевой подсветкой, цена - та же.,-«т»Jдополнительных функций и... встроенной противоугонной сигнализацией "RPF ALERT". Покидая автомобиль, вы снимаете переднюю панель и забираете ее с собой; на оставшейся в машине части начинает мигать красный светодиод. Если кто-нибудь вздумает открыть дверь, то через заданное вами время он узнает, что такое 140 Вт звуковой мощности, когда динамики воспроизводят пульсирующий звуковой сигнал частотой 1и3 кГц. Можно уверенно сказать это эффективнее, чем пьезосирена, а главное, очень неожиданно. Две другие модели предназначены тем, чья аудиофилия находится в неизлечимой стадии. DEX-P77R для знатоков - без встроенного усилителя, но с 4-вольтовым предварительным выходом предназначена, чтобы стать "головой" очень дорогой аудиосистемы. Ранее 4-вольтовый выход применялада юс пи ___П 100.1"Пионер" DEX-P77R для бескомпромиссных любителей чистого звука. По совместительству выполняет работу охранной сигнализации.••J только фирма "Альпайн" - это многократно снижает уровень шума усилителя, обеспечивая очень чистое звучание. DEX-P825R для любителей "наворотов и прибамбасов" единственный автомобильный Си-Ди-проигрыватель со встроенным цифровым звуковым процессором. Он позволяет смещать звуковую картину таким образом, что водитель или пассажир будут всегда находиться в центре звукового образа, а также моделировать акустику разнообразных помещений. В дополнение к нему - встроенный 13-полосный графический эквалайзер и функция "звуковой пейзаж", накладывающая на за1ись разнообразные приятные шумы: моря, еса и... автогонок формулы 1. Фирма "Альпайн" (Alpine) на нашем рынке уже давно и успела зарекомендовать себя не только как производитель отличной аудиотехники, но и как грамотный организатор торговли и дилерской установки аппаратуры. Поэтому неудивительно, что престиж этой марки очень высок. На выставке фирма продемонстрировала всю систему "Ai-net", в которую входят, помимо основного блока (профессионалы называют его "хед-юнитом"), Си-Ди-ченджер, звуковой процессор, эквалайзер, телевидеосистема с убирающимся в стандартное гнездо складным экраном, противоугонная и навигационная системы. Среди специалистов нет сомнений - за такими электронными комплексами будущее, однако пока они еще слишком дороги для массового потребителя.ПРОГРЕССОднако настоящий гвоздь всей выставки - новые динамики "DDDrive". В то время, как другие фирмы сосредоточились на движущихся частях, непосредственно излучающих звук, "Альпайн" занялась исследованием возмущений магнитного поля между катушкой и магнитом. Новые динамики настолько превосходят по качеству воспроизведения прежнюю модель, что невозможно представить, что их предшественники лишь недавно считались одними из лучших в мире. Огорчает лишь цена - около 500 долла-целая система, состоящая из основного 'блока с кассетным магнитофоном, 10-сантиметрового (по диагонали) цветного телеэкрана, тюнера класса "Hi-end" с оптическим выходом, 10-дискового Си-Ди-ченджера (также с оптическим выходом) и цифрового усилителя мощностью 4x70 (2x150) Вт. Дополнительно можно подключить навигационную систему со спутниковой связью GPS, мобильный телефон (в этом случае система работает как записная книжка), видеомагнитофон или видеокамеру, экран для задних пассажиров, дополнительный усилитель для сабвуфера и даже телекамеру заднего обзора. Более "приземленная" серия магнитол "Стокгольм", "Гамбург", "Франкфурт", "Бар"Мак Аудио" - техника европейских профессионалов hi-fi. Сверхмощный (2x270 Вт) усилитель МР-2505 может "приводить" систему параллельно соединенных динамиков сопротивлением всего 1 Ом. MN-4000 - активный разделительный фильтр - четыре регулируемых частотных диапазона (высоких, средних, низких и сверхнизких частот) для четырех каналов супераудиосистемы.Более доступная широкому кругу техника - автомагнитолы "Альпайн" нового поколения: TDA-7550R; TDA-7552R; TDA-7556R высококлассные аппараты с мощным (4x35 Вт) встроенным усилителем, пультом дистанционного управления, памятью на 30 радиостанций, управлением ченджером, шумопонижающей системой "Долби-В" (первые два) и С. Их легко узнать по многоцветному дисплею и круглой многофункциональной рукоятке. Однако наиболее "серьезная" автомагнитола из новинок - TDA-7559R. У нее отсутствует встроенный усилитель, но есть три 4-вольтовых линейных выхода для подключения дополнительных. Новая серия усилителей MRH сохранила все достоинства предшественников серии V12, плюс стала компактнее (самый плоский усилитель в мире!) и легче интегрируется в любую систему. Новый дизайн отличает также однодисковые встраиваемые проигрыватели компакт-дисков CDE-7825R; CDE-7827R, кроме того, теперь их можно устанавливать не только горизонтально, но и под углом, вплоть до 30 градусов к вертикали (это необходимо во многих автомобилях).ров за двухполосную систему. Однако дилеры "Альпайна" оценивают наши возможности и понемногу снижают цены. Так, например, базовую модель магнитолы уже можно приобрести примерно за 250 долларов, а Си-Ди-ченджер - менее чем за 400. Следующий в повестке дня - немецкий "Блаупункт" (Blaupunkt). Эта марка принадлежит концерну "Бош". То, что автомобильную аудиотехнику делает многопрофильный концерн, вовсе не означает несерьезного к ней отношения. Высшая в "иерархии" фирмы модель "Берлин-RSM 303-А" - не просто автомагнитола: это Система "Ai-net" фирмы "Альпайн" добро пожаловать в мир звука.селона" и однодисковых Си-Ди-проигрывателей "Мюнхен", "Лондон", "Атланта". Отличительная особенность всех этих аппаратов - "волновой" дизайн - передняя часть выполнена изогнутой, что улучшает обзор дисплея и переключение "вслепую". Сам дисплей обладает несколькими новыми функциями - плавной сменой подсветки (16 града-ЗА РУЛЕМ 9/9653 Топ-модель фирмы "Кенвуд" KRC-957SRC прячет свое "лицо". Увидеть переднюю панель может лишь хозяин особого брелока.ций от густо-зеленого до бордо) и переключаемой трехпозиционной матрицей на жидких кристаллах (она подстраивается под угол обзора слева, прямо или справа). Модель "Атланта" снабжена автоматической коррекцией тембра. Расположенный в салоне машины микрофон передает шум в автомобиле на процессор, который корректирует воспроизведение, усиливая звук на тех частотах, где больше всего шума. Метод корректирования впечатляет - четырехканальный девятиполосный эквалайзер регулирует каждый громкоговоритель в отдельности. Большинство автомагнитол "Блаупункт" оснащают кодовой картой, которая не только служит ключом, но и содержит информацию о настройке приемника, тембре и громкости. Складывается впечатление, что в отличие от японской аппаратуры большее внимание уделяется эргономике, чем звуковоспроизведению. Взять хотя бы уникальный пульт управления, который монтируется на руле любого автомобиля. Владельцы немецких машин найдут у "Блаупункта" специальные конструкции для монтажа увеличенных динамиков, позволяющие не вырезать обивку автомобиля. Японская фирма "Кенвуд" (Kenwood) предлагает полностью обновленный спектр автомагнитол и однодисковых встраиваемых лазерных проигрывателей. Магнитолы высшего класса и однодисковые проигрыватели оснащены оригинальной защитой от кражи. Выключите прибор - и лицевая панель перевернется на 180 градусов, оставив взглядунепривлекательный черный прямоугольник и неработоспособный аппарат. Вернуть ее в нормальное положение можно только с помощью брелока-передатчика, наподобие того, каким снабжены автомобильные сигнализации. Максимальная мощность встроенного У вас усилители "Дженсен-А322 HLX есть? А расцветки веселенькие?"Дженсен" представляет 9 видов автомагнитол, 16 усилителей и около сотни динамиков всех видов и размеров. Особенности конструкции автомагнитол " Д женсен " - очень крупные клавиши управления, разной формы, чтобы легко находить "вслепую", и неравная мощность встроенного усилителя для передних и задних динамиков (2x15 и 2x30 Вт соответственно). Усилители "Дженсен" могут работать с акустическими системами с нестандартным по нашим понятиям сопротивлением 2 Ом, а серия HLX отличается веселенькой расцветкой. Если фирма найдет в России подходящих дилеров и установит разумные цены (американская аудиотехника обычно недорогая), то ее ждет успех. Новичок в России - немецкая фирма "Мак Аудио" (Mac Audio) известна в среде профессионалов. Модели автомагнитол охватывают все секторы рынка - от простейшей MTR-200, которая тем не менее оснащена съемной панелью, системой RDS, усилителем 4x25 Вт, до MTR-900C с управлением Си-Диченджером и системой шумопонижения "Долби-В/С". Дополняют ее ченджеры, усилители, фильтры и, конечно, полный набор динамиков. Даже неискушенному автомобилисту легко подобрать акустические системы "Мак Аудио" - они весьма разумно разделены на три серии. "Монитор" - для бескомпромиссных ценителей звука, "Перфоманс" - для тех, кто тщательнее соразмеряет качество и цену, "Кволити" - для тех, у кого цена на первом месте. Последний новичок на выставке итальянская фирма "Феннер" (Fenner). Она предлагает очень простые, если не сказать примитивные, автомагнитолы, одну модель Си-Ди-ченджера и однодисковый проигрыватель. Технический уровень скромный, заметно отстает от японских конструкций, зато по части применения экзотических материалов в конструкции динамиков итальянцы превзошли многих: кевлар, стекло- и углеродное волокно, титан - все это пока более уместно в космических ракетах или гоночных автомобилях, нежели в громкоговорителях. С нынешней палитрой изделий у фирмы, похоже, немного шансов на нашем рынке, тем более что внешний вид многих аппаратов далек от современных представлений. Однако обращают на себя внимание антенны как для автомобильных радиоприемников, так и для сотовых радиотелефонов. Что же в итоге? Рынок автомобильной аудиоаппаратуры в России практически сложился, войти в него и занять видное место новым участникам стало, трудно. Надо предложить что-то, чего нет у конкурентов, или баснословно низкую цену. На фоне такого разнообразия особенно удручающе выглядят изделия отечественной автомобильной промышленности. Прогресс в сфере электроники идет столь быстро, что даже западные автомобили пятилетней давности кажутся устаревшими на фоне той новой радиоаппаратуры, которую для них предлагают. Анатолий ФОМИНАнтенны "Феннер" для "Фольксвагена", "Мерседеса" и других.усилителя четырех наиболее дорогих магнитол и проигрывателя компакт-дисков - 4x35 Вт. Базовая модель KRC-150D(L) - для начинающих или экономных любителей стерео в автомобиле - со съемной передней панелью, усилителем 4x15 Вт, возможностью слушать приемник во время перемотки кассеты. Любителем экзотики фирма предлагает 6-дисковый ченджер для записываемых мини-дисков. К сожалению, слабо была представлена фирма "Джей-Ви-Си" (JVC), а ведь ей есть чем похвастать: например, трехдисковый встраиваемый Си-Ди-ченджер KD-GT5R, единственная управляемая голосом магнитола KS-RT810R, система, изменяющая громкость звучания в зависимости от оборотов двигателя. Эти новшества заслуживают пристального внимания, однако экспозиция оказалась неожиданно скудной. Новостью для российского рынка стало появление американской фирмы "Дженсен" - так на местный лад изменилась фамилия шведского изобретателя Петера Йенсена, придумавшего конструкцию громкоговорителя в далеком 1913 году. С тех пор фирма занималась их производством, а в 90-х годах взялась за автомобильную аудиотехнику. Сегодня54ЗА РУЛЕМ 7/96