32
33
И З ГОРО"Мерседес-Бенц-Вито" - фургон грузоподъемностью 1 тонна. Выпускается в пании, на заводе Виториа с 1996 года вз мен модели МБ-100. Два типа кузовов фургон и комби, три варианта двигател предкамерные дизельные, 2299 см3, с ту бонаддувом или без, и бензиновый, 1998 см3, с четырьмя клапанами на цилиндр. Коробка передач - пятиступенчат механическая или четырехступенчатая томатическая. Есть несколько вариан планировки - от двух до восьми мест.Фирма "Мерседес-Бенц" категорически отрицает принадлежность "Вито" к племени мини-вэнов. С ее точки зрения, это грузовой автомобиль, а что касается пассажирских кресел и остекленных боковин кузова - лишь вариант "комби" для расширения ассортимента. Настоящим мини-вэном считают автомобиль V-класса (тот же кузов с другой начинкой), производство которого начинается этой осенью. Поверим производителю на слово ив своих оценках будем рассматривать "Вито" как маленький грузовик.Внешность - не главное "Вито" практически сохранил внушительный внутренний объем своего предшественника МБ-100, однако внешне он куда более компактный и "легковой". Несмотря на "кубизм", присущий большинству автомобилей такого типа, "Вито" не производит впечатление вырубленного топором. Дизайнерам удалось сделать утилитарный автомобиль динамичным и запоминающимся, чему помогли эффектная подштамповка на боковине и стекла, перекрывающие среднюю стойку. Да и полукапотная компоновка, которая выбрана в целях улучшения пассивной безопасности, кроме того, придает силуэту стремительность. Для любой машины внешний вид - прежде всего средство привлечь покупателей. Однако у автомобиля-работяги, каков по замыслу создателей "Вито", функциональность и рабочие качества ставятся во главу угла. Поэтому дизайнерской концепцией предусмотрены плоский пол, малая погрузочная высота, большая задняя и широкая боковая (сдвижная) дверь. Да и умеренная высота машины позволит хранить ее в обычном гараже для легкового автомобиля. Конструкторам "Мерседеса" удалось выполнить самые противоречивые требования - при высоте 1875 мм объем грузового отсека у фургона почти пять кубометров, а погрузочная высота всего 505 мм. Полука32 ЗРЛМ 9/96 А УЕпотная компоновка не способствует эффективному использованию внутреннего объема, поэтому автомобиль получился довольно длиннобазным - 3000 мм при общей длине 4660 ("Вито" заметно короче "Волги"). В сдвижную боковую дверь фургона должен проходить стандартный европоддон. А поскольку дверь у "Комби" той же ширины, на любое из сидений без труда попадет даже самый "нестандартный" пассажир.По-настоящему "мерседесовская", панель приборов лаконична и функциональна. Рычаг переключения передач не мешает проходить на передние сиденья из салона. мой высокой оценки: о подвеске уже сказано, а широкая колея и низкий центр тяжести позволяют при необходимости совершать маневры на грани возможностей вестибулярного аппарата пассажиров. Наш "Вито" был оснащен четырехцилиндровым двухлитровым бензиновым двигателем с четырьмя клапанами на цилиндр. Сказать, что динамические качества машины впечатляют, будет преувеличением. Но еще раз вспомним - это грузовик, который, между прочим, без труда "разберется" на шоссе с любой отечественной легковушкой. 129 лошадиных сил под капотом и неплохая аэродинамика (Сх=0,34) позволяют ему достигать максимальной скорости 166 км/ч. С динамикой несколько хуже - как-никак 2,6 тонны полной массы. Мотор, пожалуй, немного "неправильный" в сравнении с другими "многоклапанниками" - он уверенно тянет с 2000 об/мин и неохотно раскручивается выше 5000. Его сородичи обычно "просыпаются" куда позже и далее пулей набирают обороты до ограничителя. Но такое поведение - не для грузовика, и двигателистам пришлось немало потрудиться, чтобы "впрячь в телегу трепетную лань". Дабы возместить недостаток крутящего момента в зоне низких оборотов, двеГолубой вагон бежит Но отнюдь не качается - независимая подвеска всех колес, жесткие пружины, мощные амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости - ходовая часть "Вито" на уровне современных требований... к легковому автомобилю. Правда, потряхивает на неровностях подмосковных "автобанов" изрядно. Но как раз это "Вито" прощается - ведь грузовик. Комфорт комфортом, а без малого тонну везти надо. Зато "пробить" подвеску на незагруженной машине из области фантастики. Говоря об устойчивости и управляемости фургона, можно оперировать двумя градациями: приемлемо или неприемлемо, хорошо или плохо. Скоростная рулежка и лихие маневры - отнюдь не штатные режимы для такого автомобиля, но на дороге может случиться всякое. Ходовые качества "Вито" заслуживают са- А ВИТОРИАпервые передачи сделаны "короткими", тяговыми. При езде на незагруженной машине это несколько раздражает, но когда полностью загруженному "Вито" приходится ползти с черепашьей скоростью в пробке или трогаться на крутой подъем, они - то, что нужно. Пятая передача - повышающая, передаточное число ее 0,72 - на ровной дороге жечь лишний бензин незачем. На водительском месте все в ажуре, хотя и несколько непривычно для водителя легковой машины. Посадка шофера "Вито" - типично "автобусная", с почти вертикальной спиной и рулем, расположенным ближе к горизонтали. У кресла регулируется наклон спинки, а подушка перемещается вперед-назад/вверх-вниз и наклоняется. Подголовник может изменять позицию по высоте и наклону. Претензий к сиденью нет. Короткий рычаг переключения передач напоминает компьютерный джойстик: его ходы невелики, но четкость включения оставляет желать лучшего. Впрочем, "Вито" - автомобиль переднеприводный, с поперечно расположенным двигателем, а потому требовать от него "классической" четкости переключения излишне. Зато место на полу ляр был оборудован неотключаемой противобуксовочной системой. Незаметная на чистом сухом асфальте, она по-своему проявила себя на не совсем твердом покрытии. Попытка съехать на фотогеничный желтый песочек закончилась физическими упражнениями по вытаскиванию голубого "вагона". Стоило колесу попасть в небольшую ямку, как умная электроника при первой попытке забуксовать сбросила обороты двигателя и пресекла попытку пройти неблагонадежный участок с ходу. С кознями системы помог справиться проезжавший мимо "Джип-Чероки", который и вернул "Вито" на асфальтовую твердь.ическая характеристика автомобиля "Мерседес-Бенц-Вито-113-комби" Общие данные: число мест - 7; снаряженная масса - 1675 кг; полная масса - 2600 кг; максимальная скорость - 166 км/ч; запас топлива - 80 л. Радиус поворота - 6,2 м. Размеры, мм: длина - 4660; ширина - 1 870 ; высота - 1875; база - 3000; размеры грузового отсека: длина - 2300; ширина - 1620; высота - 1280; размер проема сдвижной двери - 907x1280, задней двери - 1225x1277; погрузочная высота - 505. Двигатель - бензиновый, четырехцилиндровый, рядный, с впрыском топлива; число клапанов на цилиндр - 4. Расположен впереди поперечно; рабочий объем - 1998 см 3 ; степень сжатия 8,8; мощность - 95 кВт/129 л. с. при 5300 об/мин; максимальный крутящий момент - 180 Н-м при 4200 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса, коробка передач механическая пятиступенчатая. Подвеска: передняя - типа Мак-Ферсон со стабилизатором поперечной устойчивости; задняя - независимая, на продольных рычагах. Тормоза: передние и задние - дисковые, с усилителем. Шины: 195/70R15.Для кого он, "Вито"? Спрос на развозные машины велик во всем мире. Даже наша страна не осталась исключением - посмотрите, как расплодились "газели" и ижевские "каблуки". Ну а "Мерседес" давно застолбил участок в этом классе. Испанским заводом в Виториа фирма владеет с 1976 года, и с тех пор произошли большие перемены. Если предшест-В салоне "Вито-комби" разместятся семеро любой комплекции. Подголовники и ремни безопасности теперь обязательны в Европе для всех пассажиров.Даже с тремя рядами сидений места для багажа остается немало. освободилось, и справа от водителя можно установить двойное сиденье. Возможно, для этого применен и стояночный тормоз "американского" типа (включается педалью слева от сцепления, а выключается рычагом на панели приборов). Разнесенные педали тормоза и сцепления (между ними рулевой вал) поначалу вызывали неудобство, но к ним несложно привыкнуть. А вот проникнуться доверием к педали тормоза непросто. С замедлением-то все в порядке, дисковые тормоза у всех колес и усилитель свое дело делают, но при интенсивном торможении педаль уходит вниз без большого сопротивления, что может напугать даже бывалого водителя. Зато на машине без АБС заблокировать колеса не просто, для этого надо приложить порядочное усилие. Доставшийся нам экземпвенник "Вито", фургон МБ-100 был чисто утилитарным, то новая модель служит базой для комфортабельной серии мини-вэнов V-класса. Поэтому не вызывают удивления отлично проработанное шасси, яркая внешность и богатое оснащение. Времена меняются, и владелец рабочего автомобиля тоже хочет чувствовать себя человеком. Кстати, унификация фургона с мини-вэном уже не новинка: вспомним "Пежо-Эксперт" - и пассажирский "Пежо-806" (ЗР, 1996, № 3; 1994, № 8). Относительно простой "Вито" по европейским меркам недорог - вариант "комби" с бензиновым двигателем стоит 28 120 немецких марок - как 100сильный "Опель-Астра", отнюдь не самый престижный легковой автомобиль. Для России цена "Вито" с таможенными сборами покажется слишком высокой, но и сравнивать его со значительно более дешевыми отечественными аналогами просто несерьезно. Анатолий ФОМИН, Игорь ТВЕРДУНОВ Фото Владимира Князева Редакция благодарит фирму "МерседесБенц Автомобили" за предоставленный образец. Резюме: "Вито" - весьма удачный симбиоз легкового автомобиля и грузовика. От первого перенял высокие ходовые качества, от второго - грузоподъемность и вместимость. Он не устроит, пожалуй, лишь тех, кто мечтает о высочайшем уровне комфорта (им придется подождать V-класса), или тех, кто намерен часто покидать дороги с твердым покрытием.ЗА РУЛЕМ 9/96 33