ВАЗ-2131Пробег редакционной пятидверной "Нивы" перевалил за 20 тысяч километров. Несмотря на щадящий режим эксплуатации (ВАЗ-2131 редко съезжал с магистралей на бездорожье), бороться со всевозможными неисправностями приходилось часто, Расскажем о том, какие сюрпризы преподнес автомобиль, и опишем способы их устранения. Одна из самых опасных поломок проявилась во время очередной командировки. Впервые ВАЗ-2131 основательно загрузили: три человека, сумки с личными вещами, фотоаппаратура, инструмент, запасные части, канистры с бензином. Город покинули благополучно. Но, когда машину стало потряхивать на щербатом асфальте шоссе, под туннелем кузова, близ рычага ручного тормоза, стал отчетливо слышен скрежет. И чем сильнее сжимались пружины подвески на неровностях, тем продолжительнее нервировали нас неприятные звуки. Сбросив скорость и тщательно объезжая ямки, добрались-таки до пункта назначения. Разгрузили автомобиль и при первой же возможности загнали его на яму, чтобы осмотреть днище. Картина открылась весьма неприглядная. Когда утяжеленная поклажей и людьми "Нива", минуя дорожные ямы, проседала глубже, чем обычно, карданный вал доставал... до трубок бензобака, проложенных в туннеле кузова. К счастью, отделались небольшими вмятинами на трубках, до сквозных дырок дело не дошло. Иначе мы в лучшем случае оказались бы посреди шоссе с пустым баком, в худшем - тушили бы пожар. Причина неисправности весьма прозаична - чахлые крепежные петельки, приваренные к днищу, разогнулись под весом бензопровода и он просел. Неудивительно: их так легко смять пальцами, что сразу становится ясно - бензотрубки 1 08 ЗРЛМ 99 АУЕ /6для них непосильная ноша. Пришлось взять молоток и через деревянную проставку осадить трубки вглубь туннеля, подальше от карданного вала. Работали с большой осторожностью (был риск смять бензопровод или оторвать его от бака), но цели достигли - скрежет пропал. Приобретенный опыт позволяет дать совет общего характера. Когда вы в первый раз основательно загрузили автомобиль (любой модели), не спешите на трассу, а совершите пробную поездку. Притаившиеся дефекты лучше выявить заранее. Следующий узел, запросивший ремонта, - передняя подвеска. На 12-й тысяче (!) пробега заскрипела правая нижняя шаровая опора, а на 14-й - левая. Провели основательную ревизию ходовой, но заметных люфтов не обнаружили. Прямо-таки напрашивался эксперимент проверить "живучесть" опор, работающих без смазки. Но ресурсные испытания вскоре пришлось свернуть - на ходу шаровые издавали такой душераздирающий скрежет, что оборачивались инспектора ГАИ. Решили не ждать "кончины" деталей и заменили их новыми. Возня с подвеской сопровождалась одним забавным эпизодом. Чтобы облегчить доступ к узлам шасси, понадобилось снять передние колеса. Гайки крепления сами не отвинчивались, проколов шин пока не было - колеса не трогали с ноября 1995 года. А зря: за зиму вода с солью сделала черное дело. Диски из легкого сплава, которыми укомплектована редакционная "Нива", снабжены изящными декоративными крышечками. Они крепятся к диску стальным болтом с головкой под шестигранный ключ. Сталь и цветной сплав под действием "химически активной" грязи намертво прикипели друг к другу. Снять крышечки и добраться до колесных гаек удалось, потратив день на подготовительные работы. Соединение каждый час смачивали жидкостью WD40, обстукивали молотком и даже грели паяльной лампой. Лишь к вечеру после многих бесплодных попыток болты стронулись. При этом загубили два ключаотечественного производства и только хромированный импортный с грехом пополам выдержал. А счастливым обладателям красивых литых дисков настоятельно рекомендуем снимать на зиму декоративные крышки. Помимо крупных неисправностей продолжают беспокоить отказы некачественных комплектующих. В очередной раз затарахтел вентилятор отопителя, перестал работать в прерывистом режиме очиститель ветрового стекла, буквально рассыпался насос омывателя. Без видимых причин треснули в нескольких местах пластмассовые окантовки водостока крыши. Залив по весне воду в омыватель заднего стекла, обнаружили, что виниловая трубка от бачка к форсунке перебита винтом крепления обивки. Не самый страшный дефект сборки, но воду из багажника вычерпывать пришлось. Гораздо больше обеспокоило внезапное и быстрое падение уровня масла в двигателе. Причина банальная: несколько болтов, крепящих картер к блоку цилиндров, были лишь наживлены. Затянули их, и уровень масла стабилизировался. Может сложиться впечатление, что пятидверная "Нива" доставит своему хозяину одни неприятности. Но если отвлечься от перечисленных дефектов (которые сегодня нередки и на других моделях), то, на наш взгляд, ВАЗ-2131 намного практичнее обычной трехдверной "Нивы". К тому же, в отличие от главного конвейера, на опытно-промышленном производстве ВАЗа, где собирают удлиненные вездеходы, умеют оперативно вносить изменения в конструкцию. Многие неисправности, характерные для нашей "Нивы", на машинах, выпущенных позже, уже не встречаются. В заключение поделимся планами на будущее. В ближайшее время мы опробуем на редакционном ВАЗ-2131 новый двигатель ВАЗ-2130 объемом 1800 см 3и американские покрышки "Гудьир" с универсальным рисунком протектора. О том, как изменится поведение автомобиля на дорогах и на проселке, вы узнаете из следующей публикации. Вадим КРЮЧКОВ ЗАЗ-1105О "детских болезнях" автомобиля ЗАЗ1105 "Дана", проходящего испытания в украинском корпункте ЗР, мы рассказали в 1995 году дважды - в апрельском и сентябрьском номерах. Это были дефекты сборки, сосредоточенные, главным образом, в моторном отсеке. Я надеялся, что за первые 10 000 км полностью их обнаружил и устранил. Не тут-то было... На двенадцатой тысяче кузов стал "транслировать" легкие ритмичные стуки, возникавшие невесть где при.торможении. Возможно, разболталась система выпуска? Осмотр на эстакаде ничего не дал: глушитель и прочие "подозреваемые" закреплены вроде бы нормально. Зато попутно обнаружилось, что чехлы-"гармошки" на вале управления коробки передач разрушились и превратились в наборы резиновых бубликов. На грустные мысли навело и состояние чехлов шаровых опор. Поездил еще некоторое время. Анонимный "стукач" обнаглел: ударял, как молотком, несколько раз при каждом замедлении или ускорении хода. Чем и выдал свое местонахождение. Оказалось, на болте верхней подушки крепления двигателя была повреждена резьба, что не позволило как следует затянуть гайку. Так что стучал плохо закрепленный мотор... Не запирались двери. Сначала задняя (дефектная тяга перестала реагировать на кнопку). Затем передняя, где вдруг стали бессильны и кнопка, и ключ. Виновата была опять же сборка - на сей раз некачественная клепка соединений в замочном механизме. Одна из его планок расклепалась и, сойдя с оси, заклинила замок. Не успела "Дана" преодолеть "детские болезни" сборки, как начались проблемы отрочества, связанные с низким качеством комплектующих. Особенно много огорчений доставляли резинотехнические изделия. О чехлах "кулисы" и шаровых опор я уже мимоходом сказал. Быстро превратились в лохмотья колпачки наконечников свечей. Дал трещину и течь один из шлангов системы охлаждения. По "закону подлости" он находился в труднодоступном месте, так что, меняя его, я трижды проклял допотопные безвинтовые хомутики. Особо скажу о шинах. Сначала у меня не было к ним претензий. То, что машину заметно уводило вправо, я объяснял неточной установкой углов управляемых колес. Но когда мы с "Даной" побывали у "развальщика" (подчеркиваю: одного из лучших в Киеве), она стала отклоняться вправо еще сильней. За точность своей работы Сергей ручался. Значит, дело в самих колесах. Пришлось методом проб и ошибок найти оптимальный вариант расстановки колес, при котором увод стал минимальным за счет взаимной компенсации искривления шин. Просто жаль было выбрасывать эти шины (белоцерковские, марки Rosava) после пробега 12 000 км. Хотя, в принципе, нельзя исключить и другие причины увода. Так, на одной из редакционных "таврий" мы обнаружили редкостный дефект - колесная база левого борта несколько отличалась от базы правого... На буксир "Дана" попросилась один раз, когда после кратковременной остановки двигатель не захотел заводиться. Стартер работал бодро, посверкивала искра на свечах, бензин нормально поступал в карбюратор - оставалось лишь теряться в догадках, чего еще надо этому двигателю. Дома, на стоянке, я снова воспользовался методом проб и ошибок. Замена коммутатора, датчика-распределителя и свечей ничего не дала. Поставил новую катушку зажигания - и мотор заработал. Соседи по стоянке лишь руками развели: "Хитрая неисправность!". В самом деле, катушку замкнуло так, что искра была приличной на вид, но недостаточно мощной, чтобы воспламенить смесь в цилиндрах. Еще отказал концевой выключатель освещения салона, установленный в проеме водительской двери. Чтобы он сработал, нужно было, открыв дверь, пошевелить его рукой. Дефект вовсе не безобидный, если учесть, что к этим выключателям привязывается противоугонная сигнализация. При неисправном "концевике" она не реагирует на несанкционированное открывание двери. Мне приходилось ездить на "тавриях" разных лет выпуска. Смею утверждать: тот, кто покупает автомобиль этого семейства, сделанный после 1991 года, должен быть готов к многочисленным дефектам сборки и комплектующих. Это подтверждается, наряду с моим личным опытом, простой экономической логикой: обедневший производитель неизбежно теряет и лучших сборщиков, и лучших поставщиков. Зато конструкция автомобиля, сложившаяся в основном в былые годы, все еще заслуживает добрых слов. И, между прочим, помогла нашему редакционному экипажу победить в международных автомобильных соревнованиях журналистов на Украине в классе до 1300 см 3 (см. ЗР, 1996, № 7). При фигурном вождении "Дана" показала достаточную маневренность, а в скоростных спортивных пробах на мототреке - хорошую устойчивость и управляемость. Во всем диапазоне скоростей, вплоть до 145 км/ч, отсутствуют вибрации. Значительно улучшилась по сравнению с ЗАЗ-1102 шумоизоляция салона: уже хочется иметь в нем "музыку". Многие покупатели ищут "Дану" с двигателем от ВАЗ-2108. Мне довелось поездить на такой. Динамика очень понравилась. Но когда доходило до торможения, я чувствовал, мягко говоря, дискомфорт. Дело в том, что у нашей "Даны", оснащенной 50-сильным мелитопольским МеМЗ-245, в моторном отсеке поместился усилитель тормозов, "восьмерочный" же двигатель не оставляет ему места. ...Взглянул на счетчик пробега, подбирающийся к 20 000, - и подумалось почти словами поэта: как мало пройдено дорог, как много сделано ремонтов! Скептики говорят, что это еще цветочки. Верить им пока не хочу. Леонид САПОЖНИКОВЗА РУЛЕМ 9/96 109