103
На столе у сотрудника ГАИ - гора изъятых и невостребованных документов иностранцев-нарушителей. деньги) берут на себя ответственность, гарантийные обязательства компенсировать ущерб. В России исторически сложилось, что убытки по гражданской ответственности иностранных владельцев автотранспортных средств регулирует от своего лица (или от лица других компаний) только Ингосстрах. Именно он имеет прочные связи с "бывшими братьями", обеспечивающие возмещение ущерба от ДТП. Другие страховые компании то ли не хотят связываться с хлопотным делом, то ли, что скорее, не имеют договорных отношений с зарубежными страховщиками. Вернемся на дорогу, где произошла авария с участием иностранца. Здесь перед инспектором во всю ширь школьих пострадавшему. Во всяком случае, бедолага хоть знает, кто разбил его машину. Далее дает адреса Ингосстраха (Пятницкая, 12) и Инюрколлегии (Тверская, 5). Отныне реально помочь пострадавшему способны только они. Первый визит - в Ингосстрах. В частности, семья Куриленко может направить туда письмо с документами ГАИ, оценкой ущерба и фотографиями поврежденной машины. Через своих представителей за рубежом Ингосстрах попытается не только разыскать виновника аварии, но и взыскать материальный ущерб. Причем бесплатно, поскольку свои "премиальные" Ингосстрах получает с ответчика. Если машина не застрахована или его компания откажется возмещать ущерб, к делу можно подключить Инюрколлегию. Специалисты международного права попробуют уладить конфликт законным путем. Хотя, признаться, им приходится несладко: двусторонние договоры о взаимной правовой помощи у нашей страны есть лишь с 21 государством. Были случаи, когда адвокатам просто отказывали в поддержке. Совсем огорчает МИД: нет у него никакого желания использовать свои каналы для помощи российским гражданам. Я не случайно упомянул законный путь. В практике Ингосстраха были случаи, когда с иностранным водителем пытались разобраться бандитскими методами. Недавно в одной области за помятую "девятку", наняв "крутых", с насильно удерживаемого виновника аварии потребовали компенсации. Ингосстраху об этом сообщило консульство, куда бедолага передал с оказией весточку. Представьте себе, звонят из Ингосстраха в местный отдел милиции, а начальник говорит: "Давайте 60 тысяч долларов - отпустим". Разговор записывался на пленку, которая вскоре попала в РУОП. Итог понятен. Вообще удивляет вопиющая правовая неграмотность наших сограждан. Легче выколотить желаемую сумму, чем быть достойным цивилизации двадцатого века. Впрочем, хотя законодательство и контроль за его исполнением идут сверху, образующийся правовой вакуум заполняется снизу - незаконными действиями. Не хотелось бы рисовать картину в мрачных тонах, но такова действительность. Без сомнения, есть иностранцы, которые (понимая горе человека) готовы рассчитаться на месте или сделать это вскоре. Однако читательская почта о них умалчивает. Зато писем, подобных написанному семьей Куриленко, множество. Сергей ИГОНИН, Дмитрий ЖЕРНОВ Фото Сергея ИвановаИНОСТРАНЕЦТо, о чем мы поведем рассказ, наверное, больше всего подходит под рубрику "Право на защиту". Ведь сегодня лишь единицы пострадавших в ДТП с участием иностранного водителя могут доказать его вину, привлечь кответственностии взыскать ущерб. Вот реальный пример. Печально читать это письмо, зная, что есть шансы найти виновника и получить с него материальное возмещение. Рассмотрим ситуацию по порядку. На место аварии приехал инспектор ГАИ. Разумеется, он требует документы у всех участников ДТП. То, что должно лежать в наших карманах, - известно. А вот у иностранца должен быть страховой полис. Обо всем мире говорить не будем, а в Европе действует так называемая "Зеленая карта".ной программы возникает языковой барьер. Иностранец предъявляет все документы, "Зеленую карту", но (поняв ситуацию) говорит много и быстро. Растерявшийся инспектор оформляет ДТП обычным порядком. Если виновность иностранца не вызывает сомнения, тот прощается с водительским удостоверением (чаще всего навсегда). В любом случае он получит временное разрешение, а с ним может спокойно ехать домой. Там остается пойти в полицию и заявить, что в России документы украдены злодеями с большой дороги. Нередко бывает хуже: сбил человека и скрылся. Хорошо, если кто-то из очевидцев запомнит номер. А если нет? Вы думаете, иностранные машины проверяют, оглядывая вмятины, так же тщательно, как наши? Или пограничники заинтересуются, куда делись "права", и сделают запрос? Допустим, водитель не скрылся и даже оказал первую помощь. ГАИ оформит документы и передаст их дознавателю. Тот проведет более тщательное расследование, дополнит новыми бумагами и передаст их в следственный отдел, где, оценив материалы, возбудят уголовное дело. Вопрос о заключении виновника под стражу может решить только суд. Когда он будет? А преступник гуляет на свободе, если вообще не уехал восвояси - ищи ветра в поле. Однако не надо думать, что все иностранцы - отпетые негодяи. Тот, кто совершил аварию на нашей территории, отвечает по нашим законам. Значит - пришел в ГАИ, заплатил штраф, забрал "права" и ... домой. Что ему может противопоставить инспектор группы разбора ДТП? Поделюсь опытом работы 15-го отдела ГАИ Москвы. Для начала сотрудник ГАИ требует перевод (заверенный в консульстве) на русский язык всех документов иностранного водителя-нарушителя. Делает копии и выдает"Много лет мы проработали в северном леспромхозе. Переехали на "материк" и купили "Опель-Кадет-караван". Но радость была недолгой. По дороге домой, недалеко от города Сафонова, сзади в нашу машину "въехал" грузовик из Польши. Прибывший на место инспектор ГАИ быстро составил протокол, выдал нам справки об аварии и... всех отпустил! Поляк собрал свои вещи, сел в попутную машину и был таков. Мы с горем пополам (и разбитой машиной) добрались до смоленских знакомых. Обратились к юристу, но он отказался помочь, поскольку виновник ДТП - иностранец. Вызвали специалиста по авариям. Тот же результат - он отказался составить калькуляцию ущерба, поскольку поляка и след простыл. Получилось, что на родной земле мы остались одни у разбитого корыта. Неужели нет законов, позволяющих призвать к ответу виновника?" Семья Курнленко Белгородская областьЧто это такое? Государства, входящие в эту систему, гарантируют своим гражданам возмещение ущерба, нанесенного ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ. Создан специальный фонд, из которого выплачивают ущерб, если виновника установить не удалось. Но Россия в эту систему не входит, поскольку в нашем "доме" нет закона о страховании гражданской ответственности. У нас если и страхуют ВЛАДЕЛЬЦА, то исключительно на добровольных началах. Ну хорошо, рано или поздно думские товарищи (в очередном чтении) что-нибудь примут. А что же сегодня? При пересечении нашей границы любой иностранный водитель может купить полис, который обеспечит страхование гражданской ответственности в России. Например, "Балтик Пул", действующий на территориях России, Молдовы, Украины и Белоруссии. Могут, но не хотят. У многих водителей есть "Зеленая карта". Зачем еще? Ужас в том, что большинство "их" водителей и не подозревает, что Россия не входит в европейскую систему. Отсюда и проблемы. Еще нюанс. С бывшими братьями по соцлагерю ситуация несколько проще, чем с бывшими супостатами. Почему? Во всех "страховых" делах главное - фирмы, компании, которые (собираяЗА РУЛЕМ 9/96103