86
87
И MnfD ^ H ^ А1ЛИЯЛегких этапов в этом соревновании нет. Участники должны рассчитывать в основном только на свои силы. Трассы ралли-рейдов это полная импровизация без предварительных тренировок и разведок. Имея весьма общее представление о маршруте, штурман здесь, в отличие от классического ралли, вынужден не только работать с легендой, но и заниматься навигацией - машине порой приходится двигаться по азимуту. У каждого из ралли-рейдов свои особенности. Скажем, этапы серии "Баха" длятся всего один день. Но за этот день надо пройти не менее 800 километров, что требует от пилотов и штурманов крайней выносливости и самоотдачи. А вот трасса ралли "Атлас" примерно на 60 процентов проходит в горах, по узким фунтовым дорогам вдоль крутых обрывов. Этап Кубка "Тунис" считается одним из самых "гуманных" и как бы предназначен для тех, кто пробует свои силы в автомарафонах. Как и ралли "Атлас", он длится примерно неделю. Его трасса проложена по пескам, которые, однако, непроходимыми не назовешь. С каждым годом все более популярной становится этап Кубка мира в Дубае, который длится три-четыре дня. Нередко участвующие в нем удивляются тому, что в самом сердце пустыни установлены телефоны, есть антенны, с помощью которых легко связаться с любой точкой Земли (обычно спортсмены соревнуются без средств внешней связи пользоваться ими во время соревнований запрещено). Однажды в Дубае наша машина изза поломки осталась на трассе. С помощью находившегося рядом телефона я быстро связался с техничкой , которая очень скоро приехала за нами. А вот как-то на ралли "Париж-Дакар", когда нам тоже пришлось прекратить соревнование, да еще в отдаленном от населенных пунктов пустынном районе, мы шесть дней жили у бедуинов - никто не знал, где находится наш экипаж. Весьма экзотична гонка по Австралии. Но участие в ней создает проблемы для тех, кто стремится выступить на всех этапах Кубка. Машину на Зеленый континент можно доставить только самолетом, а это стоитВзлетая на бархан, не знаешь, удачно ли приземлишься.В автоспорте немало чемпионатов и кубков, но по протяженности и трудности преодоления трасс, пожалуй, нет равных многоэтапному Кубку мира ФИА по ралли-рейдам. Розыгрыш его начинается зимой со знаменитого ралли "Париж-Дакар". Затем, ранней весной, наступает черед ралли "Тунис". После этого следует этап по дорогам Марокко - "Атлас". Ему на смену приходят сразу два ралли - "БахаНикола" в Португалии и "Баха-Арагон" в Испании. Ближе к концу года проводится автомарафон по Австралии, и завершается цикл рейдом "Вызов пустыни", который обычно проходит в песках Дубая. В нынешнем году, как уже сообщал наш журнал, впервые в Кубок мира включен новый рейд - "Париж-Ульяновск-Пекин", который стартует в начале сентября. Подробности о нем - в одном из ближайших номеров журнала, а сегодня об особенностях раллирейдов рассказывает руководитель бельгийской фирмы "Икар-компетишн" Игорь АМРОМИН - опытный марафонец, принимавший участие во всех состязаниях Кубка. Кстати, "Икар" вот уже несколько лет готовит машины для ралли-рейдов.86ЗА РУЛЕМ 9/96 ИА-^^АОТ^ОЖЬ^немалых денег. Если воспользуешься пароходом, то вряд ли успеешь подготовиться к очередному этапу. Но, конечно же, главным событием Кубка мира по праву считается ралли "Париж-Дакар", участники которого проходят столько километров, сколько гонщики в фор-& -U <«5' ч .r S£&&2И. Амромин на трассах "Баха -Никола-93" ("Ниссан-Террано" № 389) и "Гранада-Дакар-96' ("МицубисиПаджер о " № 2 51 ) .муле 1 накручивают за целый сезон. В "Париж—Дакаре" задействованы примерно две тысячи человек - участников и обслуги. Высококачественный бензин доставляют самолеты. Самолеты используют и как воздушную скорую помощь, и для обслуживания журналистов. Кстати, разрыв во времени между участвующими в этом марафоне может достигать 80 часов, тогда как зачетное время на каждом из этапов этого гигантского ралли (оно определяется после финиша первого экипажа) составляет восемь часов. Традиционно на всех этапах Кубка стартуют экипажи из Бельгии, Германии, США, Таиланда, Франции, Японии. Как правило, во всех соревнованиях участвуют команды "Ситроена" и "Мицубиси", на ряде этапов - "Мерседеса" и "Ниссана". Есть и машины собственной конструкции, построенные гонщиками, например "Шлессер" - вариант багги или "Фуке". Все автомобили подразделяются на четыре категории - T-l, Т-Н, T-III и T-IV. Мне самому приходилось участвовать в этапах Кубка на автомобилях всех четырех категорий. Т-! максимально приближены к оригиналам — серийным автомобилям. В ходе соревнований в них по существу ничего нельзя менять, и прежде всего, конечно, базовые узлы. Разрешается только усиливать подвеску, корпус. Но никаких аэродинамических устройств! Техническая комиссия ставит на автомобили этой категории восемь пломб и строго следит, чтобы они были на месте после каждого этапа. По своему опыту могу сказать, что труднее всего выступать на машинах класса T-I. Автомобили класса Т-И внешне тоже серийные машины. Но в ходе соревнования можно заменить мотор (на такой же), подвеску, оставляя крепежные места. Автомобили "Г—III сконструированы специально для гонок. Именно к этой категории относятся машины команд-лидеров "Ситроена" и "Мицубиси". Автомобили T-III прочнее других по конструкции. У механиков здесь больше свободы в выборе запасных частей, команды обеспечены отличным сервисом. Случается, вы закончили вечером этап "Париж-Дакара", например, а к утру для вас соберут по сути новую машину. И наконец, к категории T-IV относятся грузовые автомобили. В России подготовлены прекрасные гонщики с КамАЗа - они владеют высочайшим мастерством вождения грузовиков. Об этом, в частности, свидетельствует одержанная в нынешнем году первая победа российской команды в ралли "Париж-Дакар". К этой победе она шла восемь лет. Брюссель Записал Никита ШЕВЦОВсразу поймешь, что прототипом для машины ТIII (№ 43, справа) послужил "Джип-Гран Чероки". А по ходу рейда он стал едва узнаваем (фото слева вверху).