88
89
Спорт"...Это технический Эверест..." Из беседы с Андреем БЕРНИЦИНЫМ, российским участником гонок ^ ^ формулы 1.Постояннные читатели, наверное, удивятся, увидев на снимках скутера. Но это тоже формула 1, где рождаются высшие достижения водно-моторного спорта. Познакомиться с ними тем более любопытно, что в последние годы этап формулы 1 проходит в России. СОБЫТИЕ В Санкт-Петербурге 8-9 июня состоялся третий этап чемпионата мира 1996 года по водно-моторному спорту в формуле 1 Гран-при России. Призовые места распределились следующим образом: 1. Гвидо Каппеллини, Италия; 2. Перти Леппала, Финляндия, оба - на лодках ДАК; 3. Михаэль Вернер, Германия, на лодке "Барджесс". В гонках принимал участие и российский пилот Андрей Берницин, который выступал на скутере (лодке) ДАК и занял 11 -е место в общем зачете. ПРЕДЫСТОРИЯ Российские гонщики начали участвовать в этом виде соревнований в 1989 году, когда на Чижевском водохранилище под Минском был разыгран Гран-при формулы 1 - впервые на территории Советского Союза. Первым пилотом из России в Ф1 стал Алексей Ишутин, заслуженный мастер спорта СССР, неоднократный рекордсмен и чемпион мира и Европы в классе скутеров О-500, ныне один из организаторов гонки на Неве. Вот уже третий раз эти престижные гонки прошли в Санкт-Петербурге. В 1990 году их проведение осложнилось неблагоприятными погодными условиями - пришлось перенести гонки на запасную трассу, которая оказалась для быстроходных скутеров слишком тесной. Гонку останавливали неоднократно - скутера, подброшенные волной, делали мертвую петлю и сходили с трассы. В итоге соревнования отменили и УИМ (Международный водно-моторный союз) посчитал гонку несостоявшейся. В 1995 году гонка состоялась даже несмотря на то, что организаторы смогли прискутер он, можно сказать, увидел только певезти топливо прямо перед стартом - бензоред стартом. воз долго не пропускала таможня. Из-за тоГонки формулы 1 на воде проводятся с го, что тренировочные заезды не проводи1981 года. Вначале состязались на скутерах лись, многие из именитых гонщиков сошли с класса OZ без ограничений по каким-либо дистанции. Андрей Берницин тогда все же параметрам. В результате родилось семейстсумел финишировать, несмотря на все пробво уникальных двигателей рабочим объемом лемы. Основной трудностью было то, что 3600-4500 см3 и мощностью до 500 л. с. (!)О ®$В ожидании сигнала... Погруженными в воду оказываются только часть редуктора двигателя и движитель винт. В таком режиме разгон с места до 100 км/ч занимает менее трех секунд! Корпус скутера по требованиям УИМ должен быть длиной не менее 4,8 ми массой не менее 390 кг. Строят такие корпуса фирмы "Барджесс", ДАК, "Молгард", "Сиболд" и некоторые дру-88ЗА РУЛЕМ 9/96 Абу-Даби получит крупный денежный приз $500 000. Конечно, ни в какое сравнение не идут с ним многомиллионные контракты, заключаемые пилотами "колесной" формулы, но все же сумма немалая. Гонки на воде - захватывающее зрелище даже для тех, кто видит их впервые, а про тех, кто уже "въехал", и говорить нечего. Гонщики совершают повороты более чем на 90 градусов при скоростях, близких к 200 км/ч. Фейерверк брызг, лодки буквально летят, опираясь, кажется, только на винты - и так все 45 минут, если повезет. Бывает, судьи на какое-то время приостанавливаютСкорость - около 200! гие, связанные с судостроением. Стоимость лодки-корпуса - около 40 000 долларов. Все лодки снабжены двигателями одной фирмы - "Меркьюри". Стоит такой двигатель около 20 000 долларов. Двигатель - шестицилиндровый, V-образный, объем каждого цилиндра - 333 см 3 , диаметр поршня - 79 мм, ход поршня - 67 мм, на поршне два стальных компрессионных кольца. Степень сжатия - 11,5. Топливо - авиационный бензин типа Av-Gas с октановым числом 100. В бензин добавляют 2% масла. Применение любого другого топлива и добавок запрещено. Важную роль играет "откидка" двигателя - устройство, позволяющее на ходу менять угол наклона оси мотора (угол атаки гребного винта). Искусство гонщика заключается в одновременном управлении газом и углом откидки мотора. Самая охраняемая от чужих глаз деталь лодки - это винт. Некоторые гонщики на суше прячут винты под тряпкой или стараются поставить тот, что выбран, уже на воде. От правильного выбора в значительной степени зависит успех в гонке. Некоторые гонщики имеют "в бардачке" до 10 винтов различной конфигурации: трехлопастные - для быстрого набора скорости и частых поворотов, четырехлопастные - для достижения максимальной скорости на прямых. В последнее время стали популярны пяти- и шестилопастные винты. Кабина пилота по морской традиции называется "кокпит". Он чем-то схож с кокпитом "колесной" формулы 1: то же съемное рулевое колесо, почти те же приборы. Технологически кабина выполнена таким образом, что в случае аварии гонщик со всех сторон защищен от ударов, то есть представляет собой капсулу. Есть своя система пожаротушения, радиосвязь с берегом, а с этого года - и связь с судьями. ПРИЗЫ И ГОНКИ Один из призов на фото - это "Мазерати-Гибли", приз одного из спонсоров гонок, автомобильной фирмы "Мазерати". Помимо него, победитель заключительного этапа вВот он, шестицилиндровый красавец. ЗА РУЛЕМ 9/96гонку, и скутера неспешно двигаются по кругу, сохраняя позицию в ожидании сигнала к продолжению гонки. Но вот сигнал - и снова начинается сумасшествие на воде. По примерным оценкам, гонки собирают на набережных Санкт-Петербурга до 300 тысяч зрителей. Санкт-Петербург Игорь ЛАГУТИН Фото автора