картера сцепления, крепящийся четырьмя болтиками "на 10". Кроме этого, он вывинтил пробку из торца коробки передач с левой стороны автомобиля. Теперь остается только вынуть стопорное кольцо и заменить болт в торце первичного вала КП, находящийся под этой пробкой, на более длинный. И вот за этот-то длинный болт он отодвинет внутреннюю часть первичного валика. Здесь требуется пояснение. В отличие от "Гольфа", да и большинства других машин, первичный вал на "Кадете" полый с внутренними шлицами (рис. 2). По этим шлицам перемещается (естественно, только при вывинченной пробке) валик, входящий своими шлицами также в ведомый диск сцепления. Это и позволяет не разъединять коробку передач с мотором при ремонте сцепления (рис. 3). Далее на обеих машинах демонтируют нажимной диск сцепления (как го ворят, "корзину"). Только у "Гольфа" она снимется полностью, а у "Кадета" - останется внутри картера сцепления. Чтобы вытащить ее оттуда, следует выжать педаль и, поворачивая маховик, надеть на корзину фиксирующие скобы: размеры лючка таковы, что в него проходит только ведомый диск, а вот корзину требуется предварительно сжать. Однако если вы уверены в хорошем состоянии нажимного диска - зачем извлекать? Если не уверены - вынимайте и уже на верстаке осмотрите его. Вряд ли стоит напоминать, что следы перегрева, раковины и царапины на рабочей поверхности недопустимы. Неплохо также взять линейку и щуп и проверить, не превышает ли кривизна рабочей поверхности 0,3 мм. В противном случае корзину придется заменить. Можно провести и такую проверку: корзину положите на пол нажимным диском вниз и наступите каблуком в центр лепестков именно туда, куда обычно нажимает подшипник. Опытный ремонтник при этом почувствует по сопротивлению диафрагменной пружины, не "устала" ли она. Кстати, если канавка на лепестках в месте касания выжимного подшипника глужбе 0,4 мм, значит, деталь пора заменять. Не забудьте проверить выжимной подшипник - люфт и износ на рабочей поверхности недопустимы. Некоторые ремонтники промывают "выжимной" от грязи в бензине или керосине. Надеемся, вы так не поступите, иначе неизбежна скорая кончина подшипника изза разжижения смазки. Итак, все проверено и можно готовиться к сборке. Для начала неплохо покрыть очень тонким слоем смазки Mo2S шлицы первичного валика, направляющую и вилку выжимного подшипника. Затем установите на место ведомый диск и корзину, не затягивая полностью болты ее крепления. Сцентрируйте диск - на "Гольфе" с помощью оправки, на "Кадете" - простым перемещением на место первичного валика. Теперь владельцу "Кадета" остается затянуть шесть болтов корзины, четыре болта лючка и, заменив опять длинный болт валика на короткий и установив стопорное кольцо, завинтить пробку. А вот на "Гольфе" предстоит поставить КП на место ("в обратной последовательности"), при этом число болтов и гаек, которые придется затянуть, с ходу не назовешь. Требования "фольксвагеновской" инструкции предписывают также ослабить все болты крепления силового агрегата к подушкам, а затем немного покачать его, чтобы деформация подушек была минимальной. После этого, возможно, придется регулировать длину тяги переключения передач, ослабляя фиксирующий винт на пальце механизма переключения возле коробки пере-СТО ТЫСЯЧ НА "ЗАПОРОЖЦЕ"Моему "Запорожцу" стукнуло десять лет, и в этом году завершился, наконец, первый круг спидометра. Позади сто тысяч километров - а я еще ни разу не снимал двигатель, не менял ведомый диск сцепления и текстолитовую шестерню газораспределительного механизма. Расход масла, первоначально составлявший 50 г на 100 км пути, к 75-й тысяче снизился до 25 г. Расход бензина иной раз укладывается в7 литров на сотню. Что делать с запасными частями, просто не знаю - а ведь купил про запас и двигатель, и коробку передач с полуосями, и рычаги задней подвески в сборе со ступицами... Выходит, машина через сто тысяч по-прежнему как новая? Увы, нет, разве что с виду (ветром полируется!), а вообще-то в автомобиле не ржавеют только стекла. Были и поломки - но список их настолько незначителен, что сравнения с ныне выпускаемыми автомобилями и быть не может. К примеру, электромотор отопителя, главный и рабочий цилиндры сцепления, тросик газа, регулятор напряжения. Остальное расходные материалы: комплект резины И—151, аккумулятор, тормозные колодки, вкладыши рулевых пальцев, подшипники задних колес. Впрочем, изношенные подшипники - отчасти моя вина: однажды здорово перегрузил автомобиль, взяв четверых весьма упитанных пассажиров. Ничего, думал, тише едешь - довезешь. Довез, конечно. Однако именно после этого услышал гул подшипников, а при разборке увидел выщербленные беговые дорожки и поврежденные ролики. Много ли времени занимает обслуживание? Ничуть: раз в год шприцую "Литолом" крестовины и шаровые пальцы поворотных кулаков, смазываю подшипники колес, регулирую зазоры в приводе сцепления. Естественно, меняю масло и чищу центрифугу масляного фильтра. В дорогу беру обычно три запчасти: сухой паек на сутки, буксирный трос и "лимон" (в смысле - миллион рублей, так как бесплатно нынче не буксируют). Но, кроме сухого пайка, остальные "запчасти" пока не понадобились. Так что если меня спрашивают, на чем я езжу - на машине или на "Запорожце", могу в ответ лишь спросить: "А вы? Вспомните-ка свои "жигули"-"самары" - сколько раз приходилось чинить их за бешеные деньги, сколько раз тащить на буксире?" И долго ли протянут они, особенно нынешние, последних лет выпуска? А своего "Запорожца" я еще сыну передам - он у меня автомобилист-профессионал, заканчивает МАДИ. Владимир БОБКОВ Московская областьЗА РУЛЕМ 9/96 119Рис. 3. Коробка передач "Кадета": а - общий вид, стрелкой показана винтовая пробка; б - вид снизу, снят лючок сцепления, первичный валик выдвинут.дач. К этому моменту владелец "Кадета" успеет отрегулировать привод сцепления и уедет домой - принять рюмочку (чая?) за успешное окончание ремонта. Итак, "Кадет" безусловно выиграл у "Гольфа" это соревнование в ремонтопригодности. Если на неспешную работу с первым потребовалось около полутора часов, то со вторым - в два-три раза больше. Однако это вовсе не го ворит, что "Фольксваген" - плохая машина. Ездить на нем гораздо приятней, в частности, потому, что сцепление у "Гольфа" намного мягче и включается более плавно.